> Странный путч - Аргументы Недели

//Общество 13+

Странный путч

№  () от 13 марта 2019 [«Аргументы Недели », Сергей НИКИТИН ]

Мы продолжаем разговор о книге историка, писателя, политолога Юрия Сторчака «Русский разлом», детально рассматривающего такое понятие, как «Русский мир». Его истоки, проблемы и особенности. Книга вышла в издательстве «Аргументы недели» и сразу завоевала популярность среди читателей.

Перед бурей

Несмотря на то что СССР трясло в лихорадке демократических ветров едва ли не с самого начала правления Горбачёва, переломной точкой можно считать августовский «путч» 1991 года. Да, не он развалил страну, но стал однозначным «триггером» – спусковым крючком процесса. Поэтому неудивительно, что автор книги подробнейшим образом, с документами, датами, именами разбирает это время.

Подписание нового Союзного договора было запланировано на 20 августа. Об этом документе, как и о результатах референдумов по всему Советскому Союзу, включая его бойкотирование и шельмование в некоторых союзных республиках, Юрий Сторчак тоже пишет подробнейшим образом. С сожалением он признаёт, что на сторону националистов в республиках фактически перешли жители Москвы и Ленинграда. «Просвещённые» столичные обитатели не отдали за сохранение Союза и половины голосов. Москва «ждала перемен». И она их получила.

В июне 1991-го на пост президента РСФСР был избран Борис Ельцин, получивший 43% голосов избирателей. По нынешним законам этого было бы недостаточно для победы, но по тем временам хватило. В ответ на это премьер-министр СССР Валентин-даю-руку-на-отсечение-Павлов, прославившийся жёсткой денежной реформой, обокравшей и без того начинавшее нищать население, потребовал чрезвычайных полномочий, а министры обороны, МВД и председатель КГБ на закрытом заседании поставили вопрос о чрезвычайном положении.

В июле на пленуме ЦК КПСС Горбачёва обязали представить отчётный доклад на съезде КПСС осенью того же года.

2 июля в КПСС произошёл формальный раскол. Было учреждено Движение демократических реформ по главе с Яковлевым и Шеварднадзе. Они опубликовали заявление в крайне антигосударственном духе. Горбачёв поддержал это движение.

Через полтора месяца мир узнал слово «ГКЧП». Путчисты сорвали подписание Союзного договора. При этом, что удивительно, декларируя своей целью именно сохранение СССР.

 

Что это было?

В Москву для охраны общественного порядка были введены войска и бронетехника. ГКЧП провозгласил себя органом «для управления страной и эффективного осуществления режима чрезвычайного положения», решения которого общеобязательны для исполнения «в связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Михаилом Горбачёвым своих обязанностей Президента СССР». ГКЧП потребовал от находившегося на отдыхе в Крыму президента введения в стране чрезвычайного положения или временной передачи власти вице-президенту Геннадию Янаеву.

Основной целью создания ГКЧП было недопущение подписания договора о Союзе Суверенных Государств (ССГ), который, по мнению участников ГКЧП, упразднял Союз ССР. ГКЧП не ставил задачу лишить Горбачёва поста Президента СССР.

ГКЧП был поддержан практически всем кабинетом министров, собравшимся 19 августа 1991 года. По сути, в заговоре участвовала вся верхушка государственной власти СССР – вся команда Горбачёва, за исключением его самого.

Поддержали ГКЧП Азербайджанская и Белорусская ССР, а Латвийская, Литовская, Молдавская и Эстонская ССР отвергли его акты. Остальные республики затаились, благоразумно ожидая, чья возьмёт.

После объявления о создании ГКЧП и изоляции Горбачёва в Крыму основное противостояние проходило между ГКЧП и высшими органами власти РСФСР. Центром сопротивления стал Дом Советов России. Уже в первый день событий Борис Ельцин назвал действия ГКЧП государственным переворотом, затем обнародовал ряд указов о непризнании действий ГКЧП.

ГКЧП опирался на силы КГБ, МВД (ОМОН и Дивизия им. Дзержинского) и МО (Тульская воздушно-десантная дивизия, Таманская мотострелковая дивизия, Кантемировская танковая дивизия). Всего в Москву было введено около 4 тысяч военнослужащих, 362 танка, 427 бронетранспортёров и БМП. Дополнительные части ВДВ, мотострелковые войска и флот были переброшены в окрестности Ленинграда, Таллина, Тбилиси, Риги. Воздушно-десантными войсками командовал генерал-лейтенант Павел Грачёв. При этом он поддерживал телефонную связь как с Дмитрием Язовым, так и с Борисом Ельциным. Но армия от решительных действий самоустранилась. КГБ СССР, вплоть до высших уровней командования, о планах переворота не знал и в нём не участвовал. 19 августа 1991 года московский ОМОН был разоружён, склады с оружием опечатаны.

Военной угрозы демократы для ГКЧП не представляли. Переговоров, на которых путчисты под давлением сдавали бы свои позиции, не было.

Утром 21 августа, когда стало понятно, что заговорщики не в состоянии что-либо предпринять, с Горбачёвым связались по телефону, к нему поехали вице-президент России Александр Руцкой и премьер-министр Иван Силаев. Они арестовали членов ГКЧП, Горбачёв вернулся в Москву. Неожиданно и немотивированно «путч» был прекращён.

А весь мир застыл в немом недоумении – что это было?

Книгу Юрия Сторчака «Русский разлом» вы можете приобрести наложенным платежом (660 руб.), заказав по телефону 8(495) 980‑45‑60 или направив по электронному адресу: zakazknig@argumenti.ru, или по почте: 125167, г. Москва, Авиационный пер., д. 4а, заявку и ваш точный адрес с индексом, ФИО полностью. В теме письма укажите «ЗАКАЗ КНИГ». В Москве книгу можно купить по издательской цене (460 руб.) в редакции по адресу: ст. м. «Аэропорт», Авиационный пер., дом 4а (здание МФЮА), к. 104, либо заказать по телефону 8 (495) 980‑45‑60 (стоимость доставки в пределах МКАД – 300 руб.). Мы работаем: пн. – пт. с 10.00 до 18.00.

 



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте