Успешное предприятие Абинского района Краснодарского края, получившее статус регионального оператора ТБО, подвергается в настоящее время информационной и юридической атаке. По всем признакам дело очень похоже на рейдерский захват бизнеса.
Как бы нам хотелось жить без отходов! Отходы — это вонь, грязь и ущерб для нашей прекрасной планеты. Но, увы, мы так организованы, что хоть тысячу раз перейдем на экологически чистые пакеты и туалетную бумагу с растворимыми втулками, отходы всё равно будут, и будут свалки, на которые эти отходы будут свозиться. Конечно, в идеале нужно строить крытые полигоны, налегать на экологическую переработку мусора, минимизировать вредное влияние на окружающую среду, но мы-то прекрасно понимаем, что быстро только кошки родятся, тем более в наше неспокойное время.
Борьба с мусорными свалами и полигонами ТБО некоторое время назад была в тренде. Пользуясь своими гражданскими правами, активисты выходили на улицы с плакатами типа «Убирайтесь вон со своим мусором!». Но мусор-то не ваш — мусор ведь наш!
Кубань не исключение из правил. То, что мы живем в курортном рае, не освобождает нас от мусорной ответственности. Как ни крути, образование свалок происходит и по осторожности, и по неосторожности. Пока в полях, никем не замеченные и никем невозбранимые, лежат несанкционированные кучи мусора, а мелкие мусорщики без страха и упрека складируют отходы куда им вздумается, действующие свалки и полигоны вызывают у инициативных групп граждан крайнее неприятие и возмущение.
Не дают работать
Неоднозначная ситуация сложилась в Абинском районе, где небольшая группа граждан, окрыленная сомнительными «народными» инициативами, отчаянно борется с законной мусорной свалкой, которая на протяжении десятилетий существует в четырех километрах от города Абинска. Многочисленные обращения в прокуратуру и природоохранные структуры вызывают нескончаемую череду проверок, которые мешают предприятию нормально заниматься делами. При этом, самое страшное, возбуждаются уголовные дела. Обстоятельное изучение информации о противостоянии общественников и компании «Абинск-ТБО» наводит на мысль: инициативная группа не просто злоупотребляет гражданскими правами — своими действиями она способствует рейдерскому захвату успешного предприятия. То, что чужое дело не дает покоя «теневым» интересантам, подтверждают фигуры речи, встречающиеся в местной прессе и социальных сетях. «Зловонный, но такой доходный бизнес», «не дает нормально жить жителям Абинского и Крымского районов». Интересно, каким именно жителям не дает покоя чей-то доходный бизнес?
Обратимся к истории.
«Популярный» полигон
В 2009 году в Абинском районе с мусорной отраслью дела обстояли ой как туго. Муниципальные предприятия терпели убытки, а свалка на окраине Абинска четыре месяца отчаянно дымилась. Компания «Абинск-ТБО» получила ее на правах аренды в горящем состоянии. При этом половину города нужно было подвергнуть санитарной очистке. Другие мусороуборочные предприятия с объемами не справлялись. Перед новой компанией открылись буквально авгиевы конюшни. Начиналось всё с трех машин, но из-за больших объемов приходилось наращивать мощности. В какой-то момент «Абинск-ТБО» уже убирал отходы практически во всех поселениях Абинского, части поселений Крымского и Северского районов.
Переданные в аренду ООО «Абинск-ТБО» земельные участки для эксплуатации свалки не раз выручали Краснодарский край. Так, 2012 году, во время крымского наводнения, свалку частично изъяли из пользования предприятия и свозили на нее отходы из зоны ЧС. За один месяц было завезено 275 тонн мусора, что во много раз превышает годовой объем, причем делалось это без соблюдения технологии складирования отходов. Многочисленные обращения по вопросу рекультивации остались без ответа, предприятие своими силами приводило территорию в порядок.
В день было около 2500 единиц транспорта. Есть все документы об этих объемах. Есть протокол комиссии, которая обязала обеспечить бесперебойную работу по размещению отходов из Крымска на Абинском полигоне ТБО.
В связи внеплановым закрытием нового анапского полигона в 2016 году мусор города-курорта также перенаправили на абинскую свалку. Из-за просрочки сроков запуска нового полигона в Сочи для обеспечения курортного сезона вновь пришлось использовать площади ООО «Абинск-ТБО». Как видите, абинская свалка во все времена была довольно популярна у краевых властей. Ею полностью закрывали все возникающие пробелы. На предприятие в трудную минуту всегда можно было положиться. Объемы поступали совершенно несоразмерные, но вместе с объемами росли на зависть другим дельцам финансовые показатели организации.
В июне 2015 года ООО «Абинск-ТБО» получило лицензию на захоронение отходов 4-го класса опасности, объект включили в Государственный реестр объектов размещения отходов. В 2017 году по результатам Всероссийского бизнес-рейтинга компания была названа лидером отрасли, заняв первое место среди 646 тысяч предприятий.
Главным рубежом в развитии предприятия стал июнь 2018 года, когда по приказу краевого Министерства ТЭК и ЖКХ «Кубань ТБО» получил статус регионального оператора ТБО по абинской зоне.
Активисты «Против свалки» — кто они?
Началом таинственной кампании против ООО «Абинск-ТБО» можно считать некрасивый инцидент, который произошел в момент финансового расцвета предприятия.
— Я пришла в «Абинск-ТБО» в мае 2015 года в связи с тем, что предыдущий главный бухгалтер была уволена за мошенничество и хищение большой суммы денег,— рассказывает нынешний главный бухгалтер предприятия Ольга Кармадин. — Это была группа сотрудников из бухгалтерии, которые после данного инцидента уволились. Наш руководитель Анна Ланцева подала заявление в полицию.
По ее словам, уличенные в краже сотрудники стали рассылать письма с угрозами, бравируя тем, что им доступна личная переписка в корпоративной почте. Несмотря на то, что уголовные дела были все-таки возбуждены, а некоторые из фигурантов были признаны виновными, отступники создали собственную мусороуборочную компанию и стали переманивать абонентов. Наладить работу им помогли документы, которые они успели прихватить с собой. Рабочие говорят, что проворовавшийся костяк спал и видел, чтобы обзавестись подобным бизнесом: чужие деньги не давали им покоя.
С этого момента в социальных сетях появилась группа «Против свалки», в которой немногочисленные активисты стали распространять информацию, порочащую деловую репутацию предприятия: заявлять о нарушениях, об ущербе экологии, поднимать народ на митинги, и народ стал возмущаться.
Доподлинно неизвестно, связаны ли общественные активисты из социальных сетей с конкурентами, но они инициируют возбуждение дел в отношении предприятия и его сотрудников и выступают по ним основными свидетелями. Все дела в отношении предприятия бессменно ведет старший следователь СО ОМВД России по Абинскому району А. Н. Соловьева.
Нашли решение
Очень не любит народ мусорные полигоны. А еще больше он не любит, когда горят свалки. Самый верный способ поднять народ с дивана — это несколько месяцев выкуривать его из дома. Однако мало кто знает, откуда нередко растут ноги у таких пожаров. Двадцать девятого августа 2017 года руководство ООО «Абинск-ТБО» обратилось в полицию с заявлением о поджоге. В предварительном заключении МЧС говорилось о том, что возгорание — дело рук человека.
Очевидцы, которые присутствовали при работе инспектора, говорили, что метрах в двухстах от свалки был найден пластиковый бак с горючей жидкостью, а на теле свалки имелись следы к резиновым покрышкам, которые были признаны источником возгорания.
Сразу после поджога активизировались общественные правдорубы. Фотографии возгорания появились в сети Интернет буквально через пятнадцать минут после поджога, при этом сами работники предприятия физически отреагировали на происшествие на пятнадцать минут позже сетевых доброжелателей.
Обращение в полицию с заявлением о поджоге оказалось тщетным: последовал отказ в возбуждении уголовного дела. Предприятие трижды обращалось и трижды обжаловало отказ, но до сих пор правоохранительные органы не видят в происшествии состава преступления. Поджогу необходимы последствия, нужен материальный ущерб, говорят полицейские, а тут свалка — кому она нужна?
Компания «Абинск-ТБО» потратила на тушение пожара четыре миллиона рублей, при этом погорело оборудование бульдозера, который разгребал тлеющие развалы. Кроме того, зловонный смог долгое время окуривал окрестности. И за это никто не ответил. Единственное, что все камни полетели в сторону предприятия.
— Полтора года мы работали без выходных — днем и ночью, чтобы потушить этот пожар: горение свалки — это процесс сложно контролируемый. Купили бульдозер-уплотнитель стоимостью десять миллионов,— рассказывает начальник планово-экономического отдела Алла Печорских. — Сейчас наш объект один из лучших в крае: он оснащен всем необходимым, проводится постоянный противопожарный, радиационный и лабораторный контроль.
Под прессингом
В настоящее время предприятие находится под серьезным прессингом. Информационная атака, провокации, обращения в правоохранительные органы со стороны неопределенных лиц сделали свое черное дело. В Абинском районном суде рассматривается уголовное дело в отношении генерального директора ООО «Абинск-ТБО» Анны Ланцевой. Ее обвиняют в загрязнении земель, прилегающих к полигону, и уничтожении лесных насаждений на сумму более 38 миллионов рублей. Суд не принимает во внимание, что расчет ущерба почвам произведен с нарушением установленных методик, нарушены правила взятия проб, пробы брались на теле полигона, что погибшие деревья находятся на территории свалки и точно не установлены ни причина, ни время гибели растений. Компания долгое время и регулярно обращалась в администрацию Абинска, лесное хозяйство, Министерство природных ресурсов за порубочным билетом, однако ни одна из инстанций не признала свою компетенцию в этом вопросе.
Минприроды края заявило о наложении кадастрового плана земельного участка на план лесоустроительной документации, предоставив свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок, кадастровый номер которого отсутствует и никак не отражен в публичной кадастровой карте, а лесоустроительная документация не обновляется в соответствии с требованиями.
Однако для возбуждения уголовного дела фактов хватило.
Не принимает во внимание суд и факт мощного и бесконтрольного ввоза на свалку отходов из зоны ЧС в 2012 году. В тот момент предприятие было фактически отстранено от контроля и складирования ввозимого мусора. Какие вещества попали в тело свалки, остается только гадать.
Отметим, что попытки возбудить уголовное дело совершались несколько раз и каждая из таких попыток сопровождалась волной общественного негодования. Правда, это общественное негодование, как всегда, исходило от небольшой группы лиц, распространяющей свой гнев в социальных сетях. Например, на сайте «Российская общественная инициатива» за закрытие свалки ТБО в Абинском районе проголосовали… целых 35 человек. Эта цифра красноречиво отражает количество граждан, которым так претит «зловонный, но такой прибыльный бизнес».
Важно, что судебное и общественное давление направлено не на устранение недостатков и решение существующих проблем, а на отстранение руководителя и запрете деятельности предприятия как регионального оператора. Если Анне Ланцевой вынесут обвинительный приговор, абинская свалка никуда не денется. Мощности регионального оператора, скорее всего, перекочуют в чьи-то сильно заинтересованные руки. Пока этого не произошло, мы намерены следить за ситуацией и проводить свое собственное расследование.