В каждой шутке доля Шуткиной
№ () от 17 апреля 2019 [«Аргументы Недели », Татьяна НИКИШИНА ]
В советское время про актрису Софью ШУТКИНУ сказали бы: «Спортсменка, комсомолка, красавица». А сейчас её так и хочется назвать человеком будущего. Не курит, не пьёт, вегетарианка, встаёт в 5 утра, помогает бездомным животным и мечтает жить в обществе без материальных ценностей… Софья родилась в Перми, профессионально занималась танцами, а после окончила ВГИК. И если молодёжь её знает по сериалу «Молодёжка», то старшее поколение следит за судьбой её героини – одной из пленниц боевиков – на канале «Россия». На подходе премьера – сериал «Матрёшка», где её героиню завербовали агенты КГБ.
– СОФЬЯ, создатели сериала «На краю» говорят, что история основана на реальных событиях. Кто прототип вашей героини?
– Реальный прототип есть у героини Дианы Пожарской. А моя Катя – скорее собирательный образ из историй девушек. Во всяком случае я про неё ничего в Интернете не нашла. Готовилась я к съёмкам очень тщательно, читала, пересмотрела документальные фильмы. Могу вести в школах лекции о том, как не стать жертвой вербовщика. Историей сериала я загорелась сразу, как только прочитала сценарий. Ничего подобного у меня ещё не было, и было понятно, что такая серьёзная драматическая роль в профессиональном плане разделит мою жизнь на «до» и «после».
– Как вы считаете, любая ли девушка может оказаться на месте вашей героини?
– Не любая. Вербовкой занимаются профессионалы, хорошие психологи. Чаще всего своих жертв они ищут в социальных сетях, просматривают анкеты. Если замечают, что человек находится в поиске и не определился в жизни, то начинают с ним контактировать. И по тому, как человек им отвечает, делают вывод, поддастся или нет. Например, я бы никогда не поддалась на вербовку, потому что каждый день у меня расписан, у меня нет времени[end_short_text] на общение с незнакомцами. В любом случае всё начинается с семьи. Если у тебя есть с кем поговорить о своей проблеме, то ты никогда не сделаешь такую ошибку. Потому что ты можешь прийти и рассказать обо всём, скажем, маме. И близкий человек тебя поддержит. А вот если родителям не до тебя, то ты начинаешь искать поддержку на стороне. Вербовщики ведь давят на то, что тебя не понимают в обществе, что ты один и тебе надо сменить окружение.
– Съёмки проходили в Каире. Как там местные арабы на красивую блондинку реагировали?
– Как быки на красную тряпку. Для них это диковинка. Именно поэтому мы с актрисами по городу одни не гуляли. Ходили в музеи и ездили посмотреть на пирамиды в Гизе всегда в сопровождении знакомых и коллег из группы.
- Умение танцевать вам пригодилось во время съёмок?
– Моя Катя для своего жениха из Турции в фильме учит восточные танцы. Нюанс был в том, что в отличие от меня она никогда не занималась танцами. Несколько раз режиссёр мне говорил: «Она так профессионально не может танцевать!» Приходилось себя блокировать, чтобы выглядеть любителем.
– В феврале вы снимались в Киеве в украинском сериале «Коснувшись сердца». Как там обстановка?
– Полтора года назад я прилетала в Киев на пробы – всё нормально. Во второй раз в аэропорту пришлось посидеть. Просто так сейчас там не пропускают, нужно обязательно пройти собеседование с офицером. Спрашивали, была ли я в Крыму, в Донецке, Луганске, сколько у меня денег и когда я уеду обратно. В Киеве и сегодня все говорят на русском языке, и мы с моей коллегой актрисой в свободное от съёмок время спокойно гуляли по улицам, ходили в музеи и кафе.
– Вы активно занимаетесь устройством бездомных животных, помогаете приютам. Как вы восприняли принятие Закона о защите животных? Поможет ли он навести порядок в стране?
– Принятие закона – не панацея, от него массовое сознание людей не поменяется. Только когда начнём кричать об этом, когда на ТВ будут показывать социальную рекламу, а повсюду будут висеть баннеры, призывающие к милосердию, тогда может что-то поменяться. И это должно начаться сверху, исходить от правительства. Потому что, сколько мы ни пытаемся сделать с моими единомышленниками, всё равно есть масса людей, которые привыкли жить потребительски – брать и ничего не отдавать. В большинстве европейских государств на улицах нет бездомных животных. И это не только потому, что люди боятся наказаний, а потому, что общество смогло воспитать у своих граждан самосознание. А тех, кто издевается над животными, строго наказывают вплоть до лишения свободы. В Америке живодёры сидят пожизненно! А в нашей стране живодёры снимают свои издевательства на видео, выкладывают в Интернет и не несут никакого наказания. Полиция не хочет этим заниматься. А ведь давно доказано, что большинство маньяков вырастают из мучителей кошек и собак.
– Софья, у вас весёлая фамилия. Она придаёт вам радость жизни?
– Безусловно! У нас на курсе было много шуток по этому поводу. «В каждой шутке доля Шуткиной»... И говорили: «Так, шутки в сторону!», отодвигая меня при этом рукой. Это было весело, и я рада, что у меня такая фамилия. Пошутить и посмеяться я люблю. Но самые большие шутники в моей семье – папа и дедушка. Кстати, дедушка с бабушкой живут вместе уже 50 лет. И когда я к ним приезжаю в Пермь, то каждый раз удивляюсь, как им удаётся сохранить юмор.