На прошлой неделе в пансионате «Левково» Пушкинского района Московской области на базе ФГУП «Русский соболь» состоялся семинар «Тенденция развития клеточного пушного звероводства в современных условиях». Говоря проще, на семинар собрались представители практически всех организаций России, которые так или иначе связаны с производством пушнины. Были здесь и представители Республики Беларусь.
Взлёт и падение
Думаю, для большинства людей не секрет, что пушнина долгое время была главным валютным фондом России: на экспорт шли меха соболей, лисиц, белок, бобров, куниц, горностаев, выхухолей.
Не будем углубляться в фольклор и вспоминать времена купцов и царей и про «сорок сороков соболей». Вспомним, что во времена СССР звероводство было делом государственным. Первый декрет о регулировании рациональным использованием пушных заготовок был подписан в 1920 году. В годы Великой Отечественной войны пушных зверей эвакуировали в тыл наравне с заводами, производившими продукцию для фронта.
В 1964 г. по объёмам производства клеточной пушнины СССР вышел на второе место в мире после США, а в 1970 г. – на первое место. В 1980е гг. на долю СССР приходилось 35% мирового производства шкурок норок и песцов, 60% лисиц и 100% соболей клеточного разведения. Доля России среди всех союзных республик составляла 85%, а по соболю – 100%.
Объём производства пушнины к началу 90х гг. прошлого века составлял 12 млн шкурок, из которых 9,5 млн штук на сумму более 300 млн долларов США (18 млрд рублей в ценах 2017 г.) поставлялись на экспорт.
Звероводством занималось более 500 специализированных предприятий с маточным поголовьем – 2 млн голов.
Начиная с 90х годов в Российской Федерации производство пушнины сократилось в 4–5 раз, её производство не превышает в последние десятилетия, как правило, 2 млн шкурок. Сократилось поголовье выращиваемых зверей и самих зверохозяйств с более 500 до 30. Причём предприятия эти – разных форм собственности, от ИП до ФГУП.
А общий объём производства пушнины не превышает 5–6% от общемирового объёма, что вызвало бурный рост звероводческих ферм в странах Евросоюза и Китая. В середине 90х гг. сократилась продуктивность зверей, что, как отмечают специалисты, связано с отсутствием доступных кормов и неудовлетворительной ветеринарной работой.
По большому счёту, как отмечали специалисты и на прошедшем семинаре, эти проблемы остаются одними из главных и сейчас.
Борцы за «права животных». За большие деньги
Ещё одна глобальная проблема, с которой сталкиваются звероводы не только в нашей стране, – это деятельность так называемых «борцов за права животных», считающих использование меха неэтичным и негуманным по отношению к животным, выступающих против использования меховых изделий и за закрытие звероводческих предприятий. Но, как было подчёркнуто на встречесеминаре, за большинством из таких акций, как это чаще всего бывает, стоят большие деньги, от конкурентов. А конкретно от фирмпроизводителей искусственного меха.
В различных СМИ, соцсетях публикуются снимки и распространяются видео несчастных животных, с которых содраны шкурки. И случались даже нападения на зверохозяйства с кражей животных. Правда, в ряде случаев выясняется, что те, кто позировал со шкурками перед видеокамерами, выполняли тот самый заказ от производителей искусственного меха.
Уповают эти деятели и на то, что на этих животных охотятся, убивают и так далее.
Но, звероводство – отрасль сельского хозяйства, которая специализируется на разведении ценных пушных зверей с целью получения их шкурок. То есть отрасль подразумевает разведение не одомашненных животных, а по сути, диких зверей. То есть охотой шкурки не добываются в более чем 90% случаев.
Увеличить в два раза
В стране принята отраслевая целевая программа «Развитие клеточного пушного звероводства в Российской Федерации на 2013–2020 годы». Если уложить весь этот документ в одну строку, то предполагается увеличение как маточного поголовья, так и просто объёма производства пушнины примерно в два раза.
Однако на семинаре было подчёркнуто, что увеличение НДС до 10% наносит существенный удар по отрасли. Представители науки, Минсельхоза, руководители хозяйств предлагали свои методы решения вопросов.
На семинаре в течение нескольких дней были не только выступления, дискуссии, обмен мнениями, но и различные мастерклассы. Была выставлена продукция и определены лучшие предприятия по различным номинациям. Вручили призы и ценные подарки. Несмотря на все трудности, развитие пушного звероводства нужно развивать. И так потеряли уже очень много. А этот вид производства – одна из главных визитных карточек России.