> В Центробанке прокомментировали лайфхак, как снять деньги с заблокированной карты - Аргументы Недели

//Общество

В Центробанке прокомментировали лайфхак, как снять деньги с заблокированной карты

4 апреля 2019, 14:03 [«Аргументы Недели», Сергей Среда ]

фото: pixabay.com

В случае отказа в их выдаче Центробанк проведет проверку и может применить меры воздействия на банк. Об этом корреспонденту АН сообщили в Центробанке РФ в ответ на просьбу прокомментировать спорную ситуацию, в которой клиент банка получил отказ в получении денег с неактивированного счета.

У выпускницы МГУ Юлии банк когда-то задержал на полтора месяца выпуск банковской карты, на которую приходила стипендия. Поэтому она хорошо понимала проблему коллеги по имени Наталья. Через две недели у девушки была назначена свадьба. Но она не могла снять деньги с заблокированной карты.

«В банке отказались выдать деньги», — жаловалась Наталья коллеге: «Просто, не знаю, что делать. Свадьба через две недели, нужно заказывать кафе. Деньги есть, а снять их не могу. Банк не дает, говорит нужно ждать, когда будет выпущена новая карта».

В России это достаточно распространенная проблема. Корреспондент АН с ней столкнулся, когда у него закончился срок действия банковской карты. Забрать новую не получилось. Она пришла в московское отделение банка. Сам корреспондент находился в 1700 километрах от Москвы, и когда попытался купить билет на самолет при помощи онлайн-банка, получил уведомление о невозможности совершения транзакции. Деньги на счету были, но сам счет был неактивирован.

«Вы должны получить карту и активировать ее», — объяснил корреспонденту АН сотрудник банка: «Только тогда получится воспользоваться денежными средствами».

Решение этой проблемы корреспонденту АН было уже хорошо знакомо. Для этого нужно просто начать использовать в разговоре юридически правильные формулировки и официально заявить требование выдачи денежных средств. По закону банк обязан выдать имеющиеся на счету деньги по первому же требованию клиента.

«Я заявляю требование выдать мне деньги, имеющиеся у меня на счету», — услышал от корреспондента АН сотрудник банка сразу после отказа решить проблему: «Будьте любезны принять заявление и продиктуйте мне его номер. Он мне понадобится для того, подать жалобу в Центробанк. Могу ошибаться, но насколько помню, в России существуют правила отзыва, либо приостановки действия лицензии, в случае отказа банка выдать клиенту деньги, хранящиеся у него на счету. Вы обязаны мне выдать мои деньги в трехдневный срок».

На самом деле, отсутствие карточки не является поводом для отказа в выдаче денег клиенту. Банковская карта лишь средство для их получения. Помимо банкомата их можно снять в кассе банка, достаточно лишь заявить требование и предъявить паспорт. И отказ в этом, а тем более категорический отказ выдать деньги клиенту по первому требованию является нарушением.

«При возникновении спорной ситуации в отношениях между потребителем и обслуживающим его банком первоочередным шагом должно стать обращение потребителя непосредственно в банк: именно эта мера в большинстве случаев позволяет оперативно разрешить возникшую проблему. Рекомендуем подавать обращение письменно с фиксацией его принятия банком. Также обращаем внимание, что в некоторых банках организована служба финансового омбудсмена, к которому можно обратиться в случае неудовлетворенности первоначальным ответом», — пояснили корреспонденту АН в Центробанке в ответ на просьбу прокомментировать отказ банка.

Грамотная формулировка угрозы подать жалобу Центробанку когда-то помогла решить проблему студентки Юлии (о которой говорилось в самом начале). Банк наотрез отказался выдать ей стипендию в связи с тем, что карточка еще не выпущена. Спустя десять минут после официальной подачи заявления в банк, девушке позвонила руководитель отделения банка. Извинившись за недоразумение, она же и выдала студентке ее деньги.

Студентке обращение в адрес регулятора даже не понадобилось.  У корреспондента АН ситуация была немного сложнее. Ближайшее отделение банка находилось в 300 километрах. Чтобы до него добраться, нужно купить билет. Все деньги лежали на карте. А счет был заблокирован. Поэтому пришлось подавать жалобу в адрес Центробанка.

«В случае установления нарушения положений законодательства или нормативных актов, Банк России применяет к поднадзорной организации предусмотренные законом меры воздействия, в том числе это может быть предписание об устранении нарушения и штраф», — разъяснили корреспонденту АН в Центробанке, отвечая на вопрос, каким образом регулятор может заставить банк выдать клиенту его деньги.

Ситуация разрешилась уже на следующий день. Заявление в банк было подано вечером. Уже на следующий день, в районе обеденного перерыва, корреспонденту АН позвонил представитель банка, получивший официально оформленное требование выдать деньги. Решением проблемы стало перечисление средств на счет в другом банке, который корреспонденту АН предлагалось указать в онлайн-кабинете своего банка.

Это был тот самый случай, когда все спорные вопросы удалось уладить с финансовым омбудсменом. Обращение в Центробанк было поспешным и скорее даже лишним. Как показывает практика, в России уже сложилась устойчивая система, которая позволяет решить проблемы достаточно эффективно и быстро. Корреспондент АН с удивлением узнал, что случаи отказа банка выдать деньги для России явление редкое.

«Невыдача денежных средств с банковского счета является  скорее редкой/нестандартной ситуацией», — пояснили корреспонденту АН в Центробанке: «Практика показывает, что причины отказа банка в выдаче денежных средств могут быть разные, в том числе оговоренный договором определенный порядок получения крупных сумм денежных средств (например, в случае получения крупной суммы наличных денежных средств со счета вклада иногда договором прописана обязанность вкладчика эту сумму предварительно «заказать» в банке)».

Как показывает практика, отказ банка выдать деньги клиенту в связи с заблокированной картой является не редкой, а редкозаявляемой ситуацией. Та же самая студентка Юлия поначалу согласилась покорно ждать доставки изготовленной карты. Заявление она подала только после консультации с другом-юристом, который разъяснил ей ее права. У коллеги Юлии по имени Наталья свадьба едва не сорвалась. О своей проблеме заблокированной карты без пяти минут невеста рассказывала со слезами на глазах. Банк категорически отказывал ей выдать деньги, и она пыталась занять у Юлии деньги, чтобы арендовать кафе. Занимать ничего не пришлось. Сразу же после разговора в адрес банка Натальи поступило требование выдать ей деньги, имеющиеся у нее на счету. В случае отказа без пяти минут невеста пригрозила подать жалобу в Центробанк. Деньги ей тут же выдали. Поэтому регулятор о ситуации Натальи так ничего и не узнал.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте