Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 14(658) от 11.04.19 г. 13+

Самсон каменотёс

, 22:16

180 лет назад Николай I принял решение увековечить память своего «незабвенного брата» – победителя Наполеона Бонапарта Александра I. Был объявлен конкурс. Его выиграл Огюст Монферран, предложивший водрузить на Дворцовой площади грандиозную колонну. Работы по изготовлению монумента велись под руководством каменотёса Самсона Ксенофонтовича Суханова. Через пять лет монумент на Дворцовой площади был открыт.

Вологодский мужик

Сын вологодского пастуха (не крепостного) родился в поле во время косовицы. Ребёнок вышел в мир большим и горластым. Местный священник, недолго думая, окрестил его библейским именем Самсон, который, согласно Книге Судеб, обладал необыкновенной силой.

Пастырь с именем не промахнулся. Самсон, охотясь на берегу Белого моря, встретился нос к носу с белым медведем. Медведь кинулся на охотника, но напоролся на рогатину, сломал её и, взяв мужика в охапку, стал его ломать. Самсон не растерялся, выдернул нож из-за голенища и убил зверя. На память об этой встрече остался шрам во всю щеку.

С малых лет Самсона отдали в батраки носить воду, рубить дрова, помогать на конюшне. В свободную минутку он любил рисовать на бересте и лепить из глины человечков. Парнем Самсон был рукастым – научился тачать сапоги, работать с деревом. Как-то раз смастерил и установил колесо водяной мельницы.

Жизнь в деревне была скучна, и он, как только представился случай, ушёл из дома. Сильного парня с умелыми руками приняли в свою команду бурлаки. Вместе с ними он тащил баржи по Волге и Северной Двине. Отбурлачив, занимался изготовлением якорей в Архангельске.

От людей он услышал, что есть такой город Санкт-Петербург и захотел его увидеть. Летом 1797 года он, как и Михайло Ломоносов, с рыбным обозом пришёл из Архангельска в Санкт-Петербург. Там Самсон и нашёл своё главное дело, прославившее его.

 

По своей и Божьей воле

В столице Самсон нашёл родственника, поставлявшего камень для строительства Михайловского (Инженерного) замка. Его для Павла I и по его же задумке осуществляли два архитектора – Василий Баженов и итальянец Винченцо Бренна. Замок возводился при слиянии рек Мойки и Фонтанки. Ранее там находился деревянный летний дворец императрицы Елизаветы Петровны.

Самсона взяли на строительство замка помощником каменотёса: принеси, подай, но смышлёный и сильный парень быстро освоил новую профессию, выучился грамоте и научился читать строительные чертежи. В его руках молоток и зубило играли. Он почувствовал камень. Это уже было сродни искусству. Начальство заметило сметливого и работящего мастерового, и ему стали доверять сложные работы.

 

Послужной список

По окончании строительства Михайловского замка в 1800 году Суханов, который среди рабочих считался справедливым и дотошным, создал свою артель. У него уже было имя, и заказы пошли один за другим.

Ещё за год до окончания строительства Михайловского замка Павел I объявил ещё один конкурс на строительство кафедрального собора Казанской иконы Божьей Матери. Через 14 лет в нём будет похоронен Михаил Илларионович Кутузов. А сам собор станет памятником победе русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Ни один из проектов известных архитекторов императора не устроил. И тогда граф Александр Сергеевич Строганов показал ему проект своего бывшего крепостного Воронихина, который заказчик одобрил.

Андрей Никифорович Воронихин приступил к возведению собора. По проекту собор должна была окружать колоннада из 138 колонн, выходящая на Невский проспект, а затем и внутренняя колоннада. Эту работу Воронихин поручил артели Суханова. За неё по окончании строительства тот был награждён золотой медалью.

 

Служба городу, знакомому до слёз

Петербург многим обязан Самсону Суханову. Его работы, гуляя по городу, можно встретить на каждом шагу. Артель Суханова одела в гранит Стрелку Васильевского острова. По эскизам художника Ивана Прокофьева Самсон Ксенофонтович высек Ростральные колонны, Нептуна с трезубцем на колеснице, богиню Навигацию с Меркурием и двумя реками, которые украсили фасад и противоположную сторону Биржи. Журнал «Отечественные записки» писал: «Столица наша превратится вскорости в новые Фивы, позднее потомство будет спорить, люди или исполины создавали град сей. Честь и слава гражданину Суханову».

В 1806 году Суханов вытесал 12 колонн для портика Горного института. На его парадной широкой лестнице поставили две скульптуры: «Геракл, удушающий Антея» и «Похищение Прозерпины Плутоном». На башне Адмиралтейства по модели Феодосия Щедрина вытесал статуи воинов. Артель Суханова одела камнем Крюков канал и построила почти стометровый Синий канал, в Павловском парке – мостик, а в Баболовских банях высекли огромную каменную ванну из цельного куска гранита.

Не оставил он своим вниманием и Москву, вырубив пьедестал под фигуры князя Дмитрия Михайловича Пожарского и гражданина Кузьмы Минина работы Ивана Петровича Мартоса.

Главным же результатом его таланта стали его ученики Семён Колодкин и Василий Яковлев. По его методике мастера вытесали высотой 47, 5 метра 600‑тонный гранитный Александрийский столп. Вырубленный из скалы гигантский цилиндр был установлен на Дворцовой площади Санкт-Петербурга на цоколь без всякого крепления.

Суханов«воспитывал учеников, чтоб было у кого потом учиться». Но ученики оказались неблагодарными.

 

Скорбный итог

Самсон Суханов был богат и мог позволить себе достойную старость. Жил в столице в построенном своими руками трёхэтажном каменном доме на набережной реки Пряжки. Но закончил жизнь в глубокой нищете. Случилось так, что баржа, на которой он перевозил карельский камень для очередной постройки, во время шторма перевернулась в устье Невы и весь товар утонул. Поставщики предъявили Суханову претензии. Он мог пойти в суд, оспорить их, но, будучи человеком честным, продал всё своё имущество. Выручка еле-еле покрыла долг.

Он обратился ко всем, кто его знал, с просьбой помочь выкарабкаться из засады, встать на ноги. Сам он в силу своего возраста и здоровья работать уже не мог. Сочувствия ни у кого не нашёл. Пришла нищета и отправила его, смертельно больного старика, на паперть.

Точная дата и место его захоронения неизвестны. Своих изображений он не оставил. Со временем его перестали упоминать в книгах и путеводителях по Северной Венеции.

 

Коллекционер

В прошлом веке жил в Москве дворянский сын Феликс Евгеньевич Вишневский. Он был страстным коллекционером всего, что касалось жизни великого художника Василия Андреевича Тропинина. Крепостной графа Ираклия Моркова получил вольную в 47 лет, будучи уже известным живописцем. Сейчас бы сказали, что под давлением общественности. На самом деле именно так. Одним из заступников был и Александр Сергеевич Пушкин, чей портрет работы Тропинина украшает один из залов Третьяковской галереи.

Помимо Тропинина Вишневский собирал не только картины Тропинина и его современников Фёдора Рокотова, Петра Соколова, Владимира Гау, Владимира Боровицкого, но и предметы быта того времени. В 20-е годы часть его собрания была национализирована, а самого его выслали в Кострому. Но это уже совсем другая история, которая ждёт своего рассказчика.

Единственное, что хотелось бы сказать, – Вишневский стал первым частным коллекционером Страны Советов, добившимся в 1964 году постановки его собрания из 132 произведений искусства на государственный учёт.

Всё, что зарабатывал, тратил на свою коллекцию. На свой внешний вид – дырявые ботинки, рваное пальто и пиджак без пуговиц – внимания не обращал. Рассказывают, что на вопросы, отчего он так одевается, отвечал, что его и так все знают.

В поисках вещей и картин, которые впоследствии составили коллекцию Государственного музея Василия Тропинина в Москве, он излазил все столичные помойки, чердаки и подвалы. И вот однажды в его руки попал старый закопчённый, заросший грязью холст. Его очистили и привели в порядок. На холсте был изображён старик с бородой, стоящий у кирпичной стены. Внизу картины виднелась часть обработанной колонны. В руках он держал каменотёсный молоток. В правом нижнем углу картины виднелись подпись: «Василий Тропинин» и дата – 1823 год.

Вишневский полез в архивы. В журнале «Отечественные записки» за 
1818–1819 годы он нашёл литературное описание Самсона Суханова, исполненное хорошо знавшим камнереза издателем журнала Павлом Петровичем Тугим-Свиньиным. Описание точно совпало с изображённым каменщиком. Атрибуция состоялась – искусствоведы постановили: на картине Тропинина изображён сам Самсон Суханов. Вишневский ликовал.

Этот портрет в настоящее время можно увидеть в особняке в Щетининском переулке Замоскворечья, ранее принадлежавшем Вишневскому. Именно там и разместился Музей Василия Тропинина – Феликс Вишневский всё, собранное за свою жизнь, подарил государству.

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram