Разработчиками из Новосибирского государственного технического университета успешно завершены наземные испытания авиационного поршневого бензинового двигателя ЗК-4000. Это первый в мире мотор, практически полностью изготовленный из алюминиевых сплавов. Двигатель предназначен для лёгких самолётов.
АЛЮМИНИЙ недаром зовут «крылатым» металлом. Но вот для двигателей внутреннего сгорания он считается малопригодным, за исключением головок блока цилиндров и самого блока цилиндров и иных ненагруженных деталей. А тут весь двигатель, включая поршни, цилиндры, коленвалы, редуктор, шатуны, – сделан из сплавов алюминия.Поэтому он получился очень лёгкий – 200 кг снаряжённой массы при водяном охлаждении. Это на 30–40% легче стальных или частично алюминиевых аналогов. При этом двигатель имеет 400 л.с. мощности, очень современную систему впрыска низкого давления и Н-образную схему расположения цилиндров. Причём его ресурс заявлен весьма высоким.
ЗК-4000 предназначен для замены в первую очередь поршневых звездообразных моторов воздушного охлаждения используемых на множестве типов лёгких самолётов: Як-52М, Як-18Т, «Вильга» или спортивных Су-26М, Су-29 или Су-31, а также вертолёта Ка-26. Их двигатели созданы ещё в 50–70-х годах и уже практически не выпускаются, а ресурс планера у этих самолётов остался ещё большой. Может найтись ему применение и на беспилотниках, где у нас часто используют импортные моторы.