Гендерное равенство и эмансипация не принесли подобного демократизма в профессиональную сферу. О мужских и женских профессиях в русском искусстве рассуждает критик Татьяна Москвина.
Самая доступная для женщин область творчества – это литература. Издатели охотно берут хоть сколько-нибудь кондиционные плоды женского творчества, а уж при явном таланте не сыщешь и следа дискриминации: и тиражи, и премии, и внимание критики, и любовь читателя – всё в ассортименте. Людмила Петрушевская, Виктория Токарева, Дина Рубина, Татьяна Толстая, Ольга Славникова и другие – прочно занимают позиции лидеров не первый год. И в списке финалистов всех литературных премий обязательно найдутся женские имена.
Изобразительное искусство и так называемое «современное искусство» демонстрируют нам явный паритет: число мужчин и женщин, взывающих к вниманию примерно равно.
В кинематографе по-прежнему есть «мужские» и «женские» профессии. В сценаристы берут без проблем. Женщины так же прочно занимают позиции художников по гриму и костюму, нередки в монтаже и незаменимы на съёмочной площадке в качестве ассистентов. Что касается режиссуры, мы хоть не в Голливуде, но эта квота работает и у нас (9–14%).
Театр – дело государственное, бюджетное, начальники над театрами одного только пола. Женский вопрос в культурной политике никак не прописан, поэтому почти все назначения женщин главными режиссёрами и художественными руководителями театров остались в советском прошлом.
Так что, дорогие женщины, отращивайте ноги и ступайте в актрисы. Туда по-прежнему вас берут с удовольствием. То, что многие профессии и должности (в том числе в искусстве) для вас труднодоступны, – это данность.
Подробности точки зрения Татьяна Москвиной читайте в свежем номере "Аргументов недели".