> Совмещение несовместимого - Аргументы Недели

//Общество 13+

Совмещение несовместимого

№  () от 27 февраля 2019 [«Аргументы Недели », Татьяна НИКИШИНА ]

Актёр Театра сатиры и режиссёр Юрий ВАСИЛЬЕВ родился в Новосибирске, окончил «Щуку» и снялся в 80 фильмах: «Гибель империи», «Времена не выбирают», «Лондонград. Знай наших!» и др. Есть и режиссёрские достижения: «Продавец игрушек» с Пьером Ришаром и «Герой» с Димой Биланом. В запасе у актёра Васильева фильм «Аджимушкай», где он сыграл священника.

– ЮРИЙ, недавно ваш фильм «Герой» стал лауреатом премии «На благо мира»…

– Для меня эта награда стала полной неожиданностью! По интернет-голосованию мы шли вслед за фильмом «28 панфиловцев» и вдруг вышли на первое место. Было приятно, я не избалован наградами. И главное – зрители поняли, что наш фильм направлен против гражданской войны. Чтобы это вновь не повторилось, нам необходимо вспомнить свои генетические корни.

– Куда вы поставили статуэтку?

– Фильм – большой труд всей съёмочной группы, поэтому все призовые деньги я отдал киногруппе, даже конверт не вскрывал. А статуэтку оставил себе, стоит в моём кабинете на камине рядом с иконой Георгия Победоносца.

– По вашим словам, идея фильма к вам пришла в Париже, где вы представляли свой первый фильм «Продавец игрушек». Как там сейчас потомки белогвардейцев живут?

– Перед Новым годом я летал в Париж и показывал им «Героя». Пришли Шереметевы, Трубецкие, Голицыны… Когда их предки бежали из революционной России, то они все вместе жили в палатках и думали, что вернутся. Многие генералы, попавшие в Париж, какое-то время работали простыми[end_short_text] таксистами. Их потомкам передалась любовь к русскому языку, к русским традициям. Они ходят в храм, чтят православные праздники, общаются друг с другом, у них есть общество соотечественников. Я был на кладбище, где покоятся семёновцы и деникинцы. Там у всех одинаковые кресты, нет выделения, что там генерал, а здесь чином пониже. Помню, как меня познакомили с князем Голицыным. Зашёл ко мне в номер в простой рубашке и сказал с порога: «Я борщика сейчас съел бы!» А когда был концерт в резиденции посла РФ, то на фуршете были представители 100 семей первой волны эмиграции. Рядом со мной сидела старушка Трубецкая, ей 94 года. К ней подошли с ТВ и спросили: «Скажите, кто лучше: русские или французы?» А она берёт пирожки со стола, складывает себе в пакет и говорит: «Русские лучше, они добрее». Я был в доме Уваровых, так там вся стена увешана портретами и орденами их прадеда, иконами, саблями. Меня поразило то, что они всё это хранят и этим дорожат.

– Кинокритики писали, что вы прониклись дворянами, а восставших изобразили деградированным классом. Не были освещены все причины Гражданской войны, не показана тяжёлая жизнь крестьян…

– В советское время было создано много фильмов, где все белогвардейцы подонки, сволочи и предатели. Поэтому я решил рассказать историю с точки зрения распада аристократии. Я как бы их глазами на всё это смотрю, показываю, как они реагируют на происходящее. Оператору сказал – нужно, чтобы цвет из фильма уходил. Сначала красивые девочки бегут, а потом ледяной поход Деникина, грязь, серость. Я не ставлю оценки, мол, эти хорошие, а эти плохие. Показываю, что не всё было так однозначно. Одна сестра в нашей истории едет в Париж с нелюбимым мужчиной ради спасения, а другая становится сестрой милосердия и спасает людей. Среди белогвардейцев были разные люди, с разными убеждениями, поэтому и проиграли, что не было единства.

– На главную роль вы взяли Диму Билана, которого вам посоветовала дочь продюсера, его фанатка…

– В Лондоне, где мы открывали неделю российского кино, после показа «Героя» молодые девочки стояли у кинотеатра с плакатами: «Дима, ты наш герой!» Мне очень хотелось, чтобы молодёжь пошла и посмотрела исторический фильм. Я давно преподаю и вижу, что они даже не знают, кто у нас был императором. Так пусть хотя бы узнают через своего любимого Билана, что была Первая мировая война. Мой отец был картографом у маршала Рокоссовского, я читал его дневники в «Московском комсомольце». Он пишет там не о том, куда какой полк пошёл, а о том, как он слушал джазовые пластинки, как гулял в лесу, о красоте предрассветного леса, и что в 6 утра всё разорвётся залпом «катюш». Или о своих переживаниях, что он влюбился в медсестру, а она, наверное, замужем, поэтому не может к ней подойти. Если бы так через лирику у нас преподавали историю, то толку было бы больше.

– Автор сценария Ольга Погодина-Кузмина читала письма офицеров, и её поразило, с каким трепетом они относились к своим женщинам. Вас не смутило, что одного из этих офицеров играет Марат Башаров…

– Мы снимали в Литве, и директор гостиницы спросил: «Как нам реагировать?» На что я ответил: «Никак, вас вообще это не касается». На съёмках Башаров вёл себя нормально, а я не могу вмешиваться и обсуждать то, о чём не знаю. Он рассказывал нам о конфликте с женой не так, как писали в прессе.

– В Литве у вас был конфликт со съёмочной группой из-за того, что вы подписали письмо в поддержку присоединения Крыма…

– И не жалею, это был мой эмоциональный всплеск, я даже не думал о том, что мне за это будет. Нас даже пробовали запугать, что на площадку придут крепкие ребята с битами. В этот момент взыграло что-то сибирское: «Давай, пусть приходят! И пусть меня убьют! Но я одного-двух тоже закусаю! Не люблю, когда хают мою страну». Я им так и сказал: «Разве я оскорбил Литву, вашего президента?» Оператор потом сказал, что я своей добротой возвысился над политикой. Меня не за что винить, ведь я дал работу литовским актёрам, которые там получали копейки.

 



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте