Аналоговая фотография возрождается как модное течение. Отыскав в старых комодах камеры родителей, вооружившись рулонами пленки юноши и девушки поколения Z, рвутся делать «теплые» снимки. Уже сформировался определенный круг любителей аналоговой фотосъемки, таких же, как и ценители винила. Винил и пленка набирает популярность. В чем же причина, какие особенности и почему так привлекательна пленочная фотография?
Мое поколение, одно из последних росло на аналоговой фотографии. Воспоминания из детства: размытые фото в парке, сделанные на старую мыльницу. Помню, как полная восторга, взводила затвор на дедушкином Зените, нажимала на спуск, и воображала себя фотографом. Кто знал, что спустя десяток лет, я возьму тот самый Зенит-Е, стряхну с него пыль, вставлю пленку и пойду снимать людей и мир. Аналоговая фотография возрождается как модное течение. Отыскав в старых комодах камеры родителей, вооружившись рулонами пленки юноши и девушки поколения Z, рвутся делать «теплые» снимки. Ценители засветов и дефектов пленки формируют отдельные группы, обсуждают и делятся так называемыми «артефактами». Другие же снимают аналоговый контент для разнообразия своей ленты Instagram. Уже сформировался определенный круг любителей аналоговой фотосъемки, таких же, как и ценители винила. Винил и пленка набирает популярность. В чем же причина, какие особенности и почему так привлекательна пленочная фотография?
В аналоговой фотографии много искусства, это подтверждает и то, что многие знаменитые фото сделаны именно на пленку. Съемка на фотопленку получает большое распространение, в том числе из-за пресыщенности цифрой, многим надоедает мгновенность. Цифровые фотоаппараты кажутся бессмысленной техникой с точки зрения «удовольствия использования камеры». Становятся еще одной пачкой пластика, которую нужно держать заряженной, как и многие другие современные гаджеты. Далекие и экзотические процессы аналоговой фотосъемки, проявки, печати вызывают ностальгию и подлинный трепет, позволяют наслаждаться искусством фотографии. Согласитесь, сколько бы приложений для обработки фото не создавали сейчас, ни одно не даст такого живого и душевного эффекта как пленка.
С чем это связано? Пленка разрабатывалась с учетом визуального восприятия людьми. Поэтому тоновые и цветовые кривые сдвинуты определенным образом, чтобы картинка была приятна человеческому глазу. При этом цифровые фото почти всегда требуют постобработки, даже если кадр был технически сделан правильно.
Одним из безусловных плюсов аналоговых фотоаппаратов является то, что это отличный инструмент обучения. Многие зарубежные школы фотографии учат снимать только на пленку. Аналоговые камеры дают фотографам представление о том, как делаться фотографии. Благодаря механическим частям можно понаблюдать за внутренним процессом «сотворения» фото. Если ты сможешь правильно словить кадр, построить композицию, словить момент на пленку, цифровая фотография будет казаться легкой игрой.
Цифровая фотосъемка создает определенную касту ленивых фотографов. Это те самые люди, которые покупают себе цифровую зеркальную камеру, ставят ее на автоматический режим, направляют в нужную сторону, а все остальное она делает за них. И при этом такие люди называют себя фотографами с большой буквы. Некоторые, даже умудряются зарабатывать на такой ленивой фотографии. Но сейчас речь не об этом.
Съемка на пленочный фотоаппарат делает фотографа дотошным. Ведь у тебя только 36 возможностей сделать тот самый идеальный кадр с первого раза. Ограниченное количество кадров заставляет тебя быть более внимательными, учит тщательнее подходить к композиции, свету, выбору пейзажа прежде чем сделать заветный снимок. Определенную магию аналоговой фотосъемки создает и эффект ожидания. Сделав кадр, ты не можешь посмотреть и оценить результат сразу, необходимо отснять пленку полностью, а позже отнести ее на проявку и печать. В этом длительном процессе воспитывается терпение, и возрастает ценность каждого кадра.
Несколько любителей аналоговой съемки рассказали, что для них пленочная фотография и почему это так популярно сейчас:
«Мне нравится, что плёночные фотографии не требуют дополнительной обработки. Сразу получаются атмосферными. Я никогда их не редактирую. Потому что мне нравится всё грамотно и взвешено делать в процессе съёмки. Пленка — это модно. Но скорее всего, она никогда и не выходила из моды. Потому что пленка — это всегда стильно, качественно. Сейчас, наверное, проще научиться - в интернете есть и видео, и тексты, и инфографики всякие.... Но пленка — это дорого. Пока научишься, сколько кадров испортишь, во-первых. Во-вторых, за проявку тоже деньги надо платить, и за оцифровку. И всего 36 кадров... Цифровые фотоаппараты ничем не хуже. Заработать деньги сейчас можно только на цифре, пленка - это артхаус».
Алена Старостина, 22 года
«Однажды я достала родительский альбом и подумала, почему они такие классные? В тот момент мне показалось, что они классные, потому что их фотографировали на мыльницу. Потом я поняла, что они просто классные и мыльница тут ни при чём, но идея приобрести плёночный фотоаппарат уже растопила печку в моей голове, замесила тесто и всё остальное. Проще говоря, я взялась за плёнку, потому что мне казалось, что все люди на ней непередаваемо очаровательны и красивы.
Плёнка хороша тем, что заставляет понять, насколько ценен тот или иной момент, потому что у тебя есть всего 36 кадров. Флешка на парочку гигов тоже неплохо, но в этом есть некая фальшь, искажение. "А давай перефоткаемся", - роскошь, которую не может себе позволить плёночный фотоаппарат, но в этом он и превосходит цифровые агрегаты. Да и некая чарующая таинственность присутствует в этом всём, ведь, пока ты не отфотографируешь все 36 кадров, не узнаешь, что же так поразило твой взор».
Рая Рубцова, 21 год
«Главный интерес пленки - создание фотографий. И все те сложности, которые этому сопутствуют. Выбор фотопленки, длительный процесс получения изображения. Цепочка становится длиннее, но при этом ты встречаешься с людьми, которые тоже этим интересуются: начиная от магазинов с фотопленкой, заканчивая теми, у кого ты её проявляешь. К пленочным фотоаппаратам дольше привыкаешь. Ты не видишь результат сразу, поэтому постоянно экспериментируешь, застреваешь на начальном этапе (какую плёнку использовать, что и где и как сфотографировать); ты вкладываешься в подготовку, и больше занят именно этим, а не обработкой, например.
Предполагаю, что пленка хороша тем, что человек в неё вкладывает больше действий, времени, материалов. Чем больше мы чему-то уделяем ресурсов, тем выше для нас значимость.»
Арина Шестеркина, 22 года
Многие опытные фотографы скажут, что аналоговая фотография лучше цифровой; любители музыки будут утверждать, что винил звучит лучше, чем любая цифровая запись; ценители живописи, будут превозносить картины, написанные красками, а книгоманы с трепетом будут шуршать страницами книг впитывая их аромат. Возможно, новое тысячелетие облегчило нам жизнь в некоторых сферах жизни, но некоторые вещи никогда не смогут быть заменены.