Как можно использовать административный ресурс на выборах
19 марта 2019, 13:06 [«Аргументы Недели», Вячеслав ХРИСТИЧ ]
Сегодня ни для кого не секрет, что выборы и выборный процесс в целом, это попросту грандиозное реалити-шоу государственного масштаба. Это грандиозная постановка политического театра, в действие которой втягивают огромное количество граждан.
Это как бы, если вы пришли в театр, а вас ненавязчиво втянули в спектакль, на второразрядную роль. И вы вместе с актерами, которые играют первые роли, принимаете участие в этом спектакле на подтанцовке. А режиссер виртуозно использует все имеющиеся в его распоряжении механизмы: свет, сцену, занавес, звук, актеров, массовку и т.д. для ведения этого действа.
Так вот, во время выборного процесса роль режиссера играет административный ресурс. И тот, кто его использует, как виртуозный режиссер создает всю предвыборную театральную постановку в масштабах всей страны. Втягивая, таким образом, всех граждан государства в эту политическую театральную воронку.
Давайте рассмотрим с вами наиболее известные способы использования административного ресурса. Начнем с самого простого и примитивного, благодаря чему мы с вами узнаем, как это делается.
Подкуп избирателей
По всей стране агитаторы штабов массово обходят дома и квартиры населения, выискивая тех, кто соглашается поддержать кандидата на выборах. Таким избирателям выдают материальную помощь в размере от одной тысячи и больше из государственного бюджета. Весьма распространена практика раздачи продовольственных пайков. Известны случаи предложений трудоустройства и решения бытовых, медицинских вопросов. Помощь в устройстве детей в детский сад или помощь с операцией больным родителям. В 90% случаев подобная практика приносит ощутимый результат, хотя является прямым нарушением Закона и является уголовно наказуемой. Но кого могут волновать такие мелочи, как нарушение действующего законодательства, если в ваших руках находятся силовые структуры? Очевидная вещь – никого. А потому, нарушения закона в избирательном процессе - это обычное, повседневное, рядовое дело. Сегодня этим никого не удивишь.
Вбросы и карусели
Центральная избирательная комиссия Украины шокировала публику, напечатав 60 миллионов бюллетеней для первого тура голосования. Ведь официальное число избирателей Украины – 36 миллионов, а в действительности на территории страны их не больше 30 миллионов.
Двойного запаса бюллетеней не было ещё ни на одних украинских выборах. Это значит только одно – готовятся массовые вбросы липовых бюллетеней и избирательные карусели.
Вбросы – нарушения на выборах, когда подкупленные избиратели опускают в урны для голосования больше одного бюллетеня. Липовые бюллетени с заранее поставленными отметками за нужного кандидата они получают от организаторов фальсификаций.
Возможны вбросы многих бюллетеней с отметками за нужного кандидата председателями или членами комиссий, или же полная подмена ими содержимого урн.
Карусели – голосование подкупленных избирателей на многих участках по открепительным талонам. От организаторов избиратель-карусельщик получает липовый (из числа неучтённых) бюллетень с заранее проставленной отметкой за нужного кандидата. А в доказательство выносит с участка официально полученный незаполненный бюллетень.
Как видите уважаемые читатели, абсолютно ничего сложного. Как говорится: «бери побольше да кидай подальше».
Принуждение к голосованию за провластного кандидата на малых, закрытых и специальных участках.
Традиционно, админресурс считает своими голоса на участках подобного рода. На малые участки в больницах, отдалённых населённых пунктах и т.д. у оппозиционных партий часто просто не хватает наблюдателей, что создаёт бесконтрольность. На закрытых и специальных участках, а таковыми является: армия, пенитенциарных учреждения - у власти есть возможность влиять на избирателей, принуждая их к голосованию за своего кандидата с помощью административного давления.
Сейчас стало известно, что в ВСУ по линии Управления морально-психологического обеспечения рассылаются указания по недопущению агитации в войсках за других кандидатов, а также к склонению личного состава к голосованию за действующего президента.
По опыту предыдущих голосований, разные виды вбросов, каруселей и других мелких нарушений избирательного законодательства в сумме дают провластным кандидатам около до 15% или немного больше дополнительных голосов. Но этого бывает недостаточно для того, чтобы провести «нужного» кандидата на второй тур выборов, и поэтому, главные фальсификации всегда проводятся с подсчётом голосов.
Подделка протоколов и другие фальсификации при подсчёте голосов
Как это происходит в Украине
Из оставшихся в избирательных бюллетенях 39 имён кандидатов в президенты, почти половина – технические кандидаты П. Порошенко. Это малоизвестные личности, за регистрацию которых в ЦИК заплатил нынешний президент. Они могут набрать лишь доли процента голосов, однако имеют равные с другими кандидатами права на представительство в избирательных комиссиях. Поэтому в среднем по стране штаб Порошенко получит контроль над половиной участковых избирательных комиссий, и самое большое представительство в окружных комиссиях.
Это значит, что во многих случаях подконтрольные штабу Порошенко председатели участковых комиссий смогут подменить настоящие протоколы, подписанные всеми членами комиссий и наблюдателями, заранее составленными фиктивными, в которых большинство голосов будет за Порошенко. Так уже было, например, на парламентских выборах 2014 года, когда на отдельных участках ещё до выборов были найдены заранее заполненные и подписанные протоколы, в которых большинство получил БПП «Солидарность».
Но в 2014 году политическая обстановка в стране была такая, что общество предпочло закрыть на это глаза. Ведь Порошенко явно лидировал в президентской гонке и в его конечной победе почти никто не сомневался. Именно США торопили Украину провести выборы как можно скорее, невзирая на нарушения – легитимность украинского государства находилась тогда под вопросом.
Последствия тех скоропалительных решений Украине приходится расхлёбывать до сих пор.
Мы вскользь упомянули о самых основных возможностях использования админресурса. Не говоря уже о том, что админресурс, всегда и везде, по полной использует возможности торговли должностями в администрации президента и правительстве, а также бронирует места на прохождение в парламент на последующих выборах. Это всегда самые «сладкие» договоренности, за которые многие претенденты на эти должности с удовольствием платят деньги и немалые.
Чтобы вкратце подвести итог нашего кратенького экскурса в предвыборные технологии, мы с вами, уважаемые читатели, можем сделать простой и весьма неутешительный вывод : на самом деле, все вопросы дальнейшего существования элиты, правительства и президента решаются задолго до того, как проходят выборы. И становится очевидным, что весь этот грандиозный политический спектакль - не более чем попытка отвлечь внимание граждан от действительно важных для жизни вопросов.
Хочется надеяться, что рано или поздно, такой порядок вещей измениться к лучшему.