> «Каштан» для губернатора - Аргументы Недели

//Общество 13+

«Каштан» для губернатора

№  () от 27 марта 2019 [«Аргументы Недели », Олег ГОВОРОВ, Александр ЧУЙКОВ ]

Два БТР спецгруппы разведки группировки войск в Чечне спокойно возвращались в место дислокации на Ханкалу. Миновали Аргун, до поворота на базу оставалось буквально три-четыре километра. Взрыва никто не услышал, просто какая-то сила смела людей с бортов «коробочки», кинула кого на разбитый асфальт, кого в грязь арыка. Запели смертельную песнь осколки: «вжиу, вжиу»… Два Ми-8, в тот момент случайно проходившие над дорогой – везли свежую смену военврачей в гарнизонный госпиталь, – обработав «зелёнку» из пулемётов, прыгнули вниз и застыли стрекозами. Врачи сыпанули горохом с бортов, моментально разобрав раненых. Самым тяжёлым был командир.
Майор разведки Лёха с позывным «Туман» умирал. Уходил медленно, без боли, но неотвратимо. Кровь выплёскивалась из пробитой вены тягучей медленной струёй. Вокруг стояли его разведчики, что-то пытались сделать врачи. Но кровь пробивала стяжку жгутов на разбитых в муку ногах, сочилась из паха. Седой полковник-врач, погладил Лёху по голове: «Всё будет хорошо, майор» и шёпотом сказал капитану, стоящему рядом: «Каштан» бы спас, успели бы довезти…» Тот понимающе кивнул. Это были последние слова, что расслышал в этой жизни майор Лёха «Туман».

Спасительная конверсия

Начало 90-х. Россия, развал, разруха. Безработица, безденежье, бандитизм. Через паяльник куются первые миллионы сегодняшних респектабельных господ. Летают по трассам на чёрных «бумерах» реальные пацаны, сами бьются в край и ломают других до смерти. В 1985 году – 23 тыс. погибших на дороге в год. В 1993‑м – более 37 тысяч. На окраинах империи течёт самая настоящая кровь великой страны, кровь человечья…

Именно в те страшные 90-е, а точнее в 1992 году, наши инженеры (НПП «Звезда») и врачи (НИИ им. Н.В. Склифосовского) впервые в стране делают противошоковый пневматический костюм «Каштан».Он, подобно противоперегрузочному костюму лётчика (кстати, и неслучайно тоже изобретение «Звезды»!), обжимает тело пострадавшего от лодыжки до подреберья. Тем самым обеспечивая перераспределение крови пострадавшего в пользу жизненно важных органов.

Как говорят сами врачи, это равноценно вливанию до 2 литров тёплой собственной крови прямо на месте происшествия. Огромный шанс на спасение, «золотой час» (время относительной стабилизации, когда квалифицированная медицинская помощь ещё эффективна) растягивается до шести(!) и более часов. А уж за это время доставить раненого в стационар гораздо проще.

– В те годы как раз стало модным делать на военных предприятиях гражданские изделия. Назвали это конверсией. На «Звезде» создали целый отдел товаров народного потребления и медтехники. К нам обратились врачи из Института им. Склифосовского и спросили: «А сможете повторить американский противошоковый костюм?» Мы посмотрели, покрутили, ответили: «Зачем повторять? Сделаем лучше». И через полтора года, внеся серьёзные усовершенствования в американскую модель (новые материалы, ремонтопригодность, совмещаемая с костюмом универсальная дистракционная шина для нижних конечностей, встроенные мягкие носилки), сдали «Склифу» первые образцы, – вспоминает Владимир Кричевский, бывший руководитель конструкторской группы НПП «Звезда» им. академика Г. Северина.

После серьёзных технических и медицинских испытаний, в том числе в условиях боевых действий в Приднестровье и Таджикистане, Минздрав дал добро на серийный выпуск «Каштана».

Аргумент доктора-травматолога

Доктор-травматолог отделения сочетанной и множественной травмы НИИ им. Н.В. Склифосовского Александр ДИДЕНКО:

– НУЖЕН ли нам такой костюм сегодня? Просто необходим! Он должен входить в штатный комплект всех машин «скорой помощи», всех подразделений МЧС. Особенно это касается отдалённых районов, из которых нельзя за два часа доставить пациента на операционный стол. Представляете, по тряской дороге, без надёжной фиксации конечностей, в шоковом состоянии…

Точно могу сказать, что сегодня аналога «Каштану» нет. Кроме того, он не просто фиксирует нижние конечности и останавливает там венозное кровотечение, но и с помощью отдельной секции сокращает свободный объём брюшной полости и блокирует кровотечение внутрибрюшное. Ведь если 3 литра крови попадает в брюшную полость – человек обречён. Если 500 миллиграммов – 99%, что будет жить. На НПП «Звезда» продумали до мелочей: и костюм, и дистракционную шину, и лёгкость в применении после небольшого инструктажа… Всё довели до филигранности.

Но вот эти достоинства и оборачиваются проблемой, когда доходит до организационных вопросов. Допустим, бригада «скорой» доставила пациента в «Каштане» в приёмное отделение. Костюм сразу снять нельзя, вначале в течение примерно четырёх часов пострадавшему нужно восполнить полтора-два литра циркулирующей крови. И только затем, контролируя давление, можно «Каштан» потихоньку сдувать. Но четыре часа бригада ждать не может, следовательно, нужен обменный фонд костюмов. Его нет. Не сделали.

И в результате мы имеем то, что имеем. «Каштаны», во всяком случае в Москве, не используются. Люди умирают. Но в здравоохранении всё ныне решают не врачи, а организаторы, менеджеры. Им на смерть пациента немножечко наплевать…

 

Спасти генерала

28 апреля 2002 г. боевой генерал и губернатор Красноярского края Александр Лебедь на вертолёте вылетел в рабочую поездку из краевой столицы. Из-за ненастья машина хвостовым винтом задела провода ЛЭП и рухнула в глубокий снег с относительно небольшой высоты – 30 метров. Двигатель вертолёта «ушёл» в салон и фактически придавил находящихся там людей. Так как авария произошла недалеко от дороги и населённого пункта, добровольные спасатели были у упавшего вертолёта через считаные минуты. Александра Лебедя достали ещё живым. Но он скончался, совсем немного не дотянув до больницы в Абакане.

– Конечно, трудно говорить, не находясь там, можно ли было спасти Александра Ивановича. При падении вертолёта практически всегда у пассажиров и лётчиков возникают сочетанные травмы. Тут и тяжёлый двигатель, влетающий в салон, и травмы от удара о землю самой машины. Практически всегда травмы нижних конечностей, костей таза, позвоночника. Плюс болевой шок. И конечно, вовремя надетый противошоковый костюм – это очень серьёзный залог того, что раненого успеют доставить до больницы. Если бы в вертолёте лежал «Каштан» и его бы сразу надели на генерала, то шансы на спасение были бы гораздо выше, – говорит подполковник медслужбы в отставке, участник боевых действий Николай Распутин из Военно-медицинской академии.

Первая реакция любого врача – остановить кровотечение у пациента. Иначе – верная смерть. Практически треть раненых бойцов на поле боя умирает от того, что не смогли остановить кровотечение. Человечество, конечно, изобрело немало способов для этого. Самый простой и распространённый – жгут. В принципе штука эффективная, особенно когда рядом нет ни врачей, ни «скорой», ни больницы. Но при аварии или теракте с применением самодельных взрывных устройств ран бывает много. Всего не обмотаешь. Да и жгут больше часа держать нельзя – добавится омертвение тканей. Успеют ли за это время доставить всех раненых на операционный стол – большой вопрос.

И противошоковые костюмы – настоящее, реальное спасение для пострадавших и раненых. Недаром в каждой карете «скорой помощи», в каждом полицейском автомобиле в США, Израиле, Европейском союзе лежит комплект такого костюма местного производителя. Несколько минут, и кровотечение остановлено.

Эффективность «Каштана» доказана лабораторными испытаниями и клинической практикой. Вот что пишет в своём автореферате к кандидатской диссертации врач-травматолог «Склифа» Александр Диденко: «В период с 1992 по 1994 год нами было произведено 30 наложений ПШК «Каштан» тяжелопострадавшим в институте им. Н.В. Склифосовского. Из 30 человек основной группы 14 выжили, прошли дальнейшее лечение в отделении сочетанной травмы. 16 тяжелопострадавших умерли на различных сроках с момента травмы. Применение ПШК «Каштан» способствовало выживанию 47% тяжелопострадавших и значительному продлению жизни 53%».

Аргумент МЧС

Противошоковые пневматические костюмы «Каштан» в МЧС России не применяются. Пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и тяжелобольных людей доставляют в медицинские учреждения специальные аэромобильные бригады врачей. Воздушное судно, на котором идёт борьба за жизнь пострадавших, оснащено не имеющими аналогов в мире специальными медицинскими модулями, которые позволяют оказывать реанимационную помощь на борту.

Медицинские модули устанавливаются в воздушное судно в течение 20 минут, полностью адаптированы к полёту с учётом электромагнитных колебаний, оснащены современным оборудованием, аппаратом искусственного дыхания и кардиомониторами.

На протяжении всего рейса пациентов сопровождают медицинские специалисты Государственного центрального аэромобильного спасательного отряда «Центроспас» МЧС России и Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» Минздрава РФ.

В контрольной же группе, в которой было более 60 пострадавших с такими же травмами, но до изобретения «Каштана», почти половина – 44, 5% умерли в первые два часа, а в течение 5 часов ушло из жизни 75% пострадавших. Цифры говорят сами за себя!

Думаете, департаменты здравоохранения сразу выстроились в очередь за покупками? Как бы не так. Мало создать что-то новое, его надо внедрить и прописать правила игры. А делать это в нашей забюрократизированной стране никто не хочет. Или не может.

По словам главного внештатного анестезиолога-реаниматолога Минздрава доктора медицинских наук Игоря Молчанова, «Каштан» не пошёл в том числе «из-за чисто организационных проблем. Когда бригада «скорой» привозит (в стационар) пациента в костюме, то они с ним «зависают». Сразу его снять невозможно, замены не предусмотрено, и бригада ждёт, когда снимут». Сравните – почти половина спасённых жизней и отсутствие инструкции!

Справка «АН»

По официальным данным, в 2018 г. только в ДТП погибли 16 600 человек. Скольких из них можно было бы спасти, если бы в машинах «скорой помощи» были противошоковые костюмы, а чиновники от медицины написали инструкции? Пять тысяч? Восемь? Десять? И так каждый год.

 

Спасение погибающих – дело рук самих погибающих

Не секрет, что в родном Отечестве работает несколько систем здравоохранения. Первая – почти бесплатная для простых и небогатых смертных. Со всеми вытекающими – нищенскими зарплатами врачей, своими лекарствами в больницу, заградительными квотами на высокотехнологичные операции. Вторая – для богатых россиян, которые могут выложить пару десятков тысяч за обычный визит к узкому специалисту и, даже не продавая квартиру, сделать операцию уже за сотни тысяч и миллионы рублей.

Третья система соединяет в себе бесплатность первой и неограниченные возможности второй. Это система охраны здоровья чертовски узкого круга людей – высших и полувысших чиновников, депутатов и прочих слуг народа. Им не надо стоять в многочасовых очередях к оптимизированным узким специалистам, спорить со страховой компанией насчёт тех или иных дополнительных обследований. Для них сказка уже стала былью. Но бывают случаи, когда и небожители сходят на грешную землю.

7 августа 2005 года. В автокатастрофе погиб губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов. На трассе Бийск – Барнаул его автомобиль вылетел с дороги и на большой скорости врезался в дерево. В катастрофе погибли также водитель и охранник Евдокимова.

По данным СМИ, Евдокимов был жив ещё какое-то время после аварии. Возможно, его могли бы спасти, но за несколько дней до трагедии с него была сняты тогда ещё милицейская охрана и машина сопровождения. Как бы повернулись события, если бы этого не произошло и у сопровождающих был бы в багажнике противошоковый «Каштан»? Вполне возможно, «народный губернатор» дождался бы помощи.

ДТП с участием слуг народных давно стали обыденностью. И хотя машины, на которых они буквально летают по дорогам страны, оснащены всеми системами безопасности, но трагические примеры с Евдокимовым или губернатором Шершуновым доказывают, что власть земная – ничто перед волей небес. И если на обычной дороге чиновничья колесница от немецкого концерна влетит в КамАЗ, то машину «скорой помощи» из Кремлёвки никто отправлять не будет. Не спеша приедет местная «буханка», в которой, кроме йода и бинтов, давно уже ничего нет. И шансы попасть на операционный стол у пострадавшего без противошокового костюма уменьшаются до статистически незаметных величин.

– Насколько я знаю, все водители-телохранители получают базовые навыки оказания первой помощи. Многие это ещё знают со времён своей службы. Обучить их пользоваться «Каштаном» – дело нескольких часов. Сам костюм в сумке абсолютно компактен, весит всего восемь килограммов. Время наложения – 3–5 минут. Стоимость – вполне может себе позволить даже не областная, а любая районная администрация. Почему не беспокоятся о себе любимых – для меня это загадка, – говорит военврач Распутин.

Руководителям государственных и частных коллективов и компаний!

Наш спасательный костюм стал естественным финалом создания средств защиты жизни человека, которые делали и делают на НПО «Звезда». Это и скафандр для выхода в открытый космос «Орлан»; и скафандр «Сокол», в котором космонавты выходят на орбиту и спускаются на землю; это и противоперегрузочный костюм, в котором летают все лётчики военной авиации. «Каштан» – вершина пирамиды. Он для спасения всех и каждого!

Действительно, в Сети «Каштаны» можно найти по 187 тысяч. Копейки по сравнению с шансами на жизнь. Между тем, как рассказали «АН» в НПП «Звезда», ни в прошлом году, ни в текущем заказов на «Каштан» не было и нет. Хотя себе в убыток «звездовцы» содержат специальный производственный участок, проводят необходимые регламентные работы на специальном оборудовании. Ждут, когда же жизнь человеческая станет дороже денег.

Кстати, многие медицинские эксперты, когда им рассказываешь историю злоключений «Каштана», никого впрямую не обвиняя, объясняют нехитрую механику навязанной нашей стране модели страховой медицины: «Всё просто. ДТП, смертельно раненный. Если «умер Максим, то и фиг с ним». Страховая компания платит за смерть, если он был застрахован. Частник же, работающий в системе ОМС (а других там и нет), практически ничего не платит, так как медуслуг почти не оказывалось. А если вдруг пациента спасли, то, естественно, расходы будут значительно больше. Операции, реабилитации и прочее. А партия и правительство нам говорят: «Экономика должна быть экономной».

Редакция «АН» направила в адрес Минздрава РФ официальный запрос со следующими вопросами:

– Используется ли ПШК «Каштан» в данный момент в реанимационных отделениях стационаров медучреждений на территории РФ? Входит ли в штатный комплект карет «скорой помощи» в каких-либо регионах РФ?
– Если да, то какова общая численность ПШК «Каштан»?
– Если нет, то причина, по которой они не используются?
– Используются ли вместе/вместо ПШК «Каштан» иные аналогичные изделия? Если да, то какой марки и страны производителя?
В установленные законом сроки ответа мы не получили. Неофициально клерки говорят, что о таком противошоковом костюме узнали только из запроса редакции «АН».

 



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте