Боевая практика стран НАТО и Израиля подтвердила главное – беспилотники в армиях и военно-воздушных силах стали реальной ударной силой. И по большому счёту самостоятельным родом войск. Компьютер (мозг боевого дрона) способен без проблем переварить нечеловеческие перегрузки воздушных схваток. В недалёком будущем там, где лётчик истребителя потеряет сознание при 8–9-кратных перегрузках, робот будет держать противника на прицеле. Сейчас абсолютное большинство дронов подчиняется операторам в наземных пунктах управления, и выступать в роли истребителей не получится – задержка при передаче командных сигналов от оператора беспилотнику и обратно ставит дроны в невыгодную позицию в бою. Беспилотники пока не готовы вести бой с самолётами противника, которые пилотируют люди. Но это только «пока». Лавинообразное развитие цифровых технологий говорит об одном – человек скоро станет лишним в воздушных схватках и «работе по земле». Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) уже сегодня способны вести разведку, наносить удары по относительно «простым» целям (лагерям террористов, главарям бандформирований, колоннам техники). В Минобороны России эту тенденцию давно уловили, выработали для промышленности ТЗ (техзадание), и государство выделило бюджет (а точнее, бюджеты) на создание целой линейки БПЛА – от лёгких до тяжёлых. И самый тяжёлый (по разным данным, от 20 до 25 тонн) в полном порядке – «Охотник-Б». Им занимаются профессионалы ОКБ «Сухой». В этом году, уверенно говорят конструкторы, полетит. Ситуация с «просто тяжёлым» (масса 5 тонн) ударно-разведывательным беспилотником «Альтаир» менее ясная, но работы идут.
В отличие от нашей страны в Новой Зеландии хищников, угрожающих стадам, нет. Поэтому там пастушьи собаки относятся к «лёгкому» классу – бордер-колли и им подобные. А для опасных российских просторов редакция «АН» предлагает усовершенствовать другую разработку, уже отечественную. На днях в Сети появилось несколько роликов, снятых во время испытаний беспилотного перехватчика… беспилотников. Небольших, но именно таких, какие используют террористы и прочие злодеи в Сирии и других горячих точках. Шустрый 23-килограммовый аппарат с самолётным крылом разработан в студенческом КБ Московского авиационного института и запатентован концерном ПВО «Алмаз-Антей». Мощности двух двигателей с тянущими винтами хватает для вертикального старта, практически сразу дрон переходит в экономичный горизонтальный полёт по-самолётному. Изюминка – в фюзеляже жёстко закреплён полуавтоматический гладкоствольный карабин «Вепрь» 12‑го калибра с электронным спуском и рожком-магазином на 10 патронов. Во время испытаний воздушная мишень была поражена картечью с первого выстрела. Потом беспилотник спокойно совершил вертикальную посадку «по-вертолётному». Возникла идея – почему бы «охотника за беспилотниками» не оснастить «лающим громкоговорителем», а карабин в случае угрозы стаду где-нибудь в тундре или горах использовать вместо грозных волкодавов? И у дронов появится ещё одна мирная профессия, которых, надо признать, уже множество.
Локомотив прогресса – «дроны-убийцы»
Мировые СМИ пестрят сообщениями о появлении всё новых и новых представителей беспилотной техники. Естественно, лидирует военный сегмент. В прошлом году удивили китайские инженеры. Они представили дрон CH-5 («Цайхун‑5»). Максимальная взлётная масса дрона оценивается в 3, 3 тонны, из которых одна тонна – это вооружение. Размах крыльев – 20 метров. Беспилотник может нести 16 ракет «воздух-земля» на расстояние до 10 тысяч километров и находится в воздухе без дозаправки 60 часов.
Совсем недавно, 6 марта, совершил первый полёт с полигона в штате Аризона концепт авиации будущего (по версии корпорации «Боинг») БПЛА XQ-58AValkyrie. Как утверждают разработчики, дрон способен самостоятельно выполнять различные задачи, от разведывательных до ударных на дальности свыше 3 тыс. километров. То есть взлёт-работа-посадка без участия оператора. Возможно, это уже настоящий робот в небесах, с наличием искусственного интеллекта. Использовать его предполагают как «дешёвое» приложение к истребителям 5-го поколения F-22 Raptor и F‑35 Lightning II. Скорость полёта – околозвуковая.
В Турции совершил первый полёт новый средневысотный двухмоторный беспилотник ANKA-Aksungur. Первый полёт продолжался 4 часа 20 минут и увенчался успешной автоматической посадкой. Полезная нагрузка – 750 кг, время патрулирования – сутки.
На этой неделе российский комплекс воздушной разведки (КВР) «Орион-Э» («Э» – экспортный вариант) разработки и производства компании «Кронштадт» впервые представлен на международной выставке авиационно-космической и военно-морской техники LIMA-2019 в Малайзии. Это средних размеров аппарат, взлётный вес – около тонны, полезная нагрузка – 200 килограммов, средневысотный (7500 метров), радиус действия – 250 км, продолжительность полёта – до 24 часов. Создан на отечественных комплектующих. Полезная нагрузка позволяет вести воздушную разведку и информационное обеспечение действий вооружённых сил, патрулирование, целеуказание, корректировку огня, топографическую съёмку местности – достойный представитель среднего класса. Недавно видели «Орион» в ударном исполнении с двумя ракетами «воздух-земля». Сегодня «Орион» единственный достаточно крупный отечественный БПЛА, доведённый до серийного производства. Дрон – в переводе с английского «трутень». То есть – бездельник. Сегодня назвать «бездельниками» беспилотную технику язык не поворачивается, но слова из песни не выкинуть.
Ощипанный дрон России
В уже далёком 2011 г., когда в Министерстве обороны царствовал, не к ночи будь помянутый, Анатолий Эдуардович Сердюков со своим дамским батальоном, военное ведомство обратило внимание, что израильтяне ружья кирпичом не чистят. А где надо и не надо используют беспилотники. Было закуплена приличная партия у Тель-Авива, налажена лицензионная сборка в России. Тогда же в режиме ошпаренной кошки стали искать российских Кулибиных, которые смогли бы создать посконный и домотканый БПЛА.
Искали, как это было принято при Сердюкове, странно. Не среди профессионалов из ведущих авиационных КБ, а так – кто дешевле возьмёт да поделиться не забудет. По чрезвычайно загадочному стечению обстоятельств выбор пал на казанское ОКБ им. Симонова (на тот момент ещё ОКБ «Сокол»). Причём обойдя заслуженный и авторитетный КБ «МиГ», – ранее «Сокол» занимался созданием неплохих мишеней для ВВС и ПВО. А серийные беспилотники в советское время делали конструкторы «Туполева». Так или иначе, по контракту на НИР «Альтиус-М» (ценой около миллиарда рублей), заключённому в 2011 г., ОКБ «Сокол» должен был провести все необходимые исследования и обосновать облик тяжёлой машины (массой до 5 т), а также собрать два прототипа для испытания и отработки отдельных узлов и конструкторских решений. В 2014 г. была открыта вторая часть проекта – опытно-конструкторская работа (ОКР) «Альтиус-О» объёмом уже 3, 6 млрд рублей. Согласно заданию, до конца 2018 г. исполнитель должен был выкатить заказчику на полигон два опытных экземпляра «Альтаира», прошедших программу предварительных заводских испытаний. 2018 г. закончился. «Сокол», ссылаясь на недостаточность финансирования, контракт сорвал, и его передали другому исполнителю – УЗГА. А вопрос: «Где дрон, Зин?» – мишенью повис в воздухе.
Дрон – дорогое удовольствие. Для сравнения: американский беспилотник MQ-9 Reaper, аналог «Альтаира», обходится армии США в 30 млн долларов. Такой же аппарат армии Китая стоит 1 млн долларов. То ли плановая экономика нашего восточного соседа работает более эффективно, чем у мирового гегемона, то ли американец наделён большими умениями. Принципиально важно знать, что сделать БПЛА в стране с развитым авиастроением достаточно просто и недорого – сконструировать планер, установить двигатель. Дрону не нужны сложные и тяжёлые системы жизнеобеспечения и спасения экипажа, многократное резервирование систем управления. Но вот электронная и программная начинки беспилотника – на вес золота. А если добавить элементы искусственного интеллекта, то становится понятно, почему американский стратегический разведывательный дрон RQ-4 Global Hawk в зависимости от модификации стоит от 140 до 215 млн долларов – как два-три новеньких магистральных пассажирских авиалайнера. Программа создания этого «чуда» вообще изумляет ценой – 13, 7 млрд долларов. У нас, видимо, решили сэкономить. Дрон сделали, но научить его летать, и не просто летать под управлением оператора в параллельно движущемся вертолёте, а выполнять боевые разведывательно-ударные задачи, легко и дёшево не вышло. Пока что получилась радиоуправляемая игрушка детского уровня.
Можно бесконечно долго спорить о том, насколько мы отстали по беспилотникам от США и Израиля. И что уже вот-вот наверстаем – готовится к лётным испытаниям тяжёлый «Охотник». Некоторые зарубежные эксперты по внешнему облику, двигателю АЛ-41Ф с форсажной камерой уверяют, что «русские сделали сверхзвуковой ударный дрон». Не исключена и такая возможность, этот двигатель сегодня устанавливается на Су-57. Даже если на испытания выведут не предсерийный образец, а демонстратор технологий, – уже гигантский шаг вперёд. С темой «Альтиус-М» вроде спохватились почти вовремя, восемь лет назад. Даже не исключено, что именно под него срочно стали доводить до ума перспективный турбовинтовой двигатель ВК-800. Как-то странно использовать немецкий дизель на отечественной разработке. Но смотрите – исполнился уже 21 год, как американцы подняли свой стратегический бестселлер Global Hawk. В конце февраля один из них появился в Австралии на авиашоу Avalon-2019. Он прибыл не в гулком чреве военного транспортника, а прилетел своим ходом, с авиабазы на острове Гуам. А это почти пять с половиной тысяч километров.
Прощай, ковбой и волкодав?
ПОРТАЛ russiandrone.ru сообщает о новой профессии БПЛА. Новозеландские фермеры приспособили беспилотник для наблюдения за стадами коров, овец и оленей. Фермер Джейсон Рентул использует его три раза в неделю. Аппарат позволяет не только отследить, где находятся животные, но и проверить, достаточно ли травы и воды на пастбище. Самое интересное заключается в другом – дрон оснащён громкоговорителем, который воспроизводит собачий лай! И если раньше двум пастухам с собаками нужно было 2 часа, чтобы собрать стадо овец на холмистом пастбище и привести его на ферму, то «лающий» дрон справляется с этим за 45 минут.