> Татьяна Тарасова: «Я знаю о фигурном катании все!» - Аргументы Недели

//Общество 13+

Татьяна Тарасова: «Я знаю о фигурном катании все!»

4 апреля 2019, 12:45 [«Аргументы Недели», Татьяна ТИМУКА, спецкор в странах Прибалтики ]

Зрители давно привыкли к властному образу легендарного тренера Татьяны Тарасовой. Кажется, что ей незнакомы поражения, а жизнь полна успехов, оваций. Она – дочь своего знаменитого отца, тренера по хоккею, наставника сборной СССР 60-70 годов Анатолия Тарасова. В жизни Татьяна Анатольевна придерживается принципа: «Я всегда говорю то, что считаю нужным. И это правильно!»

От автора

Когда я решила взять интервью у Татьяны Анатольевны, то многие мои коллеги смотрели на меня сочувственно: «Лучше сразу к тигру в клетку – что уж мучиться!» О своеобразном и жестком характере прославленного тренера ходят легенды. Если что – отправит далеко и надолго. Честно, сначала я спасовала, но и у меня характер далеко не мед! Решила: «Я сумею поговорить с легендой №1! Прежде всего она – женщина!» И набрала номер телефона Татьяны Анатольевны. «Я не могу сейчас разговаривать! Наберите меня в 23. Подумаю!» Ровно в назначенное время я позвонила. «И о чем мы будем говорить? Учтите – если мне не понравятся вопросы, то и ответов не будет!» Но интервью состоялось дома у Татьяны Анатольевны. Что меня поразило в этой уникальной женщине? Ее гостеприимность. Ее женственность. Ее огромная любовь к своим близким. Не скрою, была минута, когда я слушала Татьяну Анатольевну и плакала. Я прониклась к легендарной женщине всей душой, безмерным уважением. Я просто полюбила Татьяну Анатольевну Тарасову. 

- Татьяна Анатольевна, вы воспитывались в спортивной семье. Спорт – труд, жесткость, дисциплина. Как вы вспоминаете свое детство?

- Меня с сестрой воспитывали в строгости. У нас не принято было много разговаривать. Папа считал, что если в доме много болтают, то на тренировку сил не хватит. Нужно не говорить, а молчать и думать. Мы с Галей (сестрой) хорошо усвоили с детства, что папу нельзя огорчать. Когда он приходил уставший с тренировки, то мы ходили по квартире на цыпочках. Мы понимали, что папа много работает ради миллионов людей. Он постоянно работал. Даже дома писал статьи, придумывал новую методику. Отец вставал в четыре утра. Работать – это был закон его жизни.

- И ваш выбор профессии – спорт!

- А как иначе? Конечно, когда у тебя перед глазами такой пример, то иначе не можешь. Труд, спорт, труд. Да и выхода другого не было. С детства отец рано меня поднимал и брал с собой на пробежку. И совершенно неважно, что погода плохая или хочется спать. Спорт требует постоянного труда.

- Вы сказали, что Вас отец брал на пробежку, а сестру?

- Он увидел во мне спортивные задатки и очень требовательно следил, как я делаю, например, зарядку или пробежку. А в сестре он этих задатков не увидел, и особо не настаивал на ее занятиях спортом. И жизненный путь Галя выбрала другой: она всю жизнь проработала в школе. 

- Татьяна Анатольевна, я слышала, что у Вас есть своя «тарасовская методика». Что это значит?

- Есть. Это методика «работает» с моего детства. От папы. Например, я не умела плавать. Отец вывез нас на Черное море и научил. Взял и бросил меня с лодки в открытое море. И я поплыла. Должна была плыть. Вообще меня с детства воспитывали как мальчика. Возможно, папа хотел сына, а родилась дочь. Я и в футбол, и в хоккей играла.

- Вас часто отец хвалил?

- Я не помню, чтобы папа нас часто хвалил. Он считал, что человек обязан хорошо выполнять свою работу. За что тут хвалить? Нас приучали к труду с самого детства. Мы с сестрой мыли полы, стирали, готовили. 

- В Вашей семье был патриархат. Простите, но я так думаю.

- В семье никогда не было патриархата. Родители любили и уважали друг друга. Моя мама – удивительная женщина. Она была предана не только отцу, но и его работе. Конечно, все в доме было подчинено папиному хоккею, но согласие между родителями было огромное. Я не помню, чтобы они ссорились. В семье витал дух счастья. Когда к нам приходили гости, то папа всегда приглашал маму на танец. Мама прекрасно танцевала, а папа обычно наступал ей на ноги.

- А мог папа Вас чем-то побаловать? 

- Мог. Привозил со сборов подарки. Мы ждали с сестрой подарков. Один раз был забавный случай: папа приехал, открыл чемоданы, а там… грибы! Белые грибы. Мы потом два дня их чистили!

- Татьяна Анатольевна, в фильме «Легенда №17» был показан такой момент: Меньшиков, который сыграл Вашего отца, идет к машине после игры, а фанаты буквально «рвут его на части». Фанаты недовольны, что Ваш отец увел команду со льда. Это было так на самом деле?

- Хороший фильм «Легенда №17». Мне он понравился! Да, было именно так! На том матче находился Брежнев. И в присутствии Генерального секретаря ЦК КПСС отец вывел команду из игры. Его возмутила судейская несправедливость. Я была там, и все видела. Было страшно. Толпа болельщиков – неуправляемая сила. Когда папа шел к выходу, то фанаты кидались на него, клочьями вырывали волосы. Но папа шел к машине, и виду не подал! 

- На трибуне сидел глава СССР. И такой смелый поступок Вашего отца. Это не могло обойтись без последствий!

- Да, после этой истории, у папы отобрали звание заслуженного тренера СССР. Для него это был удар, предательство. Отец понимал, что настоящий тренер не должен зависеть от власти. Уверенность в себе, в своей правоте у него была уникальная. Да, у отца был несгибаемый характер. За него его и «ушли». А папе было всего 54 года. Работать бы и работать. Конечно, мне больно, что так с ним обошлись. Сколько побед он принес! Да, бывает, что не ценят у нас своих талантов. Я была в Канаде, в музее хоккейной славы. Так там целый отдел посвящен моему отцу. Да, я плакала, когда это увидела. Пока я жива – буду говорить об отце! Пока я жива – его помнят! 24 мая 2006 года на Аллее славы ЦСКА открыли памятный бюст моему отцу, Анатолию Владимировичу Тарасову. Я благодарна за это. И благодарна создателям фильма «Легенда №17».

- Татьяна Анатольевна, а можно спросить у Вас о личной жизни? О супруге, близких…

- Спрашивайте.

- Ваш супруг Владимир Всеволодович Крайнев был уникальным пианистом. А в жизни с ним было сложно?

- Нет! Наоборот! Я могу очень долго говорить о своем муже. Это был прекрасный пианист и прекрасный муж. Его не стало в 2011 году. Он умер от аневризмы легочной артерии. Огромного таланта был человек. Он в пятилетнем возрасте поступил в музыкальную школу, а спустя два года вместе с оркестром исполнил концерт Гайдна и Первый концерт Бетховена! Мы вместе с ним записывали музыкальные композиции для моих спортсменов. Идея создания театра «Все звезды» под моим руководством принадлежит моему мужу. В нашем доме всегда звучала музыка. Я всегда приходила на концерты мужа. Всегда! Я знала, что он играет для меня. Мы очень любили с ним петь, когда ехали в машине. Очень нам нравилось петь романс: «Когда два сердца разлучаются». О каких сложностях вы говорите! Мы жили весело, принимали гостей. Мы были счастливы. Я могу сказать, что мне повезло с мужем. Он был умным, тонким, тактичным человеком. Сегодня мне не хватает его, не хватает того времени, когда мы сидели рядышком и пели. Так бывает в жизни. Уходят близкие и дорогие люди. Так уж случилось, что мои близкие ушли практически друг за другом. Мамочка, Галя, Володя. Я потеряла опору. Боролась за жизнь родных до конца. Но эту победу мне одержать не удалось.

- Татьяна Анатольевна, но у Вас же есть племянники, которые продолжают дело Вашего отца!

- У меня есть племянник Алексей. А у него дети – Матвей и Федор. Вот Федор продолжает дело моего папы. Занимается хоккеем. Кстати, его номер -10. Когда-то это номер был закреплен за моим отцом. Вот такая ирония судьбы!

- Татьяна Анатольевна, когда я смотрела шоу «Ледниковый период», то видела, как вы искренне переживаете, сочувствуете, отстаиваете свою точку зрения. Но это же просто шоу! Стоит ли так «рвать» сердце?

- Вы не совсем правы. Да, это шоу, но это лучшее, что можно было сделать. Наше шоу напомнило россиянам, что у нас зимняя страна, и что «Ледниковый период» может продолжаться вечно. Благодаря шоу, родители привели своих детей на каток. Но главное в таких проектах – показать, что нужно много и долго трудиться. Тогда и результат будет! Это очень важно для молодого поколения.

- Татьяна Анатольевна, вы так отстаивали некоторые пары. Мне даже казалось, что назревает конфликт. Я говорю о споре с Юрием Николаевым и паре Бабенко – Тихонов.

- Конечно, без неприятных моментов такое шоу не обходилось. И дело не в моем характере. Дело в справедливости! Я знаю о фигурном катании все! Я профессионал. Когда я получила в 19 лет травму, то сразу же пошла работать тренером. Я пахала на льду и заставляла пахать учеников. Результаты налицо! Олимпийские чемпионы! И когда я вижу на шоу несправедливость – как к этому могу относиться? Прекрасный танец Алены Бабенко и Леши Тихонова. Это был лучший номер. А Юрий Николаев решил, что они не заслуживают самой высокой оценки. Конечно, я возмутилась. И сказала все, что хотела. И не жалею об этом. Я всегда говорю то, что считаю нужным. И это правильно!

- Благодарю за интервью.

татьяна Тарасова и Татьяна Тимука. Фото автора



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте