Интервью, как первое свидание: все краснеешь и белеешь, да глаза поднять не смеешь
16 апреля 2019, 13:36 [«Аргументы Недели», Алена ЯРОШЕВИЧ ]
Книга одного из самых известных российских теле- и радиожурналистов Андрея Максимова «Не МОЛЧИ, или КНИГА для тех, кто хочет получать ответы» признана «палочкой-выручалочкой» для начинающих журналистов. Множество наград национального значения, а также создание уникальной системы «Психофилософия» сразу наводят на мысль о тяжелом и нудном трактате для «трудоголиков». Однако первое впечатление может оказаться ошибочным: как говорится, «встречают по одежке...».
«Не МОЛЧИ, или КНИГА для тех, кто хочет получать ответы» являет собой причудливый диалог автора с читателем. Вопросы, задаваемые «в пустоту», сначала вызывают недоумение, но уже с первых страниц человек невольно вовлекается в разговор и «едет» с комфортом до конечной «остановки». Стоит отметить, что такой путь по «Дороге беседы», как называет ее автор, нельзя назвать продолжительным. Книга по объему небольшая, но по содержанию крайне вместительная.
Очевидно, что само понятие «интервью» сразу ассоциируется у нас с журналистикой. Ведь, правда, в данной области без «душещипательных» бесед не обойдешься. И статьи нужны интересные, «живые», и гость, поначалу гордо восседающий в кресле напротив, сам по себе является интересной и уникальной личностью. Но как разговорить собеседника? Не обладая «тонной» опыта и вертлявой натурой, озорно преодолевающей страхи и сомнения, можно запросто «сесть в лужу». В итоге мы либо получим односложные ответы безразличным тоном, либо, что называется, «прорвем плотину», когда интервьюируемый человек принимается увлеченно рыдать у нас на плече, бессвязно лопоча куда-то в пустоту.
Так что журналисты, намеревающиеся осознанно направлять свою речь в нужное русло для извлечения полезной информации, должны освоить эту «философскую категорию».
В ходе повествования такие обычные слова, как «информация», «свобода», «общение» рассмотрены с другого «ракурса». Автор не просто выводит собеседника на тропу легкой и юморной беседы, но и заставляет его рассуждать, раскрывая саму суть общения с позиции незаурядности каждого человека. Ведь, если как следует вдуматься, любой из нас является носителем чего-то такого, о чем наш соотечественник даже не догадывается. Множество профессий, жизненных событий, мнений, желаний накладывают на человека свой отпечаток, делая его исключительным и по-своему одиноким.
Что же касается удовольствия от вербального контакта, то оно, хоть и является необязательным, но есть неплохой шанс его получить, как следует, пусть и через силу, попрактиковавшись.
Однако будущим «акулам пера» тщательно готовиться к интервью все-таки придется. Искусство овладения своими конечностями, дабы не покалечить визитера в пылу беседы, вполне разумно и понятно, но душа и «гигиена мыслей»? Порядок в мыслях еще можно растолковать: они не должны весело отплясывать в голове во время разговора, а то так и глаз, не дай Бог, косить начнет куда-то не туда. Но что касается настройки души в процессе «брания интервью» - это нечто совсем неординарное. Да, в лозунге «Даешь позитив на все времена!» нет ничего удивительного. Из каждого угла в свое время выглядывала нашумевшая книга Ронды Берн «Секрет», подробно рассказывающая о том, как получить желаемое посредством своих мыслей. Но, казалось бы, причем здесь интервью? А ларчик просто открывался: нервозность не является естественной реакцией на стресс. Так что, когда человек, потрясая кулаками, проклинает тот день, когда он решил ввязаться в эту авантюру под названием журналистика, он попадает в ловушку, сооруженную собственным сознанием. Результат, в таком случае, напрямую зависит от того, сумеет ли несчастный таки договориться со своими расшалившимися нервами. Что же касается «черных» дум, то они тянут за собой отсутствие личностных суждений и, как следствие, образуют вакуум в голове человека, «наряжая» его в посредственного и скучного собеседника. Звучит, конечно, как приговор, но, что делать, придется учиться размышлять. В конечном итоге «шеф», сидящий на плечах, обязан уметь выстраивать свою нестандартную систему суждений.
Разобравшись с интервьюером, автор убеждает нас в том, что талант ведения адекватного и полезного разговора имеется не только у корреспондентов «от Бога». Надо отметить, что «пребывание в народе» во время рассказа человека, в котором каждый россиянин (уже научившийся думать) видит гуру интервью, говорит о том, что такое смелое заявление может оказаться не просто правдой, а истиной. В книге то и дело попадаются откровенно смешные или познавательные факты из жизни писателя, кричащие о том, что он все-таки человек, такой же, как и мы, неопытные и порой неуверенные в себе.
Добавляя к сказанному практические советы по «срыванию масок», сочинению правильных вопросов и мастерству «вовремя закрыть рот», мы имеем перед собой готовое руководство к действию. Шаг за шагом оно поможет «оттачивающему» свой навык журналисту выстроить интервью таким образом, что читатель да редактор не просто восторженно «заохают», но и с интересом прочтут «плоды его трудов». Что же касается полноценной и емкой по содержанию беседы с другим индивидом, то сооружается она по такому же принципу. Главное в этом искусстве-ремесле оставаться собой, искренне интересуясь личностью оппонента.
В завершение стоит отметить, что приведенная система построения взаимоотношений с собой и миром людей отлична от модели Дейла Карнеги. Он, как известно, не только «породил» теорию общения, но и изложил ее доступным для простых смертных языком. Легендарный оратор учит хитрых людей манипулированию ради упрощения жизни, Максимов же, наоборот, доказывает, что вербальный контакт сравним с открытием, в котором свобода и взаимное удовольствие (как бы двояко это не прозвучало) являются основополагающими.