Аргументы Недели Кубань → Общество № 7(651) 21 – 27 февраля

Флюгер приоритетов: застройщика закрыли в СИЗО и не дают выполнить обязательства

, 09:02

Житель Анапы Сергей Антипин уже пять месяцев находится в следственном изоляторе, потому что ему, несмотря на отсутствие состава преступления, вменяют кражу денег на строительство многоэтажного дома. Причем следственные действия проводить с ним не торопятся. Двенадцатиэтажный дом соответствует всем нормам и правилам, полностью готов к заселению, но его отправили под снос. Двадцать девять граждан рискуют остаться без денег и крова.

У нас принято шагать сапогами закона по черепам людей: демонстративно привлекать к уничтожению качественной санкционной продукции внушительные бульдозеры и давить сыры и колбасы на глазах пенсионеров, которые считают каждую копейку. Это делается по законам справедливости, которые принимают люди, далекие от народа. То же самое в борьбе с незаконным строительством и обманутыми дольщиками. Эта битва зачастую приобретает ужасающие обороты. Застройщиков сажают, дома сносят, а людей, потерявших надежды на собственное жилье, погрязших в кредитах, вынуждают выходить на улицы с плакатами. Можно понять, когда народ «вписывается» в долевое участие, платит деньги, а потом наблюдает, как стройка в лучшем случае хиреет, а в худшем — остается на стадии котлована. Но когда застройщику сама власть, по ходу пьесы меняющая правила игры, не позволяет довести дело до конца, это вопиющее безобразие.

Чиновники требуют денег

На днях Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов заявил:

— Ко мне обращается большое количество застройщиков, которые что-то нарушили, у которых есть обманутые дольщики. Многие обращаются, находясь в СИЗО. Но на самом деле большинство из них дольщиков не обманывало. Да, некоторые вели агрессивную политику по размещению средств, набирали слишком много подрядов, но они искренне верили, что всем выдадут эти квартиры.

По словам омбудсмена, проблема в том, что игра с государством у них пошла не так, как они рассчитывали. Выдача разрешений на строительство, подводка инфраструктуры, приемка готовых зданий затягиваются. За всё чиновники требуют денег.

Надежный застройщик, но неугодный человек

Сергей Антипин в Анапе человек известный. Он был депутатом Совета муниципального образования, выступал меценатом. Еще более он известен тем, что построил несколько десятков капитальных многоэтажек, обеспечив местных жителей и приезжих со всей России качественным и недорогим жильем. В свое время курортный городок был увешан рекламными баннерами, которые предлагали квартиры надежного застройщика — Сергея Антипина. В местных журналах и газетах были хвалебные статьи в его честь, один из журналов даже вышел с его лицом на обложке. Сергея Антипина как застройщика уважали. Но однажды произошел странный перелом: в городе сменилась власть, появились новые приоритеты, новые веяния. Новые метлы стали мести по-новому. Застройщик стал неугодным. Довести до выполнения обязательства перед участниками последнего строительства Антипин не смог, потому что попал в СИЗО. Администрация настояла. Расскажем, с чего всё это началось…

Арбитраж имеет разное мнение

В 2010 году Сергей Антипин совместно с Ириной Ковалевой на земельном участке, находящимся в собственности, решили построить многоквартирный дом и предложили гражданам стать участниками строительства и, подписав договоры о совместной деятельности, вложиться в общее дело. Двадцать девять граждан, в зависимости от того, какую площадь они для себя выбрали, внесли деньги на общую сумму около 81 миллиона рублей. Сам Антипин вложил в объект 170 миллионов. В итоге возведение здания на перекрестке улиц Калинина и Таманской обошлось в 250 миллионов рублей.

Семнадцатого мая 2012 года Анапский городской суд признал право долевой собственности за Антипиным и Ковалевой на семиэтажный объект незавершенного строительства. Было установлено, что строение возводится в соответствии с требованиями СНиП, градостроительных, противопожарных, санитарных, экологических и других норм и правил. Оно не нарушает прав и законных интересов третьих лиц, не создает угрозу жизни и здоровью и не грозит обвалом. То есть здание соответствовало тем показателям качества и безопасности, которым Антипин следовал всегда.

После этого явилась местная власть: объект-де самовольный и подлежит сносу.

Мэр города, в ту пору Сергей Сергеев, не особо лояльно относился к застройщику. Говорят, было дано указание не выдавать Антипину никаких разрешений на строительство. Вспомните слова Бориса Титова о препятствовании бизнесу. Так вот, сначала администрация города подала иск о сносе самовольного сооружения и на местном уровне его выиграла. В краевом арбитраже это решение было отменено, однако позднее дело вернулось в кассацию и тот же состав судей в отсутствии новых оснований принял решение о сносе двенадцатиэтажного здания.

Понятно, рядовой гражданин может менять свои решения, судя по обстоятельствам. Но как может кассационная коллегия не держать собственное слово? Обстоятельства не изменились, но решение, как флюгер, повернулось туда, куда направил его ветер. Закон ведь — это непреложный алгоритм, который прокладывает русло, а не какое-нибудь там перекати-поле, которое гуляет там, где ему вздумается!

С 2016 года готовый дом пылится в ожидании сноса, но исполнительное производство как-то до него не доходит. Этому препятствуют три судебные экспертизы, которые в том числе провел краевой суд. Они однозначно показали, что возведенный Антипиным дом полностью соответствует градостроительным и противопожарным нормам. Есть даже экспертиза, которая запрещает сносить здание из-за того, что при сносе есть опасность повредить соседские дома и историческую территорию курорта.

Пока суд да дело, несколько граждан, которые так и не дождались своего жилья, скончались. Остальные потеряли терпение и устраивают митинги. Власть настаивает на том, что нужно посадить Сергея Антипина за решетку. То есть тогда будет всё в порядке. Народ убеждают в том, что застройщик их обязательно обманет, будь он на свободе.

Кто подумает о людях?

Инициативная группа строительного товарищества 11 марта 2015 года направила в Президиум Краснодарского краевого суда обращение, в котором заявила о том, что Антипин должен был по окончании строительства передать им квартиры, определенные в домах. Строительство дома завершено, фактически квартиры переданы, и претензий к застройщику у них нет.

«Качество построенного дома мы оцениваем на отлично. О каких-либо притязаниях со стороны соседей мы не знаем, так как их нет. Как мы понимаем, в настоящее время администрация Анапы по формальным основаниям (отсутствие разрешения на строительство, отсутствие акта ввода дома в эксплуатацию) пытается снести качественно построенный многоквартирный жилой дом, хотя его существование не нарушает прав администрации,— пишут в своем обращении несостоявшиеся жильцы.

Инициативная группа также отмечает, что решение Анапского городского суда о сносе дома было вынесено в 2012 году, но его до сих пор не исполнили. При этом никто не препятствовал в продолжении строительных работ, что привело к строительству 12 этажей.

«Это говорит о том, что решение о сносе имеет формальный характер, существует для галочки и вынесено не для исполнения, а для статистики»,— пишут граждане.

Дольщики предположили, что если 12-этажный завершенный дом «приговорят» к сносу, то такое решение также не будет исполнено. Таким образом они потеряют право на регистрацию права собственности на свои квартиры и это вызовет общественный резонанс.

— Здесь огромная вина администрации,— говорит представительница потерпевших Ольга Максимова. — Почему нельзя было сесть за стол переговоров и начать решать эту проблему? Антипин даже писал расписку о том, что обязуется передать под социальные нужды города несколько квартир: первый этаж — под детский сад, и выделить жилье для ветеранов и детей-сирот. Все эти расписки в администрации. У нас есть дубликаты. Если бы ему протянули руку, он бы довел дело до конца. А то, что дом был построен без разрешения, всему виной технология, которая была разработана в Краснодарском крае, когда начинали строить без разрешения, а потом узаконивали по суду. А нам говорят, что мы связались с жуликом. Но вы меня извините, вся Анапа выстроена без разрешений. Конкретно ему они не дали этой возможности.

В чьем глазу бревно?

Следует заметить, что практика обвинения застройщиков чаще всего бытует на уровне органов местного самоуправления. Власть на местах, получая разнарядку сверху, старательно избегает бревен в собственном глазу и во всех грехах обвиняет бизнес. В этом случае хотелось бы отметить, что на совещаниях по проблемам дольщиков с участием губернатора Вениамина Кондратьева или под председательством краевого прокурора звучит противоположная информация: фигурантами уголовных дел становятся заместители глав администраций (Анапы в том числе), руководители и сотрудники профильных и курирующих департаментов.

Пятнадцатого февраля этого года по поручению прокурора края прошло совещание, на котором говорили о расследовании наиболее резонансных уголовных дел в сфере долевого строительства.

«Особое внимание уделено выявлению и расследованию уголовных дел в отношении должностных лиц, которые своевременно не пресекли незаконную строительную деятельность или способствовали ей», пишет краевая прокуратура.

Антипин в СИЗО, а следствие просиживает

В феврале прошлого года было возбуждено уголовное дело по ч. 4 статьи 159 о мошенничестве, в результате которого люди не получили свои квартиры в построенном доме. Так как предыдущий следователь не проявил должного рвения, 2 сентября 2018 года предварительное следствие было приостановлено, но уже 13 сентября его возобновили. К делу приступила следователь Спичак, которая тут же назначила подозреваемого — Сергея Антипина. При помощи инспекторов ДПС застройщик был задержан и помещен в СИЗО на время проведения следственных действий. До сегодняшнего дня Сергей Антипин находится в СИЗО, каждый месяц ему продлевается мера пресечения.

В постановлении о продлении срока содержания под стражей говорится о том, что Сергей Антипин обвиняется в совершении хищения денежных средств граждан при строительстве многоквартирного жилого дома. То есть утверждается, что Антипин имел умысел на хищение денег, но при этом очевидно, что собранные средства — 81 миллион с граждан и 170 миллионов собственных средств — он потратил на строительство дома.

Обоснование возбуждения дела по ч. 4 статьи 159 УК РФ звучит странно и противоречиво: Антипин из корыстных побуждений с 2010 по 2014 год похитил денежные средства граждан на сумму 81,8 миллиона рублей, то есть в особо крупном размере, «при этом квартиры в 12-этажном многоквартирном жилом доме гражданам не передал в связи с тем, что на основании решения Анапского городского суда от 25.02.2014 вышеуказанный дом подлежит сносу».

В итоге мы получаем построенный на средства граждан многоквартирный дом — выполненное перед гражданами обязательство — и невозможность передать квартиры из-за решения о сносе. Где следствие усматривает корыстный умысел на хищение, если деньги вложены в выполнение обязательств? Тем более Антипин никуда с этими деньгами не скрывался и всеми силами боролся за то, чтобы передать квартиры своим сотоварищам?

Такие разные составы преступлений

Примером возбуждения дела по ч. 4 статьи 159 УК РФ в городе Анапе может послужить информация районной прокуратуры в отношении гражданина, который организовал товарищество из членов гаражного кооператива, предложил им построить гаражи, собрал деньги, а эти деньги потратил на собственные нужды, то есть ничего не сделал, ничего не построил, а деньги прикарманил. Здесь есть четкий состав преступления.

У Антипина такого мы не наблюдаем: объект построен, а человека держат за решеткой. Это длится с середины сентября прошлого года. Из месяца в месяц Антипину продлевают срок заключения. Следователь Спичак каждый раз предъявляет одни и те же основания: необходимо истребовать заключение бухгалтерской экспертизы и заключения почерковедческих судебных экспертиз, установить исчерпывающий круг лиц, с которыми Антипин заключил договоры, дать правовую оценку действиям Ковалевой, которая принимала участие в заключении договоров и получала денежные средства, провести очные ставки и так далее. При этом в постановлениях указывается, что «следственных действий с Антипиным С. И. (за это время) не проводилось».

Многочисленные жалобы адвокатов не находят понимания: на нарушения прав человека суд закрывает глаза и каждый раз продлевает меру пресечения. Известно, что меры пресечения избираются для того, чтобы человек никуда не убежал и не мог препятствовать следственным действиям.

Как объяснить эту меру, если никаких следственных действий не проводится? Из постановления в постановление одни и те же основания! Человек просто сидит за решеткой, ест баланду за государственный счет и при этом не может выполнить обязательства перед владельцами квартир в доме на Калинина и Таманской. А ведь он готов, и у него есть на это возможности!

Следует признать, что Сергей Антипин и раньше подвергался гонениям, терпел угрозы и притеснения, но никуда при этом не скрывался. И с партнерами по строительству дома на Калинина постоянно взаимодействовал. Его задача — завершить начатое. Осталась пара шагов. Иначе кто поможет людям, которые вложили последние деньги в драгоценное жилье? Государство? Государство не может жить без проволочек! Если бы оно могло, если бы чувствовало свою ответственность, то не собирались бы напротив краевой администрации обманутые дольщики, не голодали бы люди, потерявшие всякую надежду, не появлялись бы на недостроенных и ветшающих зданиях позорные для власти плакаты.

Данный материал является официальным обращением в правоохранительные органы для тщательного, всестороннего, беспристрастного изучения приведенных фактов с целью установления справедливости и соблюдения прав граждан в соответствии с законами Российской Федерации и Конституцией РФ.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram