В декабре 2018 года Верховный Суд РФ отменил незаконное апелляционное определение Краснодарского краевого суда, и, благодаря этому, жительница Краснодара не лишилась своей собственности. Однако двухлетней дорогостоящей для всех сторон и в том числе для государства тяжбы могло бы и не быть, относись к своей работе сотрудник муниципального предприятия «Горжилхоз» Краснодара ответственно, а юристы администрации Краснодара — более внимательно.
Об этом деле мы уже писали неоднократно. Причина — абсурдность ситуации и явная несправедливость судебного акта, которые едва не лишили жительницу краевого центра ее собственности.
Дверь в никуда
В 2010 году Екатерина Царанова решила свою квартиру на первом этаже дома на улице Можайского перевести в статус нежилой недвижимости. В этом помещении она задумала разместить бюро переводов и заняться предпринимательством. Как законопослушная гражданка, она прошла через все инстанции. Заручилась согласием всех соседей. Получила проект перепланировки ГУП «Крайжилкоммунпроект» и в полном соответствии с ним оборудовала помещение под новые цели: заложила кирпичом дверь в подъезд (вот только саму дверь не убрала, чтобы не портить внешний вид подъезда — это важно), возвела отдельную входную группу с улицы — в общем, выполнила все необходимые требования.
На это потребовалось время, но результат оказался идеальным, и 30 мая 2012 года актом межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда городской администрации работы по перепланировке помещения были признаны соответствующими проекту и приняты. Все документы подписаны, можно работать.
На протяжении четырех лет бюро переводов функционировало и никаких нареканий к нему не было. И вдруг в 2016 году Екатерину Геннадьевну вызывают повесткой в суд. Истец, администрация муниципального образования город Краснодар, требует продажи с публичных торгов законно принадлежащей Царановой нежилой недвижимости. Причина — неисполнение предписания администрации о приведении помещения в соответствие проекту переустройства/перепланировки. А в качестве доказательств приложено: акты специалиста МВК МКУ «Горжилхоз» о нарушениях, якобы допущенных при перепланировке; предписание городской администрации об устранении нарушений; документ от участкового уполномоченного полиции, что все эти документы он пытался вручить Е. Г. Царановой, но не смог. При этом из рапорта следует, что приносил он их (если вообще приносил) в рабочее время, но не на работу, а домой Екатерине Геннадьевне и, естественно, дома не застал. Так и находилась гражданка Царанова в неведении об имевшихся к ней притязаниях администрации. Пока иск не грянул.
Победа разума… и поражения
Как бы там ни было, но Прикубанский районный суд Краснодара принял иск к рассмотрению. В процессе разбирательства удалось установить, что сотрудник МУП «Горжилхоз» вышел на проверку и «обнаружил» нарушения. Одно заключалось в том, что дверь в квартиру Царановой в подъезде осталась. Не затруднив себя даже заходом в помещение и проверкой, существует ли в действительности выход из квартиры в подъезд, проверяющий в одном лице, но при этом согласно акту комиссионно (!) фиксирует сей вопиющий факт: мол, гражданка Царанова проигнорировала требования по перепланировке и оставила выход из своего нежилого помещения в подъезд, использует, дескать, общее имущество и недостатки исправлять отказывается. Кроме того, специалист выявил захват площади общего пользования (сосед прихватил несколько метров, вынеся стену от своей двери в подъезд) и тут же приписал это нарушение Е. Царановой. Повторюсь, чтобы уточнить все эти факты, сотруднику Горжилхоза достаточно было обойти дом и зайти в квартиру с отдельного входа, оборудованного по требованиям закона. Но на это сил у борца с нарушителями, видимо, не осталось.
Судья усомнился в доводах истца и назначил экспертизу. На этот раз эксперт, естественно, провел уже полное исследование. В том числе с изучением обстановки изнутри помещения. Он убедился, что дверной проем в подъезд заложен, обшит гипсокартоном и оклеен обоями. То есть выхода нет, общее имущество не используется, нарушения проекта перепланировки отсутствуют. По документам к объекту тоже не было никаких нареканий. Экспертное заключение о соответствии перепланировки обязательным требованиям, отсутствии нарушений при переводе жилого помещения в нежилое эксперт представил суду.
Что касается «захвата» общедомовой собственности, то и это оказалось неправдой. Плохой почерк специалиста учреждения сыграл злую шутку: номер квартиры написан так, что непонятно, пять это или шесть. По факту оказалось шесть. Однако претензии почему-то предъявили Царановой и, обвинив ее по всем статьям, потребовали продажи помещения с публичных торгов.
Основываясь на выводах судебной экспертизы, суд отказывает в иске.
Но городская администрация в данном вопросе почему-то занимает совершенно упертую — не принципиальную, а именно упертую — позицию и идет в апелляционную инстанцию.
Казалось бы, на что рассчитывают? Выхода нет, документы все в порядке, решение первой инстанции однозначно законное и справедливое, Царановой можно расслабиться.
Не тут-то было. Апелляционная коллегия Краснодарского краевого суда в июле 2017 года росчерком пера отменяет решение Прикубанского суда и постанавливает продать с публичных торгов собственность Екатерины Геннадьевны. С какой конечной целью? Устранить за вырученные средства имеющиеся нарушения перепланировки — оставшиеся средства вернуть Царановой. Странная конструкция, не правда ли? Притом что отсутствие нарушений подтверждено экспертизой, которая коллегией крайсуда отвергнута, и в основу отмены положены акты «специалиста-одиночки» муниципального учреждения. У представителя собственника после такого результата разбирательства укрепилось ощущение, что исполняется чей-то заказ на это помещение: кому-то понадобилось отнять бизнес у Царановой, и куда проще сделать это через публичные торги. А как иначе трактовать слепоту на этапе проверки, несоблюдение досудебного порядка вручения собственнику актов и предписаний, подачу администрацией иска к предпринимателю не в арбитраж, а в районный суд, да еще и по явно недостоверным актам?
Теперь уже с кассационной жалобой обращается сама Царанова. Получает классическое отказное определение судьи краевого суда, который нарушений в предыдущем судебном акте не нашел.
Абсурд? К счастью, именно так посчитали в Верховном суде РФ.
Отстоять свое
Дорого бы я дал, чтобы увидеть лица судей Верховного Суда РФ, которым на стол легло это дело. Крючкотворство и безответственная работа одного клерка завертели огромную государственную машину, выдавшую к тому же неудобоваримый результат. На ветер улетели сотни тысяч, если не миллионы государственных рублей, потраченных на обеспечение судебных разбирательств. Туда же десятки рабочих часов судей, и так перегруженных делами. А сколько здоровья оставила Екатерина Царанова, доказывая свою законопослушность, посчитать невозможно.
Верховный Суд разобрался в ситуации и отменил незаконное определение, вернув дело в апелляционную коллегию Краснодарского краевого суда. До торжества справедливости осталось чуть-чуть: заседание по новому рассмотрению состоится в середине февраля. И сама Царанова, и ее представители надеются, что в этот раз осечки с принятием законного и обоснованного судебного акта не случится. Если нарушений нет, их нет. Как ни посмотри.
Редакция продолжает следить за этим делом.