> Жемчужница, Пётр I и Дикий Запад - Аргументы Недели

//Общество 13+

Жемчужница, Пётр I и Дикий Запад

История создания эликсира «Леюрус Арктика плюс»

№  () от 13 февраля 2019 [«Аргументы Недели », Николай ТОНОРОВ ]

С.М. Калюжин разбирает донные пробы бентоса

«АН» продолжают публикацию цикла статей, посвящённых цепочке научных открытий доктора биологических наук Валерия Зюганова, которая привела его к созданию эликсира «Леюрус Арктика плюс» (согласно ст. 25 ФЗ «О рекламе», «Леюрус Арктика плюс» не является лекарственным средством).

CЕГОДНЯ – продолжение истории, начатой в «АН» №5 (649) от 07.02.2019 «Спасти симбиоз «жемчужница – лосось»». Напомним, что, в конце 80-х годов XX века биолог Зюганов и рыбинспектор Заборщиков занялись спасением популяции европейской жемчужницы от вымирания на Кольском полуострове. Для создания заповедника на жемчужно-лососёвой реке Варзуге им пришлось дойти до высшего руководства СССР. В результате Зюганов был назначен Совмином РСФСР научным руководителем обоснования землеотвода и межевания запланированного заповедника. Однако, даже имея на руках постановление Совета министров РСФСР, биолог и рыбинспектор встретили яростное коллективное сопротивление местных рыбопромышленников.

Главным «сопротивленцем» был председатель рыболовецкого колхоза «Всходы коммунизма» (село Варгуза) Святослав Михайлович Калюжин. Проиграв чиновничье-бюрократический бой Калюжину в Мурманске, Зюганов решил поменять тактику, попробовав перетянуть на свою сторону калюжинских колхозников методом убеждения и просвещения.

По селу были развешаны объявления с приглашением на лекцию Зюганова «Вся правда о биосферном заповеднике Варзугский. Плюсы и минусы». Актовый зал колхозного Дома культуры на 200 человек был забит под завязку.

 

Жемчуг и Пётр I

Свою лекцию Зюганов начал с истории:

«Народ на Руси жемчуг почитал всегда. До начала промысла искатель шёл к местному священнику для покаяния и отпущения грехов. Только помывшись в бане и надев чистые одежды, можно было начинать работу. Вот такой ритуал».

Далее лектор рассказал, что в 1721 году Пётр I издал указ об упорядочении добычи речного жемчуга. По мнению Зюганова, именно Петровский период стал отправной точкой падения численности жемчужниц. Но даже в 1860 году было экспортировано русского жемчуга на 182 тысячи царских рублей.

Популярно объяснив суть симбиоза «жемчужница –лосось», биолог остановился на выгоде для местных жителей и их детей и внуков. Ведь биосферный заповедник предполагает неприкосновенное ядро и зоны с разрешённой хозяйственной деятельностью (сбор ягод, грибов, дикоросов, развитие рыболовного туризма).

 

 

Прения в стиле «Дикий Запад»

Общее мнение после лекции Зюганова выразил местный мужик из задних рядов. Он встал и под одобрительный гул зала заявил: «Слушай, парень, ты нам тут, конечно, всё хорошо рассказал. Короче – забирай себе жемчужину, а нам оставь сёмгу!»

Затем стороны перешли к прениям. Калюжин, выйдя к трибуне, обратил внимание аудитории, что если будет организован заповедник, то он не сможет обеспечить строительство новых коттеджей для молодожёнов. Ведь запретят рубить и сплавлять по реке в село лес. Потом «москвичи» наверняка построят железнодорожную ветку и будут вывозить сёмгу в Москву вагонами.

«Всем нашим охотникам, – подчеркнул Калюжин, – запретят добывать пушных зверей, ставить капканы и строить охотничьи заимки в тайге».

В зале повисла гнетущая тишина. Под конец своего зажигательного спича председатель эмоционально повысил голос: «Сёмгу нам – сто пудов – запретят добывать. Да что там сёмгу, даже гольянчика маленького и пескаря вашим деткам запретят на удочку ловить!»

Театральная пауза, дабы селяне прониклись всем ужасом неминуемой катастрофы после создания заповедника.

«И всё это организовал он!» – перешёл на рык председатель, тыча пальцем в сторону рыбинспектора Валентина Заборщикова. Тот, набычившись, сидел рядом с Зюгановым за столом, покрытым зелёным сукном. На инспекторе были выходной костюм и шикарная ковбойская шляпа, которую он сейчас держал перед собой на столе. «Зачем он просунул правую руку под шляпу?» – машинально отметил Валерий. Всё стало ясно после последнего обличительного выкрика Калюжина в адрес Заборщикова.

Группа разъярённых мужиков из передних рядов с рёвом вскочила и рванула к сцене: «Ах ты падла. У-у гнида!»

Привыкший к схваткам с матёрыми браконьерами, Валентин хладнокровно выхватил из-под шляпы табельный пистолет системы «наган» и наставил на толпу: «Стоять! Завалю любого, кто сунется!»

«Вот это страсти в Заполярье, а ещё говорят, что северяне заторможенные!» – подумал Зюганов. Но хитрый одессит Калюжин их здорово растормошил.

Так что в итоге и лекция не помогла. Вопрос о заповеднике на Варзуге был отложен в долгий ящик. Чтобы деньги, выделенные Москвой, не пропали, Зюганову пришлось согласиться на организацию заказника «Канозерский» на соседней с Варзугой реке Умбе, благо в этом районе обитала крупная субпопуляция жемчужницы.

 

 

Калюжин «проникся»

Несмотря на «битву» на тему заповедника, Калюжин относился к оппоненту с уважением и даже, можно сказать, дружелюбно. Например, в 1988 году председатель колхоза поручил своим рыбакам бесплатно изготовить для экспериментов учёных с сёмгой огромные садки и сетевое рыбоучётное заграждение (РУЗ). Группа Зюганова установила его на реке Кице, где отработала новый способ восстановления популяции жемчужницы (запатентован в 1991 году).

В дальнейшем их дружба только укреплялась, и Калюжин стал лично участвовать в работе лаборатории Зюганова на реках Кольского полуострова. В итоге они опубликовали совместно полтора десятка научных статей о симбиозе «жемчужница – лосось», включая две монографии, одна из которых была издана в США. Калюжин под руководством Зюганова в 1999 году защитил кандидатскую, а в 2004-м – докторскую диссертацию по специальности «Ихтиология». Причём он вовсе не «покупал» учёные степени, как обычно это делают не стеснённые в средствах люди. Зюганов убедил его пройти по-настоящему все необходимые ступени соискателя научной степени перед защитой диссертации.

Для этого Калюжин регулярно приезжал в Москву, останавливался прямо на квартире у биолога и спал на диване на кухне. Пока хозяин спал, Калюжин с 6 часов утра репетировал доклад на кухне. Вместе они ходили по научным библиотекам и учёным советам, где «шеф» Зюганов натаскивал «ученика» Калюжина делать доклады и не бояться спорить с оппонентами по проблемам ихтиологии и рыбоводства.

Симбиоз «жемчужница – лосось»
 
ПРОГРАММА быстрого старения лососей семейства Salmonidae (прогерия) выключается под воздействием личиночного паразита жабр лосося – речной жемчужницы Margaritifera margaritifera. В итоге предельные сроки жизни лососей рода Salmo – хозяев жемчужницы – достигают 13 лет. На примере системы «моллюск – рыба» было выявлено, что паразит может ингибировать старение хозяина и стимулировать неспецифическую устойчивость к стрессам, т.е. регулировать продолжительность жизни.

 Предполагается, что паразит нейтрализует старческие изменения в клеточной системе лосося. Исследование целебных биомолекул у глохидиев жемчужницы имеет хорошие перспективы, так как нейроэндокринная и иммунная системы у всех позвоночных животных (включая гомо сапиенс) построены по единому проекту.

 



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте