Эликсир «Арктика» и Белый дом
№ () от 17 апреля 2019 [«Аргументы Недели », Николай ТОНОРОВ ]
«АН» продолжают публикацию цикла статей, посвящённых научным открытиям доктора биологических наук Валерия Зюганова, создателя эликсира «Леюрус Арктика +».
К 1995 году Зюганов опубликовал около 30 работ по открытому и изученному им симбиозу «жемчужница – лосось» и стал признанным научным авторитетом в Европе. А его книга на английском языке «Жемчужницы и их связь с лососёвыми рыбами» (1994) была закуплена 250 университетами США и Канады.
Летом 1995 года Зюганов был приглашён с докладом на XXII Всемирный конгресс по малакологии (моллюскам) в Испанию, город Виго. В этот уютный городок на побережье Атлантики съехалось около 1000 участников со всех континентов. Россиян было несколько человек, но в основном уже работающих по контрактам в Европе. Интересно, что при этом они почти все мечтали уехать в США. Да что там наши! Финны, испанцы, португальцы, чехи, поляки, греки и даже англичане вертелись вокруг американских учёных.
На страже демократии
Зюганов, хотя и не собирался работать в Америке, решил не отставать от коллег. Во время утреннего coffee break пригласил по-простому самых известных профессоров, специалистов по двустворчатым моллюскам – Билла Херда, Артура Богана и Дика Невеса – на свой доклад. И они заинтересовались темой русского учёного, так как в Северной Америке обитали несколько малоизученных видов ракушек семейства жемчужниц Margaritiferidae.
Доклад в итоге перерос в жаркую научную дискуссию, и один из американцев предложил на базе конгресса создать новое научное общество под названием Society Conservation Margaritiferidae – SCM (Охрана и восстановление речных жемчужниц). Для этого требовались повторный доклад, дискуссия и резолюция участников конгресса. И американцы убедили президента конгресса сеньора дона Гутеэреса организовать для Зюганова новую подсекцию!
Проблемой было то, что для начала нужно найти аудиторию для доклада (форум проходил в здании городской оперы, и все доклады были заранее расписаны). Затем надо снабдить докладчика видеомагнитофоном, телевизором и прочей оргтехникой. Видно было, что испанцу не очень-то хотелось напрягаться, но уважаемый профессор Херд, наклонившись к уху президента конгресса, негромко и авторитетно заявил, что эта проблема (симбиоз жемчужница – лосось) курируется Кремлём и Белым домом и что это важно для укрепления демократии во всём мире. Сеньор дон Гутеэрес тут же посерьёзнел лицом и всё, что надо, сделал.
Успех второго доклада Зюганова был огромный. Особенно аудиторию восхитило видео о том, как экспедиция биологов на катамаранах преодолевает бурные пороги реки Быстрая (Камчатка). Неменьшим успехом пользовались кадры, когда экспедиционный УАЗ-469 поволокло течением, и он перевернулся посреди реки Шахе (Кавказ).
А подлинной научной сенсацией стали видеокадры с реки Лютога (Сахалин) о том, как личинка насекомого Trichoptera (ручейник) трудолюбиво строит себе домик на раковине крупной жемчужницы не из камешков, а из крошечных потомков взрослой жемчужницы. И все увидели, что у молодых моллюсков есть клейкие нити – биссусы.
«Фантастика! Мы все, профессионалы, раньше думали, что биссусы есть только у морских мидий», – выразил общее восхищение доктор Дорриган из Аргентины.
История SCM
На учредительном собрании нового научного общества, позже зарегистрированного в печатном органе союза малакологов, UNITAS Malacologica Newsletters, президентом единогласно был избран Зюганов (который, кстати говоря, чуть позже стал иностранным членом Малакологического общества США), а секретарём – профессор Невес. В общество записались американцы, а вслед за ними быстро влились финн, испанец, англичанин, немец, ирландец, австралиец и несколько шведов. Многим хотелось поучаствовать в экзотических экспедициях по загадочной России.
Научное общество SCM отказалось от вступительных взносов и не ставило задачей извлечения прибыли. Однако оно активно организовывало международные экспедиции, делало обоснования создания заповедников для сохранения жемчужницы в Европе и публиковало статьи и монографии. Наивысшим достижением общества было включение полученных им материалов по биологии жемчужниц в международную Краснуюкнигу IUCN (International Union for Conservation of Nature and Natural Resources – Международный союз охраны природы и природных ресурсов).
В разделе Красной книги о речной жемчужнице есть ссылки на монографию Зюганова (с соавторами) 1994 года и статью в докладах РАН 2005 года.
Лучшей награды для биолога быть не может. А труды Валерия стали позже обсуждать в более чем 100 международных журналах, включая самые престижные – NatureиScience.
Кстати говоря, в этих трудах учёный кроме всего прочего рассказывает об отмене программы старения у лосося пептидами личинок жемчужницы. Что имеет самое прямое отношение к уникальной воде «Леюрус Арктика Аква Вита».
А во время заполярной таёжной экспедиции 1997 года секретарь общества Дик Невес, разжигая костёр, получил серьёзный ожог лица от отлетевшего уголька. Но уже через 3 дня он полностью забыл о нём, протирая ваткой, пропитанной эликсиром «Леюрус Арктика +», место бывшего ожога.
Даже рубца не образовалось…
Херд и Боган, глядя на это чудо, заинтересовались эликсиром и тоже в итоге подправили своё здоровье, решив несколько хронических проблем.
Научное общество SCM прекратило своё существование в середине десятых годов этого века, последняя экспедиция была организована в 2013 году с немцами по кольской реке Варзуга. Причина закрытия банальна – большинство ключевых членов SCM вышли на пенсию. А нет рабочей должности (позиции) в университете – нет государственных и даже благотворительных грантов.
Привилегии президента
Во время работы конгресса в холле на столах продавались разные печатные материалы участников. Девушки-сотрудницы за небольшую наценку охотно распродали и несколько десятков книг Зюганова. Поэтому ему не было стыдно при общении с зажиточными западными участниками конгресса в кафе и ресторанах. Более того, обратно в Мадрид он решил лететь самолётом, а не трястись дешёвым ночным поездом на узкой и короткой полке, как это было на пути из Мадрида в Виго. Однако когда Зюганов обратился в офис авиакомпании «Иберия», расположенной по соседству с конгресс-холлом, билетов в экономкласс не оказалось. Помогло то, что девчата из авиакомпании двумя днями ранее помогали Зюганову перепечатывать рукописный устав общества SCM.
«Ну раз президент к нам обращается, мы не в силах отказать», – улыбнулась галисийка-менеджер. Зюганов подписал бумагу о «лояльности» к авиакомпании «Иберия», и ему выдали билет до Мадрида в бизнес-классе по цене экономкласса.
В аэропорту Виго при посадке на рейс до Мадрида служащий аэропорта торжественно отвёл Валерия от группы американцев – Дика, Билла и Артура, которые стояли в очереди в экономкласс. Клерк препроводил его к соседней красной дорожке бизнес-класса.
«А он ещё говорил, что в России зарплата у завлаба всего 100 долларов! А сам богаче нас! Хорошо вы, русские, однако, живёте», – смеялись американцы.
Симбиоз «жемчужница – лосось»
ПРОГРАММА быстрого старения лососей семейства Salmonidae (прогерия) выключается под воздействием личиночного паразита жабр лосося – речной жемчужницы Margaritifera margaritifera. В итоге предельные сроки жизни лососей рода Salmo – хозяев жемчужницы – достигают 13 лет. На примере системы «моллюск – рыба» было выявлено, что паразит может ингибировать старение хозяина и стимулировать неспецифическую устойчивость к стрессам, т.е. регулировать продолжительность жизни.
Предполагается, что паразит нейтрализует старческие изменения в клеточной системе лосося. Исследование целебных биомолекул у глохидиев жемчужницы имеет хорошие перспективы, так как нейроэндокринная и иммунная системы у всех позвоночных животных (включая Homo sapiens) построены по единому проекту.