Почему ЦБ не хочет вернуть деньги вкладчикам банка «Югра»?
7 марта 2019, 19:07 [ «Аргументы Недели» ]
На этой неделе стало известно, что подконтрольное ЦБ Агентство по страхованию вкладов решило обанкротить свыше 50 компаний-заёмщиков банка «Югра». При этом процедура была запущена сразу после объявления АСВ даты второго собрания кредиторов финансовой организации. По мнению экспертов, регулятор как заправский рейдер пошёл на такой шаг, чтобы скрыть масштабы злоупотреблений при ликвидации банка. Интересы же клиентов «Югры» для ЦБ, очевидно, значения не имеют.
Во вторник, 5 марта, АСВ заявило о намерении обратиться в суд с заявлениями о банкротстве сразу нескольких десятков компаний. Сообщения об этом появились на сайте «Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности». На фоне зачистки финансового сектора такая активность агентства могла пройти незамеченной – мало ли у него работы по разгребанию руин уничтоженных банков.
Однако СМИ сразу обратили внимание на одно интересное обстоятельство: все поименованные агентством юрлица являются заёмщиками «Югры». И это плохая новость для клиентов банка, добивающихся компенсации своих сбережений.
Чуть ниже – объяснение произошедшего. Но сначала немного познавательной информации. Согласно закону, появление намерения в «Едином федеральном реестре» означает, что руководитель компании, которую собираются банкротить, обязан за 2 недели начать понятно какую процедуру. Если он это не сделает, то подпадёт под субсидиарную ответственность, то есть будет вынужден расплачиваться с кредиторами за счёт собственных средств. Понятно, что ни один гендиректор на такое не согласится, а значит, нас скоро ожидает массовая ликвидация предприятий в соответствии с «расстрельным списком» АСВ, читай – Банка России. Однако сам процесс банкротства, как показывает практика, происходит медленно и растягивается на несколько лет.
Соответственно, кредиторы «Югры» рискуют не дождаться положенных выплат. И это тем более обидно, что у АСВ под рукой есть эффективный инструмент взыскания. На него, кстати, указывает экс-предправления банка Дмитрий Шиляев. По словам менеджера, «до прихода временной администрации просрочка по кредитам юрлиц составляла менее миллиарда рублей», и они платили «всегда, в редких случаях с небольшой технической просрочкой». Принуждая же их к банкротству, АСВ проявляет «безответственное отношение» как к заёмщикам, так и к кредиторам «Югры», чьи шансы на возврат денег резко падают.
Что интересно, АСВ опубликовало намерения буквально через один рабочий день после того, как объявило дату очередного собрания кредиторов банка. Сообщение о ней появилось на сайте агентства 2 марта, само же собрание состоится 20 числа текущего месяца. Сопоставим даты. 2 марта ЦБ руками АСВ объявляет дату собрания, повысив кворум и тем самым поставив под сомнение возможность входа вкладчиков в комитет кредиторов, а значит и «контроль процесса банкротства «Югры» на 100%», в чём был уверен лидер Союза вкладчиков Николаев. Затем, уже 5 марта, подконтрольное регулятору агентство принуждает заёмщиков банка к ликвидации. То есть – серьёзно уменьшает вероятность того, что кредиторы «Югры» вернут сбережения.
Ранее активист Союза вкладчиков Михаил Долматов уже недоумевал по поводу того, что ЦБ, «призванный действовать в интересах граждан, фактически обрекает их на неполучение своих денег». «ЦБ банкротит 50 компаний заемщиков, даже не пытаясь с ними как-то договориться. Сразу банкротят. А как конкурсную массу пополнить от обанкроченных компаний, когда процесс банкротства может затянуться на 3-5 лет».
«Это что, кредиторы «Югры» никогда не дождутся своих денег? В чьих интересах тогда действует АСВ, подконтрольное ЦБ?» - резонно спрашивал активист и тут же признавал: «То, что мы видим сейчас, – это точно не в интересах кредиторов «Югры»». «Мы не согласны с действиями конкурсного управляющего и будем подавать жалобы в соответствующие органы на его действия», - заявил Долматов.
Однако, если рассуждать внеморально, то регулятор маневрирует в рамках собственной жёсткой логики, на которую давно и упорно указывают самые разные эксперты. В частности, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин некоторое время назад заявил, что «Банк России уничтожил «Югру», не имея для этого никаких явных оснований, даже еще и с грубейшим нарушением всех мыслимых и немыслимых норм, включая процедуры, установленные им самим». Сама же кредитная организация не совершала «никаких нарушений» и одновременно «выполняла все нормативы», что было ЦБ проигнорировано. В свою очередь, советник президента РФ Сергей Глазьев однозначно убеждён в том, что регулятор «превратился в криминальный инструмент по рейдерскому захвату активов в стране».
А раз так, то сейчас наиболее актуальная цель ЦБ в деле «Югры» – это не «соблюдение интересов граждан». Она ровно противоположная – «освоение конкурсной массы», завершение вывода активов и, вишенкой на тортике, обвинение во всех прегрешениях бывших собственников банка, с июля 2017 года не имеющих возможности никак повлиять на происходящее в нём.