Аргументы Недели → Общество № 14(658) от 11.04.19 г. 13+

Триполи – наш: «маршал Кремля» наступает на столицу Ливии

, 20:31

 В Ливии достаточно неожиданно для многих фельдмаршал Халифа Хафтар по прозвищу «маршал Кремля» объявил о начале наступления на Триполи. Его цель – «очистить город от банд террористов, от которых устали мирные жители». Наступление идёт весьма успешно. Что же будет дальше?

Причины наступления

Наступление началось незадолго до начала Ливийской национальной конференции, запланированной на 14–16 апреля в древнем городке-оазисе Гадамесе на границе с Тунисом и Алжиром. Его причины явно кроются в подковёрной борьбе между Хафтаром, силы которого уже контролируют более 90% страны, основные запасы нефти и большую часть нефтяных терминалов, и засевшим в Триполи правительством национального единства (ПНЕ), которое признано международным сообществом. Хотя это большой вопрос, кто легитимнее – назначенные ООН и привезённые в страну итальянскими солдатами деятели или Хафтар, назначенный на свой пост парламентом, избранным на выборах под наблюдением ООН и международных наблюдателей.

Поэтому Хафтар заявил, что не будет договариваться с теми, кто почти ничего не контролирует и сидит на бандитских штыках. Своей-то армии у правительства в Триполи нет. Западные покровители обещали её сформировать и обучить, но за 2 года «вместо чтения Корана осла научили только переворачивать страницы».

 

Ход боевых действий

Начал Хафтар шустро: за день без боёв преодолев несколько десятков километров до столицы и заняв с десяток населённых пунктов. В наступающих частях замечен сын фельдмаршала – зарабатывает авторитет. Наступающая армия уже отрезала Триполи с запада от побережья до тунисской границы, выйдя близко к расположенным рядом нефтяным терминалам. Тогда же солдаты маршала вышли к международному аэропорту Триполи (он не действует с 2014 г.) и на следующий день заняли его.

Затем отдельные рейдовые подразделения наступающих появились и восточнее Триполи на побережье, но там не закрепились. На момент написания материала уже заняты ряд предместий столицы – до центра осталось пройти примерно 20 км. Одновременно ведутся наступательные действия на Мисурату и Сирт, где находится крупнейший нефтяной терминал. Родной город Каддафи уже начали поджимать с востока. Появились сообщения и о блокаде города с запада, правда, они не проверены. Стороны вообще очень бодро трубят о своих успехах, заявляя о контроле одних и тех же территорий.

Окопавшиеся в Триполи силы попытались провести контрнаступление «Вулкан Гнева», но к серьёзным результатам оно не привело. Правда, прибывшие из Мисураты подкрепления не дали Хафтару с налёту взять столицу. Он был вынужден даже несколько отступить. Сейчас стороны ведут маневренные бои – сил-то немного, вот и бегают друг за другом, занимая и отбивая ряд районов. Возможно, Хафтар пытается применить тактику сирийского генерала «Тигра» аль-Хасана и его советников из российской армии. В Сирии «Тигр» сначала занимал район, а ночью отходил и громил артиллерией и авиацией просочившихся туда боевиков, поутру занимая его снова. Но для её эффективного использования нужны нормальная авиация и артиллерия, а с этим у маршала дела обстоят не очень.

Тем не менее Хафтар уже объявил район над Триполи бесполётной зоной и заявил, что его авиация будет бомбить аэродромы, откуда поднимутся самолёты-нарушители. Аэродромы в Триполи и Мисурате уже действительно бомбили его Су-22М, МиГ-21 и МиГ-23. В результате повреждены несколько вертолётов и самолётов противника. Но в целом эффективность действий авиации невысока.

Да и воюют что хафтаровцы, что их оппоненты во многом на уровне ливийских «тапочников» образца 2011 года. Если и учили их иностранные инструкторы, то явно немногих или наука не пошла впрок. Наступление продолжается, но уже понятно, что город вряд ли удастся взять с наскока.

 

 

Силы сторон

Численность формирований точно определить сложно. Считается, что у Хафтара порядка 100 тыс. бойцов, но вряд ли эта цифра верна. К тому же в Ливии есть как части вполне армейского типа, так и различные племенные отряды, вооружённые и сформированные как попало. В любом случае они разбросаны по всей стране, а на Триполи наступают, вероятно, от 8 до 15 тыс. бойцов, усиленных танками Т‑55, артиллерией и РСЗО и разными бронемашинами.

Город защищают около 7 тыс. человек из различных исламистских формирований, у которых тоже есть и артиллерия, и немного танков, и бронетехника. Но основным средством ведения войны с обеих сторон являются тачанки на базе пикапов «Тойота» и им подобных, с установленными пулемётами, безоткатными орудиями, гранатомётами и малокалиберными зенитками. Их с обеих сторон ездят сотни и тысячи.

Более-менее точно можно посчитать только боеспособную авиацию. У Триполи имеются «живыми»: один перехватчик МиГ-25П, один учебный МиГ‑25ПУ, два истребителя МиГ-23МЛ,пять G-2 «Галеб» (югославский реактивный учебно-тренировочный самолёт), порядка 13 L-39ZO «Альбатрос». Толку, правда, от этих псевдоштурмовиков – как от козла молока. Ещё есть пять итальянских старых поршневых учебных самолётиков SF‑260, вооружённых пулемётами. Ударных вертолётов Ми‑24В – от двух до четырёх. Но лётчики имеются не для всех машин. Любопытно, что МиГи и «элки» восстанавливали украинские «шабашники» из Одессы.

У Хафтара авиация куда сильнее. Благодаря российской помощи у него от трёх до пяти боеспособных истребителей МиГ‑23МЛ/МЛД как основной силы завоевания господства в воздухе. Ещё есть 12 истребителей МиГ-21, восстановленных египтянами, два истребителя-бомбардировщика Су-22М, два французских истребителя «Мираж-F и шесть винтовых штурмовиков АТ-802U «Эйр Трактор», поставленных ОАЭ. Вертолётов 7–8 Ми-24В и  Ми‑8МТ.

Но лётчики – большая проблема и для Хафтара. У него летают или полковники лет 55–60, начинавшие карьеру ещё при Каддафи, или молодняк, обученный в Египте. Первые уже не могут много по здоровью, вторые пока не научились. Отсюда и низкая эффективность ударов с обеих сторон – бомбят с горизонтального полёта или очень пологого пикирования, толком не целясь. Много ненужного пижонства. Но есть и лётчики-наёмники из разных стран: ОАЭ, Египета, Хорватии, возможно, из других стран.

 

 

«Америка с нами!»

Сразу после начала наступления зашевелились различные страны Запада, Россия и ООН. МИД РФ дежурно призвал стороны конфликта к сдержанности, хотя тон высказываний в общем благожелательный к Хафтару. Лавров возложил вину за всё творящееся в Ливии на НАТО, которое организовало войну против Каддафи. А вот ООН, США, Британия и Италия высказались за трипольский режим. Британские СМИ даже заявили, что НАТО должно действовать – мол, поддерживаемый Москвой и Каиром Хафтар наступает на столицу, контролируемую поддерживаемым Западом правительством.

Но все эти призывы – в общем, пустое сотрясение воздуха со стороны тех, у кого уводят халявную нефть. Военные возможности европейских стран, в том числе Британии и Франции, были наглядно показаны при их прошлогодней попытке поучаствовать в ударах по Сирии.

Да и нет согласия внутри НАТО даже между наиболее вовлечёнными в ливийские дела странами. А уж немцам и многим другим и вообще дела нет до Ливии. До нефти тамошней они не допущены, а беженцы оттуда плывут через море на лодках не к ним, а в Италию. Да вообще никакие действия НАТО не возможны без США, потому что без них возможности «самого успешного в мире альянса» равны нулю без палочки.

А Вашингтон своё отношение к делу уже показал на днях. Американцы послали десантные катера на воздушной подушке с борта корабля «Кирсардж»,чтобы они забрали американских граждан и подразделение военных США, находившихся в Ливии. По официальному заявлению, они «временно передислоцировались ввиду сложной непредсказуемой обстановки и проблем с безопасностью». Проще говоря, американские солдаты вовремя слиняли. Классическая ситуация в стиле призывов украинских военных «Америка с нами», не правда ли? Кстати, из Триполи уехали и малочисленная группа индийских военных, и итальянские нефтяники с охраной.

На этом фоне характерно полное молчание Парижа, явно поставившего на Хафтара. Интересы европейских стран коротко можно выразить так: хотим дешёвую нефть из Ливии, но без миллионов беженцев. Но как этого добиться, все решают по-разному.

 

Разность интересов

В целом позиции разных стран можно выразить так. США за Триполи и мисуратских головорезов. Но Вашингтон, видимо, будет пытаться наводить мосты и с Хафтаром,если он победит. Благо контакты со старых времён остались. Британия, Италия – за Триполи. У них интересы в местной «нефтянке», плотно завязанные именно на триполитанское правительство. А вот Египет и ОАЭ традиционно поддерживают Хафтара. Он вообще, если можно так сказать, интернациональный проект.

Россия тоже, несмотря на декларируемые контакты со всеми сторонами, на стороне Хафтара, несмотря на отрицание своей военной помощи. Франция явно решила выдавить друзей-итальянцев из Ливии и местного нефтебизнеса руками Хафтара, несмотря на декларируемое «европейское единство позиции». Париж поддерживает фельдмаршала, как минимум, морально.

Удивительно, но Саудовская Аравия тоже теперь явно на стороне Хафтара. Всё изменилось после мартовского визита в Эр-Рияд фельдмаршала и его встречи с королём. В создании этого альянса сыграла также роль активная поддержка Триполи Катаром. С этой страной главное нефтяное королевство залива ныне на ножах.

Ярослав ВЯТКИН, военный обозреватель «АН»

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram