Четыре месяца назад газета «Аргументы недели» в номере от 15 ноября 2018 года опубликовала материал под заголовком «Заразят ли Россию окончательно?». В нём речь шла о том, что в России сейчас, мягко говоря, из-за недобросовестности ряда чиновников сложилась очень тревожная ситуация, которая всерьёз угрожает экономическому, продовольственному, экологическому потенциалу страны. И с тех пор, если называть вещи своими именами, ситуация к лучшему не изменилась.
Систему рушат, а ответственности не несут
Дело в том, что с 1 января 2018 г. в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 21.07.2014 №206-ФЗ «О карантине растений» осуществление карантинного фитосанитарного обеззараживания без каких-либо ограничений проводится силами частных компаний, имеющих лицензию, в том числе и при экспортно-импортных операциях.
Идея такого «гениального» решения лоббировалась определёнными лицами Минэкономразвития и ФАС ещё с 2011 г. (вспомним, кто тогда был президентом РФ). Лоббисты-младореформаторы как мантру повторяли избитые истины о демократии и развитии бизнеса.
Сразу опровергнем это утверждение. Данный законопроект не был и не мог быть направлен на снижение финансовой нагрузки на бизнес. Поскольку сами функции по обеззараживанию при их передаче в «частные руки» всё равно должны были осуществляться за счёт средств собственников продукции, объектов (в соответствии с распоряжением ПР РФ от 09.03.2010 №299-р).
Более 80 лет в России, с момента создания карантинной службы в 1931 г. и до 1 января 2018 г., обеззараживание должно было осуществляться исключительно силами государственных, подведомственных государственному органу власти – сегодня Россельхознадзор, учреждениями.
Тут немаловажен такой факт: в настоящий момент Российская Федерация является основным и крупнейшим поставщиком пшеницы и лесоматериалов на мировой рынок и конкурирует с такими странами, как Бразилия, США, Германия, Франция. Соответствие этой продукции фитосанитарным требованиям стран-импортёров напрямую влияет на экспортный потенциал страны. Во избежание провокаций со стороны вышеобозначенных конкурентов Минсельхозом России был утверждён акт карантинного фитосанитарного обеззараживания, одним из требований которого является наличие отметки компетентного органа страны-импортёра, иными словами НОКЗР, о проведении надлежащей обработки. Говоря проще, идут контакты между специальными и государственными службами разных стран, которые осуществляются на основании международного и национального законодательств, при этом участие в такой структуре «частных лиц» ни одной страной не предусмотрено, и как такое будет встречено нашими зарубежными партнёрами?
И при малейшем «проколе» как пострадает имидж стран, так и могут быть невосполнимые экономические потери. Партнёры просто откажутся от российской продукции. Занос в страну и распространение хотя бы одного из карантинных для России объектов грозит серьёзными экономическими, продовольственными и экологическими последствиями как для территории Российской Федерации, так и Евра- зийского экономического союза в целом.
И вот всей этой налаженной системе контроля нанесли если не сокрушительный, то чувствительный удар в виде этого самого ФЗ №206.
Вырисовывается вообще абсурдная ситуация. В соответствии с пунктом «г» статьи IV Международной конвенции по карантину и защите растений (МККЗР) в ответственность официальной национальной организации по карантину и защите растений (НОКЗР) входит обеспечение фитосанитарной безопасности страны.
В соответствии с обязательствами Российской Федерации по более чем 23 двусторонним межправительственным соглашениям и 4 межведомственным меморандумам в области карантина растений с основными странами – торговыми партнёрами (Египет, Турция, страны СНГ, Бразилия и др.) преду- смотрено, что Российская Федерация несёт ответственность за обеспечение фитосанитарной безопасности экспортируемой растительной продукции.
То есть лицензию и право на обеззараживание могут получить все кому не лень, а ответственность продолжает нести Россельхознадзор и в его лице государство. А тому, кто нанёс ущерб, всё как с гуся вода.
Дело не в недоверии к частнику как таковому. Просто карантинное фитосанитарное обеззараживание осуществляется с применением пестицидов 1-го, 2-го, 3‑го, 4-го классов опасности термическим методом, путём понижения температуры (рефрижерация) и прочее в соответствии с видами работ. Этот вид деятельности потенциально несёт в себе опасность для самих специалистов, осуществляющих обеззараживание, для людей, которые могут находиться рядом, и для окружающей среды. То есть должны быть специальное оборудование и соответствующая площадка для обеззараживания и уничтожения. Как можно выдавать лицензии, если всего этого не будет в наличии? А какой частник даст гарантию? И где возьмут столько специалистов и соответствующее оборудование? Тем более что проверять их, согласно Закону №294, могут всего лишь один раз в три года.
Все «за» – от министров до президента
Депутат Госдумы, член комитета по бюджету и налогам, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев, вникнув в ситуацию и оценив последствия, 7 августа 2018 г. направил письмо руководителю Россельхознадзора С.А. Данкверту, где высказал тревогу по поводу сложившейся ситуации. Было подчёркнуто, что нынешний закон может нанести реальный экономический, продовольственный и экологический ущерб Российской Федерации.
Поводом же для этого письма послужило обращение на имя Исаева крупнейшего предприятия ООО «Лес ПТЗ» от 3.08.2018 о том, что эта организация уже много лет является экспортёром лесоматериалов на мировой рынок и имеет хорошую деловую репутацию. Теперь же в связи с вмешательством «частных лиц» в карантинное фитосанитарное обеззараживание подкарантинной продукции могут пострадать не только имидж и репутация крупного предприятия, но и репутация и закрытие экспорта для РФ.
Руководство Россельхознадзора поддержало опасения Андрея Исаева и предложило внести и 23 августа 2018 г. официально направило в адрес Госдумы проект изменения Федерального закона №206 в ч. 1 ст. 27, в котором должно быть прописано, что «Карантинное фитосанитарное обеззараживание при ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации подкарантинной продукции проводится силами подведомственных федеральному органу исполнительной власти».
Затем Андрей Константинович, уже изу- чив поправки, предложенные Россельхозом, направил соответствующее письмо (оно есть в редакции) министру сельского хозяйства Д.Н. Патрушеву и получил полное одобрение.
Таким образом, Минсельхозом России, Россельхознадзором, Советом фракции «Единая Россия», а также Правовым управлением ГД изменения в законе были поддержаны.
Причём эта поддержка не была формальной и делалась в угоду чьим-то лоббистским интересам. Например, руководителем правового управления ГД Е.В. Горбачёвой изначально были высказаны опасения по части создания новой структуры для проведения обеззараживания и необходимости выделения дополнительных финансовых средств из бюджета.
Однако разъяснения Россельхознадзора с предоставлением официальных документов показали, что структура и количество сотрудников, по существу, не меняются с 2004 года, а значит, и выделение дополнительных средств из федерального бюджета не потребуется.
И ещё один немаловажный момент. 29 января 2019 г. Владимир Путин провёл рабочую встречу с министром сельского хозяйства Дмитрием Патрушевым и руководителем Россельхознадзора Сергеем Данквертом. Обсуждалась текущая ситуация в сельском хозяйстве, упоминались вопросы фитосанитарной безопасности страны и, конечно же, экспорта продукции АПК. Учитывая, что поправки в закон поддержали руководители министерства и ведомства, то, понятно, что на встрече с главой государства этот вопрос обсуждался. Проблема решена? Не тут-то было.
Поправки «маринуют». Саботаж продолжается
Согласно действующему законодательству, все поправки в ФЗ №206 рассматривал комитет ГД по аграрным вопросам, который курирует депутат фракции «Единая Россия» опытный аграрник В.Н. Плотников.Так вот, в распоряжении редакции оказалось мнение, озвученное представителями этого комитета. В нём сказано, что «речь идёт о попытке полной и окончательной монополизации рынка оказания услуг в сфере карантинного фитосанитарного обеззараживания», отмечается, что до 1 января 2018 года «на рынке было много (!!!) компаний», а введённая процедура лицензирования вытесняет тех, кто осуществлял свою деятельность в этой сфере «без нареканий много (!!!) лет», и сейчас якобы «под разными предлогами динамятся те, кто подаёт заявки на получение лицензий». И этих самых лицензий на обеззараживание на сегодняшний день выдано всего 8 штук, и все они выданы «компаниям, аффилированным с РСН».
Следует прямо сказать, что практически утверждения авторов данного, с позволения сказать, «мнения» не соответствуют действительности и, более того, подчёркивают, что ряд частных организаций осуществляют незаконную деятельность.
Поскольку в соответствии с Федеральным законом от 2009 года №99-ФЗ «О карантине растений», а ранее Правилами по карантину растений (СССР) карантинное фитосанитарное обеззараживание проводилось подведомственными госоргану учреждениями. И до 1 января 2018 г. никакая другая организация просто не имела права осуществлять подобную деятельность! А тут выясняется, что они работают «много лет». Наверное, этот факт должен заинтересовать соответствующие структуры, как минимум, для проверки.
Утверждение же, что получено всего 8 лицензий, также легко опровергается. Достаточно открыть сайт лицензирующего органа, где ведётся реестр выданных лицензий и их количество. Так вот, по состоянию на 15 марта 2019 г. их выдано 243! И они все аффилированны с лицензирующим органом компании?
Можно сделать логичный вывод, что те компании, которые, как они утверждают, «имеют многолетний опыт в сфере обеззараживания», не хотят и дальше работать легитимно. Или просто не могут пройти процедуру лицензирования, так как не соответствуют лицензионным требованиям. Ещё раз хочется спросить: а как же такие субъекты работали и какова эффективность таких работ? И такими субъектами предполагается осуществление обеззараживания – гарантия обеспечения продовольственной безопасности и надлежащего экспорта?
И это в тот момент, когда стоит задача по наращиванию экспорта зерна и зерновой продукции. Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определено, что к 2024 г. экспорт продукции АПК должен достигнуть 45 млрд долларов США. И эта задача выполнима, но только, наверное, не такими организациями, которые больше года не могут пройти процедуру лицензирования!
Напомним ещё раз, что обнаружение при экспортно-импортных операциях карантинных для стран-импортёров объектов в подкарантинной продукции российского происхождения может привести к запрету на экспорт всей растительной продукции из Российской Федерации. При этом внутренний рынок обеззараживания остаётся и должен осуществляться компетентными и соответствующими лицензионным требованиям субъектами и, как любая лицензируемая деятельность, этот вид деятельности должен осуществляться также под контролем государства!
Почему соответствующий комитет ГД «маринует» такие нужные поправки и прислушивается к мнению сомнительных субъектов, которые отказываются проходить лицензирование и быть под контролем? Это «мнение» идёт вразрез с поставленными президентом задачами. Это что, халатность? Непрофессионализм? Или сознательное вредительство?
Редакция обращается к председателю Государственной думы Российской Федерации Вячеславу Викторовичу Володину с просьбой срочно принять изменения в ФЗ‑206. И собрать для этого внеочередное заседание ГД. Речь идёт об экономической, продовольственной и экологической безопасности Российской Федерации.