Гражданская война – огромная трагедия всей страны, всей России. Каждый ее участник отстаивал свою жизненную позицию. Личный состав воздушного флота русской армии так же оказался втянут в водоворот событий: кто на стороне Красной армии, кто на стороне Белой.
Ядро Красного воздушного флота
Перед революционными событиями 1917-го года воздушный флот России представлял собой серьезную силу. Более 300 частей, около 90 воздухоплавательных отрядов, 11 школ для подготовки авиаторов и воздухоплавателей, 1500 аэропланов различных типов, около 35000 солдат и офицеров.
Значительная часть русских самолетов была построена на отечественных предприятиях: на Русско-Балтийском заводе в Риге с филиалом в Петрограде, на заводе С. С. Щетинина, акционерном обществе В. А. Лебедева (оба в Петрограде), заводах в Москве и в Одессе, однако поставки не удовлетворяли полностью потребности армии.
Недостаточное количество самолетов пытались возместить закупками за границей. Всего на ноябрь 1916 г. из-за границы было получено около 900 самолетов. Но очень часто поступающая продукция была низкого качества и требовала доработки на месте.
Перед революцией половина всех летчиков обучалась в двух крупнейших школах – Гатчинской и Севастопольской, были дополнительно организованы авиашколы в Москве и Одессе. Темпы обучения были низкими. За 1915 г. было подготовлено всего 190 летчиков. Во время Первой мировой войны многие погибли, поэтому вопрос с кадрами стоял остро.
Основными центрами формирования Красного воздушного флота стали Петроград и Москва. К январю 1918 г. в Петрограде было сформировано 5 авиационных отрядов по 12 самолетов в каждом, впоследствии именно эти отряды станут ядром Красного воздушного флота. К концу 1917 г. в Москве были сформированы три эскадрильи Московского летного отряда. К середине апреля 1918 г. новое государство имело уже 10 авиационных отрядов, в них было 307 самолетов.
В Красный воздушный флот входила сухопутная авиация, гидроавиация и воздухоплавательные части.
Сухопутная авиация состояла из разведывательных и истребительных авиационных отрядов, имевших на вооружении в основном самолеты-разведчики «Фарман -30», «Ньюпор-10», «Сопвич», «Вуазен» и самолеты-истребители «Ньюпор-17», Ньюпор-23».
Гидроавиация к сентябрю 1918 г. состояла из 5 гидроотрядов, самым крупным из которых был гидроотряд Волжской военной флотилии, имевший 9 гидросамолетов М-9. Эта «летающая лодка», созданная в 1915 г. конструктором Д. П. Григоровичем, была приспособлена для спуска на воду и подъема на корабль.
Особый вид авиации составляли воздухоплавательные части. Из-за сложности и уязвимости снаряжения они реже применялись в войсках Красной Армии, но там, где использовались, приносили большую пользу.
Из девяти только два пригодны к полётам
Активные боевые действия Красной авиации развернулись в Царицыне летом и осенью 1918 г. При штабе Северо-Кавказского округа был назначен комиссар авиации А. А. Шавров, которому поручалось создать авиационный отряд. Вскоре после назначения комиссара авиации, было опубликовано извещение о постановке на учет всего авиационного имущества, всем авиаспециалистам приказывалось вступить в отряд. От старой русской армии в Царицыне осталось несколько самолетов. Сюда же были эвакуированы самолеты из Новочеркасска и Ростова. Всего в Царицыне имелось 9 самолетов, но только два из них были пригодны для полетов.
Вскоре из Москвы в Царицын прибыл авиационный отряд с самолетами и имуществом. Штаб обороны Царицынского Совета оказывал авиационному отряду всяческое содействие. Удалось приспособить под аэродром участок земли в нескольких верстах от города по железнодорожной линии Царицын-Грязи. К концу июля 1918 г. в Царицын прибывает еще один авиационный отряд – 1-й Кубанский, Под командованием летчика В. Кучинского. Общее количество самолетов достигло 15 единиц. Примерно столько же было и в Донской армии. Но постепенно количество самолетов увеличилось до шестидесяти восьми.
В начале августа 1918 г. по приказу Военного Совета СКВО летчики обоих отрядов стали совершать разведывательные полеты над Царицыном и Доном, разбрасывали листовки, воззвания, газеты. Они не только проводили разведку, но и могли участвовать в боях, сбрасывая бомбы на противника.
Однако боевые столкновения между красными и белыми летчиками были редкостью. Основные же потери были из-за поломки самолетов. К концу ноября 1918 г. на весь отряд остался один исправный самолет, закончились запасы горючего и летчики стали готовиться к возвращению в Саратов, на свою основную базу. Следует отметить, что, летчики Царицынского авиационного отряда за четыре месяца боевой работы оказали войскам фронта существенную поддержку и доставили командованию 10-й армии много ценных сведений о противнике.
В 1919 году основные бои переносятся на юг страны, на борьбу с армией Деникина, оснащенную и вооруженную иностранным оружием. К этому времени в советских армиях Южного фронта было 23 авиационых отряда с общим количеством 130-140 самолетов и 110-120 летчиков.
Разницы в силуэтах и окраске не было
Важным авиационным соединением, активно участвовавшим в боевых действиях под Царицыном летом и осенью 1919 г., был воздушный дивизион Волжской военной флотилии. Дивизион был сформирован в августе 1918 г в Нижнем Новгороде и вначале успешно действовал на Средней Волге и Каме. 31 июля 1919 г. все суда, действовавшие на Волге и Каспии, вместе с судами, пришедшими с Камы, были объединены в Волжско-Каспийскую военную флотилию.
Сормовскими рабочими для спуска и приема гидросамолетов была приспособлена баржа «Коммуна». На барже могли находиться одновременно несколько гидросамолетов М-9 и три истребителя Ньюпор-17.
Уже при первых боевых полетах сказались особенности Гражданской войны и своеобразие совместной работы морских самолетов с речной флотилией. Плохая осведомленность о расположении противника (что бывало довольно часто) сильно затрудняла определение своего места, а правильная ориентировка зависела в большей степени от умения летчика отличить по внешним признакам суда противника от своих судов. Это было довольно трудно, так как обе флотилии состояли из волжских и камских судов, и разницы между ними в силуэтах и окраске не было. При возникновении таких ситуаций могли потерять и самолет, и экипаж.
Проклятая «красная колбаса»
К боевым действиям в районе Царицына привлекались авиационные силы с Восточного фронта и Нижней Волги. После освобождения Перми Волжско-Каспийская флотилия получила приказ срочно идти к Царицыну. С флотилией вниз двинулся и воздушный дивизион. Во время похода шла напряженная работа: механики перебирали старые моторы, придирчиво осматривали и латали самолеты, меняли обшивку и т.д. Дивизион приводил себя в порядок для новых боев.
Красный воздушный флот, в отличие от Белого, на юге использовал такие средства воздухоплавания, как аэростат. Привязные аэростаты с наблюдателем и корректировщиком огня были очень эффективными: поднимаясь на высоту 800-900 м, увеличивали обзор на большое расстояние. Имея телефонную связь с наземными службами, они являлись поставщиками ценной информации о расположении и передвижении противника. Белые летчики называли аэростаты проклятой «красной колбасой».
В марте 1919 г. при штабе 10-й армии было создано Полевое управление авиации и воздухоплавания, позволившие наладить более тесное взаимодействие авиационных и воздухоплавательных отрядов с наземными войсками на фронте.
В конце июня Царицын был занят Кавказской армией генерала П. Н. Врангеля. С аэродрома в Бекетовке его летчики, в основном англичане, проводили боевые вылеты на север, часто через Дубовку и до Камышина.
За дюжину бочек бензина – чарка спирта
Противодействия английским бомбардировщикам до середины августа оказывать было некому. Реввоенсовет Республики предписал Начавиадарму Сергееву в кратчайший срок создать специальную авиагруппу особого назначения. В срочном порядке в Дубовку на буксире «Иматра», тянувшем баржу с четырьмя самолетами, прибыл авиаотряд. Вскоре подошли суда флотилии с воздушным дивизионом.
Благодаря курьезному стечению обстоятельств, дивизион был полностью обеспечен авиационным бензином, необходимым для боевых полетов, начавшихся вскоре в районе посада Дубовка. Когда дивизион находился на стоянке между Камышином и Быковыми хуторами, стояла чудесная погода. Бойцы быстро устроили купание и рыбалку. Во время ныряния в Волгу, обнаружили на дне реки 12 бочек. Оказалось – чистый авиационный бензин высшего сорта. «Рыболовы» получили две премии: во-первых, комиссар воздержался от положенного нагоняя, во-вторых, им присудили по чарке чистого спирта. Как потом выяснилось, при поспешном отступлении белые затопили эти бочки, полагая, что отступление временное.
Это небольшое происшествие было почти чудом – бензина не хватало, и «девятки» летали на так называемой «казанской смеси», состоящей из эфира, газолина и других компонентов. Если эта смесь отстаивалась в баках, то моторы начинали «чихать», а через некоторое время могли и остановиться. Вынужденная посадка в расположении противника обычно окачивалась расстрелом летчиков и арестом для механиков. Французские ротативные авиационные двигатели «Le Rhone» (Рон) были очень чувствительны к бензину – могли работать только на высших сортах бензина или, в крайнем случае, на подогретом чистом спирте. Но не было известно, сколько времени и какое расстояние можно пролететь на полном баке спирта, так как теплотворная способность его была значительно ниже бензина.
Первый воздушный бой над Волгой
В первую разведку вылетел на самолете М-9 летчик Свинарев и начал набирать высоту. В это время с земли заметили, что два самолета белых, шедших на разведку, резко поменяли курс и стремительно приближались к «девятке» (М-9). На выручку взлетели два истребителя – два «Ньюпора». Морские летчики, летавшие, как правило, на большие расстояния, имели привычку всегда ходить парой, чтобы оказать товарищу помощь при вынужденной посадке. Атаковали вдвоем обе машины, а летчик Свинарев скрылся и продолжил разведку. Это был первый воздушный бой над Волгой.
В ходе боев выяснилось, что у противника появились новые самолеты, хорошо вооруженные и быстроходные. Это были De Havilland или DH.4. Великобритания поставила армии Деникина 117 аэропланов с запасными частями.
Воздушный флот решал такие задачи, как: ведение воздушной разведки, поддержка войск, обстрел противника с воздуха, бомбардировка, корректировка артиллерийского огня, установление связи и пересылка важных документов, разбрасывание агитационной литературы. Часто жизнь солдата, сидящего в окопе, зависела от летчиков, которые своей разведкой, преимуществом в скорости могли предугадать опасность и предупредить о ней.
Слабость авиационной техники не позволяла летчикам действовать в зимних условиях, но и то, что уже было ими сделано, сыграло огромную роль в боях за Царицын.
Самые отважные и умелые летчики были награждены орденами Красного Знамени. В дальнейшем летчики, сражавшиеся в небе над Царицыном, принимали участие в боях на Кубани и Северном Кавказе.