В государственной школе больше идеологии, чем знаний
28 марта 2019, 19:37 [ «Аргументы Недели» ]
В России растёт число частных школ и анскулеров – детей, обучающихся вне школы и только сдающих в ней экзамены. Судя по всему, это две стороны одного процесса: качество государственного среднего образования настолько низкое, что родители готовы платить частной гимназии от 40 до 400 тыс. рублей в месяц.
В 2018 г. корпорация «Российский учебник» выступила с предложением развивать школы на основе частно-государственного партнёрства. Таким образом можно закрыть дефицит в 7,4 млн школьных мест, с которым государство не справляется. Экономический выигрыш от этого очевиден, но политически государство может крупно проиграть.
Стоит ли удивляться, что с 2011 г. Россия начала терять позиции в медальном рейтинге на Международной математической олимпиаде, в 2015 г. впервые в истории не завоевав ни одной золотой медали и заняв 21-е общекомандное место. В 2016 г. российские школьники разделили 7–8-е место в общекомандном зачёте, в 2017-м – 14-е место, что на уровне Грузии и Греции.
Учебный процесс превратился в чемпионат между школами. Чем выше бал ЕГЭ, тем вероятнее директору разрешат набрать в следующем году два-три 10-х
класса вместо одного. А это означает увеличение подушевого финансирования. И шанс для директора уйти «выше» – то есть в комитет. Ради этого он будет требовать балл ЕГЭ от своих предметников: манипулировать премиями, угрожать увольнением. А те будут гонять детей по тестам вместо системного изложения материала.
Давно звучит идея поддержать развитие частных школ. Для государства, конечно, симпатично было бы сбросить с себя ещё какую-то часть расходов на образование. Но и идеологическую инициативу терять не хочется. Вдруг частники системно объяснят ребятам, почему одни страны богаты, а другие бедны.
Подробности читайте в свежем номере "Аргументов недели".