Станислав Говорухин: конец прекрасной эпохи
28 февраля 2019, 19:56 [«Аргументы Недели», Татьяна ТИМУКА, спецкор в странах Прибалтики ]
14 июня прошлого года не стало уникального режиссера, человека огромной души Станислава Сергеевича Говорухина. Мне, как журналисту, которая часто брала интервью у Станислава Сергеевича, сложно писать о нем в прошедшем времени. Рука не поднимается сказать слово «был». Поэтому я расскажу о своих встречах с прославленным режиссерам в «настоящем» времени.
От автора
Станислав Сергеевич Говорухин – человек с уникальной памятью. Он никогда и ничего не забывает. В хорошем смысле слова. Я познакомилась с режиссером, сценаристом, общественным деятелем, дай Бог памяти, в 2005 году. Это было в Сочи. Кинофестиваль «Кинотавр». Увидев Говорухина, который мирно прогуливался по пляжу, я подошла и робко представилась: «Здравствуйте, Станислав Сергеевич. Меня зовут Татьяна. Я журналист из Латвии. Могла бы я взять у Вас интервью?» Я прекрасно видела, как к режиссеру подходят представители СМИ с аналогичной просьбой: некоторым он отвечает коротко на вопросы, с другими говорит долго, а иным отказывает. Если честно, то я не ожидала, что наше интервью состоится так скоро: известный режиссер спокойно ответил: «Да, пожалуйста. Я часто бываю в Прибалтике. У вас знают мои фильмы». Более того, Станислав Сергеевич пригласил меня в кафе, чтобы побеседовать за чашкой крепкого кофе с коньяком. Мы разговаривали более часа. Время пролетело незаметно. В конце беседы я просто «влюбилась» в этого человека: великолепный собеседник, интеллектуал, умеющий слышать и слушать собеседника. В конце беседы я набралась смелости и попросила номер его телефона. Без лишних разговоров Станислав Сергеевич дал мне его. С тех пор прошло много лет, состоялось не одно интервью. И всегда на мой неизменный вопрос с просьбой об интервью великий режиссер отвечал: «Будете в Москве – звоните. Встретимся и поговорим».
Иногда, я звонила и просила дать комментарии о той или иной ситуации в политике, в кинематографе. И всегда Станислав Сергеевич находил для этих бесед время.
Последний наш разговор состоялся в мае 2018 года. Я не могу до сих пор объяснить цели моего звонка, но мне очень захотелось спросить о его самочувствии, и о его дальнейших планах, касающихся новых картин. Я позвонила. Станислав Сергеевич сразу узнал меня и спросил: «Нужно интервью. Будете в Москве – звоните. У меня есть планы… Обязательно встретимся».
Мы «встретились». 25 июня я пришла на Новодевичье кладбище, чтобы почтить память того, который столько лет дарил тепло своей души, свой талант людям.
Отрывки из бесед – интервью со Станиславом Говорухиным.
- Станислав Сергеевич, как вы оцениваете нынешний российский кинематограф?
- Сегодня пришло время коммерческого кино. С этим сложно спорить. Кино будет таким, каким будет зритель. Ну посмотри сама на «ситуацию» в кинотеатрах: часто приходит полуграмотная молодежь с попкорном и колой. Для них в большинстве пишутся сценарии. И такая ситуация не только в России. Например, в Америке, молодежь идет в кинотеатры с тем же «набором»: кола, пиво, попкорн. И это изменить невозможно. Нельзя вернуть кино, которое было тридцать лет назад. Сегодня, чтобы зритель смотрел кино, его нужно заинтересовать, извините, сюжетом «ниже плинтуса». И при этом, нужно все это разрекламировать. А реклама стоит огромных денег. И их находят. Но это дело продюсеров! А мое дело – снять картину. Мне важно, чтобы мои фильмы смотрел российский зритель. И меня интересует зритель, который понимает мои фильмы.
- Сегодня на многих фестивалях получают призы картины из Азии. Обычно, «первенство» имел Голливуд. Я ошибаюсь?
- Тут нет никакой загадки. Пришло время азиатского кино, а «шедевры» Голливуда отходят в сторону. Я прекрасно понимаю, что американские фильмы прекрасно разрекламированы. И в этом их «плюс». Но, есть прекрасные корейские, китайские фильмы. К ним просто зритель еще не привык. Но это дело времени.
- Частенько в современном кино звучит, простите, мат. И не только в российском, но и зарубежном. Для меня это просто, мягко говоря, удивительно.
- Я вырос на качественном кино. Работал ассистентом у великого Сергея Бондарчука на картине « Война и мир». Снимался в серьезном кино у Сергея Соловьева. Мне трудно представить, что у таких серьезных режиссеров звучит мат в картинах. Это недопустимо для кино. Я много прожил, но в своих фильмах, мата не допущу. Это неуважение к зрителю.
- Станислав Сергеевич, что для вас такое понятие, как интересное кино?
- Вообще, о фильмах можно судить через много лет. Будет ли оно интересно зрителю? Конечно, вкусы меняются, но хорошее кино остается. Я знаю, что «Место встречи изменить нельзя» будут смотреть еще много лет. Уверен, что этот фильм стал классикой. Если честно, то я его особо не люблю. Снимали его с некоторыми трудностями: Аркадий Вайнер не хотел, чтобы роль Шарапова исполнял Конкин. Почему? Он считал, что боевой офицер должен выглядеть иначе. Быть более мужественным. Но я видел Конкина в этой роли. И не ошибся. Конкин и Высоцкий составили прекрасный дуэт. Кстати, критики меня ругали за эту картину, а улицы «вымирали», когда шла очередная серия на ТВ.
- Почему ругали?
- Мне сложно сказать. А фильм « Ворошиловский стрелок» критики просто материли. Так было и с картиной « Благословите женщину». Но, прошло много лет и мне, например, предлагают снять продолжение «Место встречи изменить нельзя». Но я не соглашусь на такие эксперименты. Зачем? Высоцкого уже нет. А без него фильм – не фильм. Я повторюсь, но хорошее кино будут смотреть и через тридцать лет. Я никого не хочу обидеть, но мне совершенно неинтересно, например, смотреть «сокуровскую мутотень».
- У вас есть «претензии» к своим фильмам. А есть ли такой, который запал в душу?
- Есть. Картина « Конец прекрасной эпохи». Фильм получился автобиографический. Где-то он обо мне. О моей журналистской юности. Ты удивлена, что я имел отношение к журналистике? Я в далеких 60-х работал редактором на Казанском ТВ. Имею опыт. Обычно меня спрашивают: « А вы снимаете кино для себя?» Нет! Я снимаю кино для зрителя. Я снимаю картины для таких, как я. Но они в кино не ходят. Обычно, их смотрят на кинофестивалях, по ТВ, в интернете. Мои картины малобюджетные. Для «габаритного» кино нужны большие деньги. А где их взять? Сегодня мода пошла снимать сериалы для ТВ. А это уже беднота и часто халтура. Вот когда государство и каналы снимают фильмы, то получается хорошее кино. Посмотрел картину « Битва за Севастополь». Что могу сказать? Если убрать все эти компьютерные навороты, то кино получилось бы хорошее. Но все эти «игры» нужны зрителю. Вот и возникают некоторые проблемы.
- Но ваш фильм «Десять негритят» - далеко не мелодрама. И его, я хорошо помню, показывали в кинотеатрах.
- Фильм «Десять негритят» - первый советский триллер. Мне был интересен такой сюжет. Почему бы нет? Но там нет моря крови, истязаний, поеданий, нет изуродованных лиц. Да, присутствует животный страх. Зритель замер! Я этого и хотел добиться! Совершенно необязательно держать зрителя в напряжении, когда у актера, например, искаженное лицо! Эффекта страха и ожидания можно добиться соответствующей музыкой. У меня это в картине и получилось. Хотя, на съемочной площадке царила веселая атмосфера: во многом заслуга Саши Абдулова. Дело в том, что Саша не читал сценарий до конца, а в фильме его убивают первым. Ему интересен был финал. А мы ему не говорили. Конечно, он не обижался. Саша – человек – праздник.
- Вас связывали теплые отношения с Владимиром Высоцким. Но, некоторые говорят, что он был тяжелым человеком?
- Он был талантливым человеком. Когда я услышал его песни о войне, то подумал, что их исполняет зрелый человек, который прошел через «ад». А когда познакомился, то увидел обычного московского паренька. Но с такой живой мимикой, с безумной энергетикой. Я захотел с ним пообщаться. Знаешь, он был очень «торопящейся»: быстро ходил, быстро ел, быстро принимал решение. Видимо, торопился жить.
От автора.
Станислав Сергеевич Говорухин ушел в преклонном возрасте (на 83-и году жизни). Но от этого легче не становится. Ушла «эпоха». Конец прекрасной эпохи.