Сегодня появляется всё больше поводов задуматься над тем вектором развития страны, которым Россия следует уже больше четверти века. Правилен ли он, если на протяжении длительного времени уровень бедности и социального расслоения остаётся запредельно высоким, а темпы роста экономики минимальны. Вместо реформ, улучшающих жизнь россиян, мы то и дело получаем «эксперименты», требующие всё новых поборов с населения: то затевают «коммерциализацию» бюджетной сферы, то вводят взносы на капремонт, то проводят циничную пенсионную реформу, которую в народе уже называют «пенсионное кидалово». В начале 90‑х прошлого века людям обещали капиталистический «рай»: мол, переживём «шоковую терапию», а потом будет «золотой дождь» инвестиций и много рабочих мест с высокими зарплатами. Увы, капиталистический «рай» построен для кучки избранных, которые выкачивают из России огромные богатства. Чистый отток капитала из России по итогам ушедшего 2018 года составил 67, 5 млрд долларов и вырос в 2, 7 раза в сравнении с предыдущим годом.
Когда видишь такие «блага» российского капитализма, невольно вспоминаешь спортивного комментатора Николая Озерова, который в одном из репортажей, видя грязную игру соперников, эмоционально воскликнул: «Нет, друзья, такой хоккей нам не нужен!» Такой капитализм, какой мы видим сегодня, друзья, нам тоже точно не нужен!
Банкирские сказки
В моей почте часто встречаются письма, в которых люди не просто ставят те или иные проблемы, но и делают весьма интересные выводы. Вот письмо А. Акимовой из Новосибирска, посвящённое участившимся скандальным высказываниям чиновников, в которых проявляется их отчуждение от забот и нужд народных. «Понятно, что рост чиновничьих «ляпов», – пишет Акимова, – связан с распространённостью Интернета и всяких гаджетов. Те надменные или глупые речи, которые раньше звучали только в кулуарах, теперь в любой момент могут быть записаны, засняты и выложены в социальные сети. Но есть и другая сторона дела, связанная с длительным насаждением идеи про то, что в условиях рыночных отношений «государство должно уменьшать объём своих обязательств». Это породило в госаппарате целую когорту деятелей, убеждённых, что главное – не решать проблемы людей, а искать всевозможные способы «экономии бюджета» и «доблестно» отчитываться перед начальством. Вот и рождаются «перлы» про то, что жить на 3, 5 тыс. рублей в месяц – нормально, что государство ничего не должно молодёжи и т.д. Чиновники так приучены мыслить самой системой и по-другому, увы, не могут».
Вот такое мнение. Надо, конечно, оговориться: огульно всех госслужащих нельзя обвинять в чванстве и равнодушии. На разных уровнях в госаппарате трудится много честных и отзывчивых людей. Но в принципе и правота Акимовой подтверждается немалым числом фактов.
Так, в Красноярском крае один из чиновников недавно цинично предложил обманутым дольщикам не ждать какой-то помощи, а распродать своё имущество и скинуться на достройку жилья самим. В Татарстане нашёлся местный начальник, предложивший «изымать детей из семей, за которыми числится долг за газ и электричество». Но, пожалуй, всех переплюнул зампред Центробанка С. Швецов, который назвал причиной бедности россиян… русские народные сказки. Мол, сказки про золотую рыбку и щуку, исполняющую желания, порождают с малолетства «привычку к халяве» и препятствуют формированию финансовой грамотности. Чиновник предложил «поменять» наш многовековой фольклор в том ключе, который ему представляется правильным. Просто поразительно! Народ, значит, у них виноват: не та культура, не тот менталитет, не те сказки…
Интересно, на каких сказках воспитывали самого Швецова? Наверное, на сказках про Кощея, который «над златом чахнет». Ну а если серьёзно, грустно становится от уровня профессионализма таких банкиров. И понятнее то, почему у нас рубль нестабилен, почему учётная ставка ЦБ запредельно высока, почему наши финансовые «гении» не способны придумать ничего более полезного для развития экономики, нежели сжатие денежной массы, которое оборачивается падением доходов населения и потребительского спроса и, как результат, – стагнацией или даже свёртыванием промышленных и сельскохозяйственных производств. Это, что ли, называется «финансовой грамотностью»?
Исп. фото S.Ilnitsky /EPA/ ТАСС
Запрос на справедливость
Недавно обнародованы результаты весьма репрезентативного исследования, проведённого Федеральным научно-исследовательским социологическим центром РАН, которые говорят о важных изменениях в общественном сознании. По данным учёных, на первое место среди запросов, которые выдвигают россияне, сейчас вышло понятие «справедливость». Нет, не уравниловка советских времён, а справедливость, понимаемая как равенство всех перед законом, как уважение к каждой личности, как доступность бесплатного образования и здравоохранения и т.д. Людям уже тошно от «прелестей» либеральных реформ, которые завели непонятно куда. Ещё 4 года назад понятие «социальная справедливость» ставили на первое место в иерархии ценностей меньше половины опрошенных (47%). Сейчас таких уже большинство – 59%. Тяга к справедливости перевешивает в сознании россиян даже такие ценности, как «права человека и демократия» (37%). А уж «свободный рынок» к приоритетам относят всего 14% граждан.
Это же исследование даёт тревожный сигнал власти: существенно уменьшилось число тех, кто считает, что перемены последних лет пошли России на благо (с 45 до 27%), зато увеличилось число пессимистов (с 36 до 54%). Данные социологов дают возможность судить о многих острых проблемах, которые не хотят более терпеть многие россияне. Причём характерно, что наряду с ростом цен, коррупцией, компрадорским поведением так называемой элиты исследователи отмечают рост недовольства тем, что малообеспеченные граждане всё чаще ощущают себя «людьми второго сорта» из-за недостаточной толщины кошелька. Это очень опасный симптом. Стоит вспомнить высказывание одного из историков: «Революции делают не нищие. Их делают униженные».
«Ахиллесова пята» России
Сегодня Россия явно находится на переломном этапе. С одной стороны, нарастают внешние угрозы и давление, с которыми в общем-то удаётся справляться благодаря сильной внешней политике, проводимой президентом России В.В. Путиным. Но вот вопрос: как долго может сочетаться эта сильная внешняя политика с тем, что творится, образно говоря, у нас в «тылу»? С теми непрофессиональными, непонятными народу, а зачастую просто бездарными внутренними переустройствами, которые вызывают всё большее недовольство граждан. Слабая внутренняя политика – это наша «ахиллесова пята», которая делает Россию очень уязвимой в обостряющейся геополитической борьбе!
Итог многолетних трудов «строителей капитализма», прямо скажем, неутешителен. По сути, все реформы в рамках «либерального проекта» закончились провалами. Что ни возьми – ЖКХ, пенсионную систему, здравоохранение, образование и т.д., – везде либерал-реформаторы завели нас в какие-то тупики, в неразбериху и ничего на деле не улучшили.
А возьмём такой вопрос. Почему, несмотря на многолетние разговоры о необходимости развития малого бизнеса, его доля в экономике так и застыла на весьма низком уровне (20%). Сравним: в США, Турции и Японии доля малого бизнеса свыше 50%, в европейских странах – около 60%, а в некоторых из них, скажем, в Италии – 70%. Вышли бы мы на такой уровень, были бы совсем иные возможности для экономического роста. Да и устойчивость от воздействия внешних санкций возросла бы. Это олигархов и их крупные корпорации легко можно подвергнуть давлению из-за рубежа. Малый бизнес же в основном ориентирован на внутренний рынок, его санкциями не очень-то достанешь.
Так почему же у нас малое предпринимательство, по сути, не развивается? Во-первых, потому что это не нужно тем же самым олигархам, а во-вторых, в качестве тормоза тут действуют коррумпированные чиновники. Приведу отрывок из ещё одного письма. Малый предприниматель Н. Осипов делится наболевшим: «Я никогда не пользовался никакой господдержкой, да, впрочем, при нынешней системе не очень и хочется что-то получать. Любое получение средств из казны сначала, как правило, связано с «откатами», а затем требует массы отчётности. Любая оплошность – шанс попасть в «растратчики» госсредств. Ну и кроме того, деньги на господдержку чиновники распределяют в основном «своим» фирмам, многие из которых – «однодневки». Пока всё это будет продолжаться, малому бизнесу остаётся одно – существовать «в режиме выживания».
Спрашивается: возможно ли выстроить систему в русле здравого смысла и справедливости? Конечно, возможно. Но надо проявлять политическую волю и кардинально менять подходы. То же самое, впрочем, касается и многих других ситуаций и проблем. Возьмём, к примеру, крайне острую проблему, связанную с безопасностью жилых домов, оборудованных газовыми плитами. После недавних взрывов в Магнитогорске и Шахтах, унёсших человеческие жизни, ответственные чиновники демонстрируют кипучую деятельность. Но так же было и год назад, и 5, и 10, и 15… Дома взрываются с трагической регулярностью, потому что государство в своё время, по сути, отстранилось от контроля за безопасностью газоснабжения. Старую советскую систему, когда был строгий госконтроль за всей цепочкой – от поставщика газа до квартиры, – сломали. Новая, псевдорыночная не работает. Формально газовики, перешедшие на коммерческие рельсы, должны заключать договора на техобслуживание с собственниками квартир, за что тем надо раскошеливаться. Но зачастую нет ни договоров, ни надлежащего контроля.
«Справедливая Россия» предлагает кардинально решить вопрос. Ведь сегодня есть современные средства – автоматизированные системы безопасности. Газоанализаторы могут быть в каждой квартире. Причём, чтобы их установить, не надо лезть в карманы граждан. Можно всё сделать за счёт региональных программ капремонта. Казалось бы, разумная инициатива, но правительственные чиновники вновь, как это уже не раз бывало с нашими предложениями, реагируют скептически и, похоже, не прочь «замотать» дело. Ну и что же? Будем ждать новых взрывов?
Показатели «удобные» или честные?
Чтобы выстоять в конкурентной борьбе на мировой арене и в то же время обеспечить достойную жизнь своим гражданам, России нужен экономический и технологический рывок. Но для этого необходимы кардинальная смена социально-экономического курса и переход к глубоким социальным реформам не в интересах кучки богатых и избранных, а в интересах всего населения. Способно ли на это нынешнее правительство РФ? Пока такое впечатление, что тут больше озабочены тем, как продержаться в своих креслах подольше. Свежих идей нет. Понимания, почему экономика не растёт, не видно. Зато видно, как в правительстве изо всех сил ищут оправдания своим провалам и ищут способы «маскировки» этих провалов. Чего стоит, к примеру, прозвучавшая недавно идея «отказаться от подсчётов ВВП». Вот так! Все страны мира считают ВВП главным показателем, оценивающим размер экономики. А нам он не нужен? Ну не растёт этот «упрямый» ВВП, не растёт, как надо. Значит, и знать его не хотим!
Что и говорить, к работе того же Росстата есть немало претензий. Но, может, надо требовать от него не «удобных» показателей, а честных. Скажем, официальный показатель уровня бедности сегодня 13, 3% (19 млн человек). Но ведь он таков лишь потому, что «черта бедности» у нас отсчитывается по произвольно определяемым показателям прожиточного минимума и МРОТ. «Справедливая Россия» считает, что давно пора сдать их на свалку истории, а считать уровень бедности надо так, как это делают во многих развитых странах, – по социальным стандартам уровня жизни. Да, тогда бы выяснилось, что на самом деле за «чертой бедности» у нас не 13, 3%, а 30–40%, а то и больше граждан. Но мы знали бы истинную картину и, значит, могли на этой объективной основе намечать по-настоящему эффективные меры борьбы с бедностью, а не имитировать её.
А до чего смехотворна цифра количества забастовок в стране. За весь 2018 год статистики насчитали всего 2 забастовки. В 2017-м вообще зафиксирована лишь одна. О чём это говорит? Неужели о том, что у нас все работники всем довольны, а работодатели – эдакие душки? Да ничего подобного. На самом деле по всей стране ежегодно возникают сотни острейших трудовых конфликтов, связанных с невыплатами зарплат, грубыми нарушениями условий труда и т.д. Но в своё время «Единая Россия» приняла поистине «драконовские» поправки в Трудовой кодекс, до предела затрудняющие порядок проведения забастовок. Вот это и есть хищное лицо нынешнего российского капитализма во всей красе! На что расчёт? На то, что, загоняя пар в котёл, можно продлить своё благополучие? Но ведь если котёл рванёт, никому мало не покажется.
Альтернатива есть!
Нет, такой капитализм нам абсолютно не нужен! Тем более что мы сегодня движемся по вектору так называемого «догоняющего развития». Причём «догоняем» нечто такое, что уже отжило, перестало существовать. Тех моделей капитализма, на которые ориентируются наши либерал-монетаристы, в промышленно развитых странах нет уже где-то с середины ХХ века. Мир давно изменился и продолжает меняться. Нельзя не видеть, что сегодня наибольших темпов экономического роста добиваются страны, в которых сильна регулирующая роль государства. В которых механизмы рыночной самоорганизации сочетаются с индикативным стратегическим планированием. В которых власть проводит активную промышленную политику, нацеленную прежде всего на поддержку прорывных инновационных проектов. В которых весьма жёстко контролируются денежные потоки и создаются барьеры для их утечки из страны. Наконец, тех, в которых проявляется не декларативная, а реальная забота о человеческом капитале, в том числе о качестве образования, здравоохранения и т.д.
Всё это фрагменты того, что мы в «Справедливой России» называем новым социализмом ХХI века. Предлагаемая нами модель общественного устройства наилучшим образом соответствует новому технологическому укладу и инновационному развитию. И что особенно важно – она как раз отвечает на тот «запрос общества на Справедливость», о котором говорилось выше.
Что мы относим к главным приоритетам государства? Конечно же, борьбу с тем социальным расслоением, которое в нынешней России уже достигает позорных величин. В качестве первоочередных шагов в этом направлении нам видится введение прогрессивной шкалы НДФЛ, полноценного налога на роскошь, 20%-ного налога на вывоз капитала, а также принятие комплекса других реальных и эффективных антиофшорных мер (но не имитационных, которыми занимается нынешнее правительство).
Ещё одним приоритетом, несомненно, должно стать прекращение того униженного и приниженного состояния, в котором у нас находятся созидательный труд и люди труда. Именно государство тут должно проявить инициативу, реализовав целую систему мер. Главное – надо кардинально реформировать систему оплаты труда, в том числе путём введения почасовой оплаты труда.
Пока при нынешней социально-экономической политике мы дрейфуем в очередной исторический тупик. То, что в обществе меняются настроения, и то, что «запрос на справедливость» вышел на первый план, – позитивный сигнал. Когда-то русский философ Николай Бердяев сказал: «У России душа небуржуазная». Это очень верно! Сколько бы ни насаждали в нашем Отечестве дух индивидуализма, стяжательства и потребительства, сознание россиян будет сопротивляться этому. Я убеждён: пора отказываться от иллюзий начала 90-х. Пока не поздно, нам в России нужны массовый «переворот в мозгах» и срочный перевод страны на альтернативный путь развития. Этот путь для нас, российских социал-демократов, очевиден. Это путь к новому социализму ХХI века.
Сергей МИРОНОВ, председатель партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», руководитель фракции СР в Государственной думе ФС РФ