Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Волгоград → Общество № 4 (648) от 31.01.19 13+

Командир штрафной эскадрильи

, 10:24

Недавнее голосование по выбору имени для аэропорта Волгограда подстегнуло разговоры о значимости подвига Алексея Марьесьева. Сбитых летчиков по всей стране и во время Сталинградской битвы было немало. И дальнейшая судьба их была разной.

 

Сбитый летчик

25 августа 1942 года во время боя в районе Сухая Мечетка  после восьми-девяти атак самолет комэска П.Ф. Забавского был сбит. Петр Федосеевич смог сесть на фюзеляж севернее Сталинграда. По лежащему самолету  истребители врага совершили еще шесть атак. Летчик прятался за мотор, защищенный броневой плитой, перебегая с одной стороны на другую. Его считали погибшим. Но на четвертые сутки оборванный, обросший П.Ф. Забавских вернулся в часть.

В этот раз сбитого летчика подвергли дисциплинарному взысканию. 10-го  сентября  1942 года по приказу командующего 8-й воздушной армии Петр Федосеевич сдал свою эскадрилью. Принял штрафную, которая вошла в подчинение 206-й дивизии.

 

На фронт после настойчивых рапортов

Петра Забавских, родившегося в 1908 году в деревне Лысовщина Минской губернии, в ряды Красной Армии призвали с уральских лесозаготовок, куда он завербовался с 20 лет. А в 1932 году по спецнабору направили в Сталинградскую военную школу летчиков. Окончил её в 1935 году в звании лейтенанта и оставлен летчиком-инструктором. Среди курсантов, обучавшихся у Петра Федосеевича летному вождению, был и наш земляк - будущий Герой Советского Союза Каменьщиков В.Г.

В  декабре 1940 года авиационную эскадрилью,  в которой находился Забавских,  перевели из Сталинграда в Оренбург в Чкаловскую военную школу летчиков.

Когда началась Великая Отечественная война, Петр Федосеевич подал рапорт с просьбой отправить его на фронт. После второго рапорта и настойчивых просьб был откомандирован в 18-й запасной авиационный полк в Свердловске. В этом полку готовили летчиков для фронта на самолеты-бомбардировщики Пе-2. Полк несколько раз менял места базирования и в марте  1942 года  был отправлен в Куйбышев для переподготовки на самолеты Ил-2. На базе авиационной эскадрильи создали 811-й полк, а  Петра Федосеевича  назначили командиром 2-й авиационной эскадрильи. В Куйбышеве полк за июнь месяц  укомплектовали летным составом, обеспечили новой техникой. Он должен был вылететь  на Харьковское направление, но по приказу  срочно отправился  на Сталинградский фронт и произвел  посадку на аэродроме Б. Чапурники.

 

На одном крыле и честном слове

811-й штурмовой авиационный полк вошел в состав 206-й штурмовой авиационной дивизии. Командиром дивизии был полковник Срывкин В.А., командиром 811-го полка - майор Линник А.В. Дивизия входила в состав 8-й воздушной армии.

Эскадрилья  Забавских получила задание: нанести удар по колоннам врага в районе ст. Морозовской.  Летчики обстреляли гитлеровцев.  Растерявшийся  от неожиданности вначале противник во время повторного захода штурмовиков открыл огонь. Самолет Петра Федосеевича   получил большие повреждения, несмотря на это, командир эскадрильи смог долететь и сесть на свой аэродром.  В машине насчитали 49 крупных и мелких пробоин. Были повреждены и другие самолеты, но врагу нанесен   значительный урон.

На 20-е июля в 206-й штурмовой авиадивизии осталось около 12-ти  боеспособных самолетов. Гитлеровцы в это время  подошли к Дону. Перед дивизией была поставлена задача: нанести удар по  группировке противника северо-западнее  Калача.  Группу из 12-ти самолетов в бой повел Забавских. Была сильная облачность, поэтому подобрали летчиков, способных летать в сложных метеорологических условиях. Летели на низкой высоте. У самой цели фашисты открыли огонь. Из 12-ти самолетов  осталось 10. Несмотря на сильный зенитный огонь,  всей группой перешли в пикирование, сбросили бомбы и  обстреляли из реактивных снарядов.  Во время  второго захода  на наших летчиков напали около четырех десятков  вражеских стервятников на истребителях Ме-109. Схватка была неравная. Летчикам удалось сбить шесть истребителей врага. Самолет Петра Федосеевича  был подбит и врезался в землю. Во время падения летчик сильно ударился головой и грудью о приборную доску, потерял сознание. Подобрали комэска наземные части и доставили в госпиталь. На аэродром из этого боя вернулись всего два летчика.

 

Вина – дело случая

В первой декаде августа дивизия перебазировалась за Волгу и заняла аэродромы Средняя Ахтуба, Заплавное, Ленинск и Капьяр. 811-й авиаполк расположился на аэродроме Заплавное. В августе самолет командира эскадрильи Забавских снова был подбит, летчик, считавшийся погибшим, вернулся через четверо суток. Этого падения не простили – отправили к штрафникам. Но за особые заслуги назначили командиром штрафной эскадрильи.

Летчики и аэродромные специалисты попадали в штрафники по разным причинам. 12 октября 1942 года  старший сержант Панкратов А.А. разбил самолет при взлете с аэродрома Заплавное. Был разжалован в рядовые и направлен в штрафную эскадрилью. У С.Т. Хохлушкина над целью не сработали бомбодержатели, и он с бомбами вернулся на аэродром. Подвел механик, но и летчик не проверил все перед вылетом. Младший лейтенант Н.В. Халинский был переведен в штрафную эскадрилью за поломку самолета и возвращение с боевого задания без уважительной причины, разжалован в рядовые.

Штурмовик младшего лейтенанта А.И. Ляховского в районе цели столкнулся с «Илом» сержанта Щульгина. У самолета Шульгина отвалился хвост, оставшаяся часть машины вместе с кабиной пилота врезалась в землю. Виновником признали Ляховского.

Технические специалисты становились штрафниками в основном за разгильдяйство и халатность, а также за неуместно проявленную «смекалку». Несколько техников и механиков в начале ноября заморозили водосистему в моторах самолетов. Были случаи, когда снимали недостающие детали с самолетов соседних полков и ставили на свои, выпускали самолет на боевое задание, забыв зарядить пушку снарядами, не проверяли бомбодержатели.

 

Убыл из штрафников с повышением

В ноябре 1942 года в штрафной эскадрилье 206-й  штурмовой авиадивизии осталось всего два летчика. С декабря 1942 года отдельная штрафная эскадрилья в 206-й штурмовой авиадивизии «исчезает», но штрафники какое-то время остаются.

За время существования штрафной авиаэскадрильи  не было замечено ни одного случая трусости со стороны летного состава.  Все стремились искупить свою вину перед Родиной, проявить доблесть и отвагу. Командир штрафной эскадрильи Петр Забавских отличался высокой требовательностью, имел летный опыт, накопил большой опыт обучения подчиненных. Человек с открытым, волевым лицом, по нескольку раз на день лично глядел в стволы гитлеровских зениток, был чутким и отзывчивым командиром.  Благодаря стараниям Забавских П.Ф.,  пилот С. Т. Хохлушкин убыл из штрафников с повышением в должности – заместителем командира обычной строевой эскадрильи, пилот Н.В. Халинский переведен из штрафников на должность командира звена.

«Летчики и техники возвращали себе звания, награды и честь, а Забавских в рапортах упоминал их как оправдавших доверие Родины, старался возвысить своих провинившихся подчиненных».

«Штрафной эскадрильей малым числом летного состава пять-шесть человек на Сталинградском фронте было произведено 86 успешных боевых вылетов. 11 произвел лично П. Забавских,  сбил два самолета противника: Ме-209 и FW-190. Технический состав штрафной АЭ обслужил 52 боевых вылета, эвакуировал с вынужденных посадок с линии фронта четыре самолета, ремонтировал, устранял  повреждения…»

В результате правильного воспитания и руководства личным составом эскадрильи, Петр Федосеевич вывел из штрафной эскадрильи со снятием судимости семь человек летного состава, восемь человек технического состава.

В январе  1943 года Забавских назначили командиром  строевой  авиаэскадрильи, а с июня 1943 года  -  командиром 807-го штурмового авиационного полка. В ноябре 1944 г. Петр Федосеевич вернулся в 806-й штурмовой авиаполк  командиром  в звании подполковника. После тяжелой контузии Забавских П.Ф. больше года еще летал. В январе 1946 года  Петра Федосеевича назначили  командиром 807-го штурмового авиационного полка, который базировался недалеко от Львова, где лютовали бандеровцы… У дверей служебной квартиры, где он жил со своей семьей,  каждую ночь дежурили часовые с винтовками, а Петр Федосеевич держал пистолет на прикроватной тумбочке.

 

Вопреки прогнозам врачей

Осенью 1946 года, по состоянию здоровья, П.Ф. Забавских демобилизовали из армии инвалидом 1-й группы. Врачи давали ему год-полтора жизни…

Вернулись в город Сталинград, на родину жены. Нужно было содержать семью, поднимать двух дочерей.  Вопреки прогнозам врачей Петр Федосеевич  не только прожил еще 34 года, но и проработал почти всю жизнь. Полученные в детстве от отца плотницкие навыки помогали в послевоенные годы. Сам мастерил мебель для дома. Хорошо рисовал, имел каллиграфический почерк, любил играть в шахматы, был заядлым рыболовом. В быту был скромным, доброжелательным. Много занимался пропагандистской работой. Выступал с лекциями перед детьми и взрослыми, рассказывал о летчиках,  воевавших  в его эскадрилье, полку, о Сталинградской битве, о Великой Отечественной войне.

Свой жизненный путь П.Ф. Забавских  закончил 28 ноября 1980-го года.

Родина оценила его заслуги тремя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды,  медалями: «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и другими.

Фотографии, награды, документы и личные вещи П.Ф. Забавских хранятся в музее-заповеднике «Сталинградская битва», часть из них представлена во втором зале музея.

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram