Об ослаблении прокитайского лобби в Кремле
№ () от 30 января 2019 [«Аргументы Недели », Андрей Угланов ]
«АН» более других СМИ рассказывали о проблеме Южно-Курильской гряды и о притязаниях на неё со стороны Японии. Вопреки мнению о том, что после недавнего визита в Москву японского премьера Абэ накал страстей сошёл на нет, можно смело утверждать, что «курильский вопрос» становится одним из краеугольных камней современной мировой политики. Во всяком случае в гигантском треугольнике РФ – КНР – США. И вот почему.
РОССИЙСКАЯ финансовая и политическая элита давно сделала ставку на «китайский» приоритет в международных отношениях. Охлаждение началось после того, как Пекин практически отказался переходить на взаиморасчёты в национальных валютах – юанях и рублях – в экономических отношениях между странами. По сообщениям наблюдателей, имеется в виду недавний отказ Китая от межправительственного соглашения о расчётах в нацвалютах, которое готовилось к подписанию с 2014 года.
По мнению экономистов-международников, за все последние годы так и не возникло никаких крупных совместных промышленных и инфраструктурных проектов, кроме «Силы Сибири». Об этом проекте ежедневно напоминает навязчивая телереклама, где «сила красоты» и все остальные российские «силы», включая «силу «Газпрома», мечутся по стране, пока не находят дыру в российско-китайской границе и улетают от нас со свистом в Китай. Есть сотрудничество в атомной энергетике, и планируется некий проект в авиастроении. Но для наших огромных стран это почти ничего.
Как указывают специалисты, даже по обсуждаемым проектам Пекин, как правило, выдвигает такие условия, которые не устраивают Москву. Например, по проекту высокоскоростной ж/д магистрали Москва – Казань, последними условиями с китайской стороны были следующие: ваша только насыпь, всё остальное наше, включая руководство компании. Сюда можно добавить, что из-за последних событий в Венесуэле, где возникла ситуация двоевластия между поддерживаемым Кремлём Н. Мадуро и оппозицией, одному из ключевых членов прокитайской группы, главе «Роснефти» И. Сечину, сейчас, очевидно, не до китайских дел. Поскольку «Роснефть» имеет огромный и стратегический интерес именно в этой далёкой стране.
А тут ещё и переговоры Кремля с японцами по Курилам. Это, естественно, напрягает китайцев и тоже указывает на ослабление прокитайского лобби в Москве.
Но, ссылаясь на источники как в Токио, так и в Москве, в переговорах по Курилам у нас с японцами тоже не всё гладко. Об этом говорят и косвенные доказательства. Например, тарифы системы «Платон» по оплате большегрузов при пользовании федеральными дорогами должны были повышать в июне, а только что объявлено, что их повысят с апреля. Это симптом того, что с переговорами «по Курилам» не всё ладно. Как говорят в высоких чиновничьих кабинетах, бенефициары «Платона» Ротенберги, похоже, рассчитывали на кредиты от Японии, увязанные с инфраструктурными проектами между Японией и Россией после передачи японцам островов.
Но переговоры по мирному договору с Японией и островам продолжатся. При этом наши источники в МИДе говорят, что реальные переговоры, а не те, о которых сообщают СМИ, ведёт не столько МИД, сколько группа экономических экспертов. Именно через них японскому премьер-министру С. Абэ будто бы поставлено обязательное условие «по островам». Г-н Абэ должен договориться с США о гарантиях того, что американцы[end_short_text] не будут ставить на переданных Японии двух островах разведывательную радиоэлектронную аппаратуру. Сейчас с территории Японии американцы не могут достать средствами радиоэлектронной разведки район Владивостока, а с островов они это сделать смогут. Но С. Абэ пока не может выполнить это условие по двум причинам. США отказываются давать такие гарантии, и в японском правительстве из-за этого условия возник конфликт. Часть министров считают его неприемлемым. И это позволяет В. Путину выступать на переговорах «по Курилам» с позиции силы».
Касательно того, что реальные переговоры с Японией ведёт не МИД России, а некие экономические эксперты, в это поверить несложно. Среди инфраструктурных проектов, завязанных на передачу островов Японии, называют следующие. Это мосты с материка на Сахалин и с Сахалина на Хоккайдо. Это газопровод с Сахалина в Японию и «энергетическое кольцо» между Россией, Японией и обеими Кореями, включающее не только газ и нефть, но и электроэнергию. Такую тему МИДу не поручишь.
Говорят, что переговоры «по Курилам» до визита в Москву главы МИД Японии Т. Коно шли успешно. Причём глава российского МИДа С. Лавров реальной роли в этом процессе не играл, и уже был готов текст мирного договора между Россией и Японией. Для японского премьер-министра С. Абэ было важно, чтобы в этом договоре было записано следующее:
– 4 острова (2 + 2) – это часть Японского архипелага у Хоккайдо. Они являются исторической, истинно японской территорией. И ко Второй мировой войне их возвращение Японии не имеет отношения.
– За это С. Абэ был готов к компенсациям не российским гражданам, а к тем, которые должны были бы последовать после передачи и включать японские кредиты России и совместные инфраструктурные проекты на эти кредиты.
НО ДАЛЬШЕ последовал непонятный информационный «слив» в СМИ о переговорах и некоторых условиях готовящегося договора, и понеслось... Имеется в виду заявление С. Лаврова о том, что Япония должна признать итоги Второй мировой войны, в части владения СССР-РФ Курильскими островами, и суверенитет РФ над всеми островами. Последовало заявление С. Абэ, что компенсаций быть не может.
Вот что говорили в экспертных кругах о таком раздражении Кремля. Токио без согласования с Москвой сделал заявления о том, что передача Японии островов будет мощным вкладом в сдерживание Китая и что США переговорами о передаче островов довольны.
Похоже, что истинной целью данного «раздражения» было сделать «реверанс» Пекину в расчёте на то, что недовольство Кремля антикитайскими заявлениями Токио дойдёт до руководства Китая. И что переговоры «по Курилам» и возможные инфраструктурные проекты России и Японии по итогам передачи островов не означают поворота Москвы от Пекина и не ставят под сомнение сотрудничество между Россией и Китаем.
И всё же, говоря о «курильском вопросе», надо иметь в виду, что переговоры о передаче островов являются «яблоком раздора», вброшенным в систему сложившихся отношений между США и Японией, США и Китаем и Китаем и Японией. Сам факт переговоров вносит противоречия в эти отношения и работает на создание ситуации хаоса как в них, так и в системе международных отношений стран Запада в целом. И тут им становится не до нас.
Далее. Переговоры в части запрета размещения американских военных объектов на передаваемых островах бьют по отношениям США и Японии в сфере их совместной обороны и безопасности. Здесь, кстати, и Д. Трамп как возможный «агент Кремля» может внести свой вклад, работая на разрыв этих отношений под предлогом того, что указанное условие не устраивает США. Поскольку разрушает «Дальневосточный фланг НАТО».
Далее. Переговоры являются фактором давления на Китай: если не будете более сговорчивы с нами – у нас есть Япония, мы обойдёмся и без вас. Хотя такая «игра» с «Великим Жёлтым Драконом» опасна.
Далее. Переговоры стали фактором давления на внутриполитическую ситуацию в Японии, поскольку С. Абэ заложился на возврат островов и через это Кремль получил рычаг давления на него.
Далее. Несмотря на определённые протесты в России против возврата островов, по-следующий приток в Россию инвестиций из Японии может быть воспринят «верхушкой» российских политических и деловых кругов позитивно. Соответственно, это укрепит положение президента в российской элите.
Одним словом, среди экспертов самым распространённым стало такое мнение. Переговоры «по Курилам» нужны Кремлю даже в том случае, если они ведутся ради самих переговоров. Эксперты уверены, что острова Кремль Японии не отдаст. По крайней мере на данном этапе состояния российской экономики. И переговоры «по Курилам» являются «приманкой», позволяющей Кремлю реализовывать все вышеуказанные темы.