Сорок процентов и «всё включено». Кто и какие на самом деле платит налоги?
14 апреля 2019, 17:42 [«Аргументы Недели», Надежда СУНГУРОВА ]
Последние несколько лет «хитом» для публикаций социальной тематики (что в СМИ, что в блогах) неизменно является тема «сколько же налогов мы платим на самом деле». С неизменным посылом: нет, мол, не 13% мы отдаём нашей жадной власти, а все сорок. А то и пятьдесят...» Чем оппозиционнее автор, тем сильней накал негодования. Им вторит дружный хор «Раз мы платим ТАКИЕ налоги, то нам обязаны!!!...». Самые смелые спешат присовокупить что-то из серии «вы только посмотрите, как бессовестно нас грабят и не отдают в белы рученьки столько, сколько мы на самом деле зарабатываем». А может, попробуем снизить пафос и разобраться?
Один из самых дискуссионных моментов – «налог на наши зарплаты составляет не 13%, а более сорока». Мол, зарабатываем-то мы много, да только жадюгам в Пенсионный фонд 22% уходит, хапугам в Фонд социального страхования – ещё 2,9%, да воры из Фонда обязательного медицинского страхования свои 5,1% отщипывают. Грабят, в общем, со всех сторон! Так ли это на самом деле?
Прежде всего необходимо понимать, что все эти социальные взносы на самом деле к нашим доходам привязаны очень слабо. В строгом смысле это вообще не налоги. Фонд оплаты трудав нашей конторе или на предприятии не зависит от того, сколько именно вы вложили в этот фонд своими персональными усилиями. Мы привыкли к тому, что наша зарплата одинакова каждый месяц (ну или как минимум её гарантированная часть в размере МРОТ, если работодатель практикует выплату премий по результатам труда). А вот зарабатываем мы, как ни странно это звучит, каждый месяц по-разному. Приведём простой пример. Скажем, ваша зарплата равняется МРОТ в условные 100 рублей. Сегодня вы наработали на эти самые 100 рублей, а вот в следующем месяце ваш труд «обогатил» организацию всего на 50. Резко упали продажи продукции, например. А зарплата (или, повторимся, её стабильная часть) всегда одинаковая. И налог, который отдаст за вас работодатель, тоже одинаковый, «сторублёвый». Где он возьмёт на это деньги, если в том или ином месяце организация сработала в ноль или даже в убыток, нас не волнует. Урежет хоть копейку – будет буржуй и жадина, которому лишь бы набить карман за счёт несчастных сотрудников. Задержит зарплату, переведёт на полставки, отправит за свой счёт – бунт. Не заплатит обязательные взносы или начнёт от них увиливать – в лучшем случае оштрафуют, в худшем посадят.
Для тех, кто приготовился объявить меня пособницей буржуев-работодателей, оговорюсь: я лично ни разу не святая и не бессребреник. Мне нравится стабильная и немаленькая зарплата и прекрасно, что у меня не болит голова за взносы в фонды обязательного медицинского и социального страхования, а также в ПФР. И работодатели бывают разные, нечистые на руку в том числе, и бессребреников среди них тоже нет. Но и заявить, что я зарабатываю на 40% больше, чем мне ежемесячно выплачивают, и это лично я и только я со своих кровью и потом заработанных эти 40% отдаю жадному государству, у меня язык не повернётся. Почему – смотри выше. Как говорится, коллега Платон мне друг, но истина дороже.
А ещё у системы, когда взносы за нас платит работодатель, имеется один неочевидный плюс. Есть вещи, на которые мы сами не будем откладывать никогда. Например, на случай инвалидизации или травмы на работе. Такой взнос тоже есть, и именно он гарантирует нам пусть небольшие, но всё же выплаты на случай ЧП на рабочем месте, повлекшего ущерб здоровью. Кто откладывает эти деньги сам себе или точно знает, что с ним на работе никогда ничего не случится – низкий вам поклон, но я почему-то думаю, что вас не существует.
А ещё эти деньги возвращаются. Как минимум тем фактом, что, например, бригаду «Скорой помощи» в России можно вызвать несчитанное количество раз не только тогда, когда стало по-настоящему плохо. Но и на каждый случай, когда внезапно и очень сильно (или не очень сильно) зачесалась левая пятка. И эта самая бригада рано или поздно до тебя доедет, бесплатно осмотрит и даже бесплатно доставит в стационар, если ты этого пожелаешь. А ещё россиянам не нужно ждать год, чтобы по направлению врача общей практики попасть к узкому специалисту, и никого не волнует, доживёшь ли ты до этого приёма. В России, возникни такая ситуация и получи она огласку, будет жуткий шухер. Кое-где в Евросоюзе это нормальная практика, которая никого не возмущает. А наш взнос в ФОМС составляет, напомню, 5,1% от фонда оплаты труда ежемесячно – примерно 600 рублей от зарплаты в 30 тысяч. Выводы делайте сами.
И для заключения. Не знаю, открою ли Америку, но всё-таки скажу. Столько, сколько работники «реально зарабатывают», не отдают гражданам в свободное распоряжение ни в одной стране мира. Давным-давно люди договорились отдавать часть денег государству (в том числе через работодателей), чтобы оно обеспечило им реализацию ряда их глобальных потребностей – как минимум в образовании, здравоохранении и контроле за правопорядком. Это те социальные «плюшки», обеспечивать которыми себя индивидуально крайне трудно, если не невозможно. Так появилась налоговая система и система социальных взносов. Где-то платят больше, где-то меньше, но платят везде.
Может быть, когда человечество обживёт Марс и другие планеты, там такой системы не будет. А на Земле – вряд ли. Слишком уж давно и эффективно она работает…