Древнее, чем египетские пирамиды
№ () от 20 марта 2019 [«Аргументы Недели Иркутск», Евгения Колягина ]
Глазково — самый большой в Свердловском округе и один из старейших районов во всем Иркутске. Скованный исторической застройкой, он сегодня буквально задыхается в бесконечных пробках. На небольшом пятачке улицы Маяковского смыкаются потоки транспорта не только из разных частей города, но и соседних Ангарска и Шелехова. Избавление от транспортного коллапса — один из главных запросов местных жителей, но не единственный. Чем живет Глазково сегодня — в рубрике «АН» «Город и люди».
Круговорот истории
Когда именно возникли здесь первые поселения, историки спорят до сих пор. Исследования Глазковского некрополя говорят о его тысячелетней истории. Первые документальные свидетельства — о существовании деревни уже в момент основания Иркутска. Сегодня Глазково все еще сохраняет свой особый провинциальный колорит: стоит только свернуть с главных улиц, и вот они — деревянные домики с резными наличниками и черемухой в палисадниках. Но новые времена, конечно, нарушили былой уклад бывшего предместья. Масштабное жилищное строительство вносит свои коррективы и требует развития инфраструктуры.
Официально село Глазково сформировалось в середине XVIII века. Оно считалось окраиной и долгое время использовалось больше для покосов, чем для жизни людей. Во время переписи 1875 года было подтверждено: когда в самом Иркутске число жителей превышало уже десятки тысяч человек, здесь числилось лишь чуть больше ста. Прежде всего это объяснялось отсутствием в то время постоянной связи между двумя берегами города. Во время ледостава Глазково, как и находящиеся недалеко деревни Кузьмиха и Титово, оказывались буквально отрезаны от мира.
Ситуация начала кардинально меняться после пожара 1879 года, строительства моста и железной дороги. В первом случае часть горожан, потерявших свои дома из-за разрушительного пожара в центральной части города, оказалась не в состоянии отстроить их заново и вынуждена была перебираться на левый, более дешевый берег. Сохранились данные о том, что в период восстановления центра Иркутска число жителей Глазково возросло уже до 800 человек.
Еще больший прирост произошел, естественно, с открытием понтонного моста, связавшего оба берега Ангары. А в конце 1890-х годов, после строительства железной дороги и вокзала, процесс развития Глазковского предместья практически не останавливался. В это время Глазково активно заселяется и застраивается. Заработало первое учебное заведение — Глазковское училище имени св. князя Владимира, построенное Сукачевым. Появилась и своя здравница, получившая в народе название «Медведниковская больница», известная сегодня как курорт «Ангара».
Здесь же активно обустраивались общественные и частные дачи чиновников и купцов. Чего стоили только дача «Луна» в районе сегодняшней улицы Джамбула или дача «Звездочка» — там, где сейчас находится одноименная роща.
Неудивительно, что именно тогда, в период активного освоения левого берега, были сделаны и первые открытия, влияющие и сегодня на жизнь Глазково. Речь об археологических находках — захоронениях людей, артефактов, которые сопровождали буквально любое строительство на этой территории, связанное с выемкой грунта. Тогда впервые выяснилось, что жизнь на территории будущего Глазково исчисляется тысячелетиями до нас. Относительно «молодые» захоронения — около 3-3,6 тыс. лет — были обнаружены при строительстве Николо-Иннокентьевской церкви около железнодорожного вокзала. Погребениям в районе сегодняшней больницы №5 — порядка 4-4,5 тысячи лет. Самая древняя группа на территории Глазковского некрополя обнаружена в парке им. Парижской коммуны — более 7 тысяч лет от наших дней.
Уникальность Глазковского некрополя сегодня признана во всем мире. Выделяется он среди подобных себе захоронений и огромными размерами, и длительностью функционирования, и самое главное — сохраненном первозданном виде погребений. Да, большая часть некрополя была уничтожена и при строительстве железной дороги, и при возведении домов и всей инженерной инфраструктуры Глазково. Подсчитать количество разрушенных могил невозможно, но оно должно выражаться трехзначной цифрой, говорят археологи. Единственным сохранившимся сегодня участком древних захоронений является Парк Парижской коммуны. Это уникальное наследие одновременно является и бесценным достоянием города, и большой «головной болью». Вот уже больше 100 лет прошло с того момента, как в Иркутске было впервые принято решение музеефицировать сохранившуюся территорию Глазковского некрополя. Готовились и презентовались различные проекты музеев, приложил руку к историческому делу и Даши Намдаков, также создававший свой эскиз. Но воз и ныне там.
Между прошлым и будущим
Интересно, что о богатом историческом наследии территории знают далеко не все иркутяне. Это подтвердил и небольшой опрос людей, прогуливающихся по Парку Парижской коммуны. Только двое прохожих сказали «АН», что знали о некрополе «под ногами». Тамара Михайловна одна из них. Она рассказывает, что в первый раз услышала об уникальной тысячелетней истории Глазково только в 90-х годах. До этого ни официальной информации, ни разговоров, ни ограничений, связанных с некрополем, кажется, и вовсе не было: «Здесь был прекрасный парк. Мы гуляли всей семьей, к нам специально друзья приезжали из других районов города, чтобы прокатиться на колесе обозрения. Считалось, что оно лучше, чем колесо в ЦПКИО, — стоит на возвышенности и вид шикарный». Прошло в Парке имени Парижской коммуны и все детство сыновей Тамары Михайловны. «Для одного любимым местом была «Изба-читальня», стоявшая здесь. А другой облазил все местные овраги», — с улыбкой вспоминает она, добавляя, что «до сих пор не понимает, как можно было такой красивый парк так запустить».
Сегодня Парк имени Парижской коммуны действительно больше напоминает заброшенный сад. Зеленые заросли в кольце непрекращающегося транспортного потока посреди каменных зданий. Здесь по-прежнему проходят праздники Свердловского района, отмечают Новый год и сжигают Зиму на Масленицу. Но все же парк перестал быть «для людей». Все больше местных жителей просто пересекают его по пути на нужную остановку транспорта, другие — используют как место для выгула собак. «Глазковцы» жалуются, что власти забыли про эту территорию, рассказывая о том, что предпочитают гулять или в соседнем курорте Ангара, или же ездить на набережную.
«Здесь всегда такой поток транспорта, что и дорогу переходить к парку лишний раз не хочется, да и пользы от прогулок здесь не вижу», — с молодой девушкой Аленой и ее дочкой Катей мы разговорились на остановке «Райсовет». Они как раз ждали автобуса поудобнее, чтобы вместе с коляской загрузиться и доехать до набережной. «В целом мне этот район нравится за местоположение, вблизи от центра города, стоит только переехать мост. Рядом река, рядом курорт «Ангара». Но есть и много проблем очень актуальных для нас, как для молодой семьи, — рассказывает Алена и приводит примеры. — Детская поликлиника, до которой надо еще добраться и в которой вечно все друг у друга на головах стоят, взрослая больница, в которую ходить-то даже не хочется. И конечно, детский сад. Мы стоим в очереди в детсад №105. До трех лет детей там не принимают в принципе, но нет никакой уверенности, что попадем в группу и сразу после трех».
Перенаправить и строить
В администрации Свердловского округа соглашаются: от жителей Глазково действительно есть запрос на благоустройство общественных пространств местных территорий, развитие соцобъектов, решение проблемы «вечных» пробок на кольце Джамбула—Боткина—Маяковского. Этим «больным» вопросам не один десяток лет. Но, похоже, именно сейчас у властей Иркутска появилась реальная возможность решить хотя бы часть из них. Уже в 2020 году в рамках нацпроекта «Формирование комфортной городской среды» мэрия приступит к благоустройству двух визитных карточек города, находящихся как раз в Глазково: Парка имени Парижской коммуны и привокзальной площади железнодорожного вокзала «Иркутск-Пассажирский». Прорабатывается и кардинальное изменение транспортной схемы движения в этом районе.
«Сегодня транспортные потоки сразу из нескольких районов города, а также из Шелехова и Ангарска смыкаются в одной точке — вокруг Парка им. Парижской коммуны. Самый загруженный участок — от улиц 2-я Железнодорожная или Гоголя до переулка Спортивный. Когда забиваются эти улицы, стоят и все прилегающие», — описывает проблему заместитель мэра, глава Свердловского округа Антон Медко. Чтобы решить ее, требуется реконструкция дорожной сети для создания новых прямых связей отдельных районов города друг с другом. Понятно, что это строительство — перспектива не одного года или даже пяти ближайших лет. Поэтому задача власти — найти и реализовать на первом этапе хотя бы временное решение.
Об одной из таких разработок «АН» рассказал заместитель председателя комитета по градостроительной политике — главный архитектор города Сергей Александров. Логика ее проста. Если в районе парка им. Парижской коммуны сходятся несколько транспортных потоков, то даже перераспределение одного из них существенно снизит нагрузку.
Из всех рассматривавшихся вариантов такого перераспределения в итоге был выбран один. Согласно ему предлагается вычленить из общего потока транспорт, идущий из Ленинского района в центр города, и пустить его напрямик по ул. Джамбула в сторону Глазковского моста. Для большего понимания Сергей Александров поясняет: ул. Джамбула сделают двусторонней, на ней будут действовать два светофора. Еще один светофор планируется разместить на съезде к мосту. Саму ул. Джамбула при этом намерены расширить до шести полос. Две полосы будут идти в сторону Ново-Ленино, две — в сторону ул. Боткина, и две отданы под встречные полосы транспорта из Ленинского района.
Такое решение, уверены в мэрии, позволит значительно разгрузить этот транспортный узел. Предположение городской администрации подтвердили и расчеты питерских проектировщиков. Компания ООО «Стройпроект» в прошлом году проводила по заказу мэрии Иркутска большую научно-исследовательскую работу по созданию программ «Комплексного развития транспортной инфраструктуры», «Комплексной системы организации дорожного движения», «Комплексной системы организации движения общественного транспорта».
Столичные специалисты-то и просчитали: эффект от такого перенаправления потока действительно даст нужный результат. «Подсчитано, что 30% тех, кто движется со стороны ул. Трактовая, едут в центр города. Им в принципе-то не нужно ехать по этому кольцу, но транспортная схема такая и деваться некуда. Когда мы запустим двусторонний участок на Джамбула, кольцо разгрузится на эти 30%», — считает Сергей Александров.
От ООО «Стройпроект» получены и более точные результаты внедрения новации. Так, например, просчитано, что средняя скорость движения транспорта в границах этого узла вырастет до 36 км/ч, тогда как сегодня она равна 26 км/ч.
Сергей Александров признает: данная мера, к сожалению, не решит кардинально проблемы главной глазковской пробки. Затор транспорта, скорее всего, просто переместится на участок съезда с моста. «Чтобы пробки здесь не было вовсе, необходимо строить западный обход города, — поясняет главный архитектор. — Это 7 км новой трассы от объездной микрорайонов Первомайский — Университетский до объездной Ново-Ленино. Только она снимет здесь нагрузку, ничто иное кардинально проблемы не решит».
Правда, есть и другие элементы регулирования транспортной политики. Например, создание дополнительных мест работы в территориях проживания иркутян. «Сегодня в Ново-Ленино лишь 25% населения обеспечены местами приложения труда. И это при наличии гигантской промзоны Ленинского района. То есть из четырех представителей трудоспособного населения трое каждый день выезжают из Ново-Ленино в другие районы города, — говорит Сергей Александров. — Наша стратегическая задача — поощрять всяческим образом создание мест приложения труда в микрорайоне».
Стоит ли говорить, что из всех вариантов разрешения транспортного коллапса в районе Глазково двустороннее движение по ул. Джамбула пока наиболее вероятное для исполнения? В администрации подчеркивают: уже этим летом начнутся подготовительные работы в районе Иркутного моста.
Школам готовят площадки развития
Что касается социальных объектов Глазково (в районе — три общеобразовательные школы, лицей РЖД, две больницы, детские сады — «АН»), то они действительно переполнены, требуется расширение действующих либо строительство новых учреждений. Только официально на территории района сегодня проживает 25,5 тыс. человек. Но и эта цифра весьма условна. «Дело в том, что границы Глазково уже давно стали весьма размытыми, — говорит Антон Медко, — бывшее предместье плотно связано с прилегающей территорией Студгородка, а значит, что историческими жителями Глазково себя вполне могут считать порядка 50 тысяч иркутян».
При этом если еще 5-10 лет назад в Глазково не велось активное строительство, то сегодня высотные жилые комплексы вырастают один за другим. Антон Медко замечает: высокая плотность застройки объективно налагает на все процессы, которые происходят на территории, дополнительную повышенную нагрузку. И социальных объектов это касается в первую очередь.
Учитывая, что большая часть земельных участков в Глазково уже находится в частной собственности, мэрия уверяет, что направляет все усилия на сохранение оставшихся муниципальных земель. Без этого, всем понятно, развитие тех же школ и детсадов практически невозможно.
«63-я школа, например, одна из первых перешла на трехсменный режим обучения. Здесь к старому блоку школы уже были сделаны пристрои, в том числе поставлены один учебный модуль и один спортивный. Но площадей все равно не хватает, — говорит глава округа. — Администрация города уже расселила и снесла один двухэтажный дом, который примыкал к школе. Еще один — одноэтажный, четырехквартирный — в планах на расселение. В 2016 году он был признан аварийным, но из-за того, что в доме есть и частная, и муниципальная собственность, этот процесс несколько затянулся. Когда работа будет завершена, мы сможем сформировать большой земельный участок для будущего строительства нового модуля».
Прорабатываются и варианты развития школы №80. Из областной собственности было переведено, а затем присоединено к школе двухэтажное здание. Планировалось, что его удастся задействовать в учебном процессе. Но, к сожалению, обследование выявило, что оно находится в аварийном состоянии. Теперь, скорее всего, будет принято решение о сносе объекта, что позволит построить на высвободившемся участке дополнительный учебный корпус.
Причем если по школам и детсадам администрация города может и должна формировать план развития, то полномочия по объектам здравоохранения находятся у регионального Минздрава. Пока, к сожалению, ни о каких-то конкретных шагах, ни о намерениях по строительству или реконструкции больницы и детской поликлиники в Глазково речи не идет. Город со своей стороны расселил и снес несколько двухэтажных деревянных домов в районе больницы №5. Площадка под возможное новое строительство теперь есть. Но пока на этом все.
Хотя для жителей близлежащих домов все же есть хорошая новость. Уже в этом году больница будет подключена к центральной тепломагистрали. А это значит, что коптящая здесь котельная наконец-то будет закрыта.
Новая жизнь старых пространств
Из других положительных изменений для Глазково — грядущее масштабное благоустройство сразу нескольких общественных пространств. О разрабатывающихся проектах по Парку Парижской коммуны и привокзальной площади «АН» расскажет подробнее в ближайших номерах. Но и кроме них Глазково ждет обновление еще нескольких площадок. Так, уже в этом году в границах ул. Гоголя, Кайской и Пушкина появится свой «Пушкинский сквер». Во время его благоустройства планируют сохранить существующий ландшафт и тропинки, а в будущем поставить памятный знак к 225-летнему юбилею Александра Пушкина. Еще один сквер благоустроят в границах ул. Терешковой, Пушкина и Клары Цеткин. Его разделят на несколько зон — для тихого отдыха и для активной молодежи. Восстановят тут и разрушенный пешеходный мостик.
Что интересно, инициатива по последнему проекту поступила от самой молодежи. Ребята готовы и сами максимально участвовать в создании нового пространства для себя, и администрацию города к своим задумкам привлекают. «Сейчас много говорится о необходимости построения гражданского общества. В этом году при голосовании по проектам программ «Народные инициативы» и «Формирование комфортной городской среды» было очевидно: этот процесс идет, и очень активно. Поток людей не прекращался все дни голосования. У нас очередь даже на улицу выходила, — рассказывает Антон Медко. — В результате впервые в число реализующихся в округе «народных инициатив» вошли не только проекты школ, как это было раньше, но и других территорий. И это радует».
Только в такой связке, говорят в администрации, и строится развитие любой территории. Потому что в конечном итоге никто лучше людей, проживающих в конкретном районе, не знает его сильных и слабых сторон, а значит, не сможет приспособить общие схемы к местной специфике. И это особенно важно сегодня, когда в Глазково начинается долгожданное обновление.