Наши за границей: осуждать, гордиться или завидовать?
4 марта 2019, 12:09 [«Аргументы Недели», Алёна БЕЛОВА ]
Наши люди уже давно осваивают другие страны и, судя по динамике эмиграции, - весьма успешно. Они рискуют, вкладывают свои деньги, время, энергию. Они не жалуются на жизнь. Вот несколько примеров как они упорно и много учатся, работают и добиваются успехов.
Китай
Обычная девушка из Томска - Екатерина Федорова рассказывает, как решилась переехать в Гуанчжоу:
- Я всегда хотела развиваться как педагог, но постоянно откладывала: боялась, что не смогу начать работать без опыта. По образованию я не преподаватель, поэтому можно было работать в Москве и одновременно изучать профессию. Беспокоило и то, что диплом переводчика китайского языка мог обесцениться. В последние три года перед переездом я не работала с языком и забыла его.
Однажды я попросила отпуск и улетела в Томск. Московская рутина надоела мне. Через пару дней в Томске я решила больше не откладывать мечту. Подтянуть китайский, начать преподавать, получать высокую зарплату, жить в теплом климате — я думала только о Китае.
Однако, долетев до мечты, девушка столкнулась с определенными сложностями в работе. Екатерина вспоминает: «Мне пришлось самостоятельно разбираться в учебниках и дополнительных материалах. Китайские дети пугали своей непоседливостью, шумели». Также первое время преподавательнице пришлось жить по соседству с крысами и тараканами.
По мнению Екатерины, бизнес в Китае — не для всех. Она рассказывает, что многие, в частности студенты, работают моделями, музыкантами, барменами, танцорами. «Это экзотика для китайцев, поэтому профессии высокооплачиваемые. Немало и преподавателей, причем много как заинтересованных профессионалов, так и тех, кому больше некуда идти. Я видела объявление от парня: «Ищу работу бармена, патибоя, в крайнем случае — преподавателя английского». А работу, по ее мнению, лучше искать по знакомству. Однако, заработанная плата в Китае выше, чем в России - водитель междугороднего такси, например, может получать десять тысяч юаней (90 тысяч рублей) в месяц.
Аляска
Ира Дудина из Дальнего Востока приехала на Аляску еще в студенческие годы, не собираясь задерживаться там надолго. В итоге - осталась там навсегда.
Ирина вспоминает, что отправить ее на учебу в США (Анкоридж) была папина идея: «это было возможно после двух лет обучения в «Железке» (Дальневосточный университет путей сообщения в Хабаровске). В 2006 году, когда я только начала учебу, папа потерял работу, и мы решили, что его планы на мое обучение рухнули. Но он не растерялся и быстро открыл маленькую консалтинговую компанию в Биробиджане, набрав кучу кредитов». Так что девушка все-таки отчалила в город Анкоридж.
«Аляска затягивает — если вы проживете там больше, чем нужно, вы никогда оттуда не уедете» - эту фразу, сказанную ей координатором, Ирина помнит до сих пор. «Для многих из нас, 18-летних девчонок и мальчишек, эти слова ничего не значили. Тогда Анкоридж представлялся нам начальным пунктом, а мечтали мы о Лос-Анджелесе или Нью-Йорке».
Большим минусом для девушки сам климат. «На Дальнем Востоке у нас все-таки 4 времени года — да, очень суровая зима, но и жаркое лето, а еще красивые осень и весна. На Аляске же есть зима, которая длится с октября по март, и второе время года — что-то среднее между весной и осенью, но точно не лето. Зимы при этом очень длинные. Просыпаешься — темно, приходишь домой — темно».
В Аляске есть что-то от России - например, медведи.
- Моих знакомых не с Аляски удивляет тот факт, что я живу там. Многие говорят, что в Анкоридже по улицам ходят медведи и что там очень холодно. Как видите, ничего нового. Когда узнают, что я при этом из России, говорят: «А, ну тогда тебе нет разницы».
Там, на Аляске девушка встретила свою судьбу. «Федерико наполовину венесуэлец, наполовину итальянец, и он тоже без ума от Анкориджа и окрестностей. Я отлично помню, как мы познакомились. Мы с подругой стояли около местного бара, я увидела, как он переходит улицу, подбежала и выпалила: «Хочу сказать тебе две вещи: первая — ты поедешь со мной сегодня домой, а вторая — ты поедешь со мной в Россию». Ни того, ни другого не произошло, но о том, что Ира осталась на Аляске, «пустила корни» там, она не жалеет. Однако считает, что Аляска не для всех, «но если приложить усилия, чтобы ее познать, никогда не захочешь уезжать, а если уедешь — всегда будешь возвращаться».
Амстердам
О своем переезде в столицу Королевства Нидерландов - Амстердам так вспоминает еще недавний житель Химок Алексей Куреев.
- Как мне пришла мысль уехать из России? Наверное, все началось с желания путешествовать по миру, смотреть, как живут люди в разных странах. На одном из сайтов IT-тематики я познакомился с русским, который на тот момент жил в Штатах. Мы с ним разговорились, и он предложил мне попробовать найти там работу, подсказал несколько сайтов, где можно разместить свое резюме. За спрос нос не бьют, и я подумал — почему бы и нет?
Алексею повезло, он справился с тестовым заданием, которое ему выслала одна из Голландских компаний. «Переезд совершался в стиле «в омут с головой». Но я всегда знал, что смогу вернуться. Поеду — попробую, не получится — вернусь обратно».
Но риск оправдался, и вот уже Алексей из Химок и его девушка Анна собираются переезжать в собственную квартиру, которую взяли в ипотеку. Правда, какое-то время пришлось пожить на острове, т.к. из-за нехватки земли власти осушают морские территории, чтобы сделать на их месте «новую землю».
О работе молодой человек может не беспокоиться: «Если твой работодатель говорит, что он банкрот, государство берет на себя все обязательства по управлению этой компанией. Сотрудникам выплачивают полную зарплату в течение трех месяцев без вычета налогов, и если ты не находишь за это время работу, выплаты могут продолжаться еще какое-то время. По моему опыту в России, когда компания становится банкротом, тебе просто говорят «с завтрашнего дня ты здесь не работаешь». Это к тому, как в Нидерландах работает система гарантий в случае того, если твой работодатель прикажет долго жить».
Что же касается Квартала красных фонарей - визитной карточки Амстердама, то, по мнению Алексея, «секс и наркотики - это для туристов».
Голландцы слишком беспокоятся за здоровый образ жизни, чтобы зависать в кофешопах - кафе, имеющие разрешение на продажу конопли и продуктов из нее.
Но помимо этого «здесь есть огромный сад Кекенхоф, где каждую весну вырастает невероятное количество тюльпанов, здесь есть замки, старые мельницы… В общем, много чего есть кроме квартала красных фонарей и пивоварни».
Конечно, эти истории не подтверждение, что все добиваются успеха «за бугром». Кого-то незнакомая страна сильно бьет по хребту. Но о своих неудачах мало кто говорит.
И все же историй успеха эмигрантов-россиян немало.
Конечно, намного лучше, если бы они реализовывали свои способности на Родине, на наше общее благо. Кого винить в том, что многие активные и креативные уехали – вечный вопрос земли русской.