Аргументы Недели → Общество № 3 (647) от 24.01.19 13+

Любовь к Мельпомене

, 20:29

В прошлом году завзятые театралы отмечали сразу две даты: 120 лет со дня рождения Аллы Константиновны Тарасовой и 45 лет – как её не стало. Зрители, выражая восторг её игрой, кричали: «Да здравствует Сталин! Да здравствует Тарасова!»

Детство, отрочество, юность

Алла Тарасова родилась с серебряной ложкой во рту. Случилось это в Киеве 6 февраля 1898 года. Отец – профессор Киевского университета, мать – потомственная дворянка (бабушка – польская княжна), на которой лежало воспитание трёх дочек и двух сыновей.

В нужное время Аллу отдали в гимназию, где девочка увлеклась театром. В 1906 году в Киев приехала на гастроли труппа Московского художественного театра. Давали «Вишнёвый сад». На сцене лицедействовали: Константин Станиславский, Ольга Книппер-Чехова ибудущий муж Тарасовой Михаил Москвин

Алла всегда помнила, как её мама прослезилась на этом спектакле, а она сама испытала необычайное волнение от всего увиденного и услышанного со сцены. Так пришло огромное желание быть актрисой МХТ и играть Аню в «Вишнёвом саде»: «Все мои мысли и чувства подчинились призыву: «В Москву, в Москву!»

Семья не возражала, но попросила вначале убедиться, что выбор она сделала правильный. В шестнадцать лет, накануне Первой мировой войны, Алла Тарасова, закончив гимназию, с согласия отца отправилась покорять театральную Москву.

Возглавлял приёмную комиссию Владимир Немирович-Данченко. Экзамен она выдержала и стала ученицей Школы драматического искусства при этом театре.

Так началось взросление будущей народной артистки СССР, лауреата пяти Сталинских премий, Героя Социалистического Труда, депутата Верховного Совета СССР, члена КПСС, профессора Школы-студии и директора МХАТа.

 

 

Дебют

4 ноября 1916 года родилась 2-я студия МХТ. Для премьеры режиссёр Вахтанг Мчеделов выбрал пьесу Зинаиды Гиппиус «Зелёное кольцо».

Одну из главных ролей – Софины (Финочки) Вожжиной режиссёр предложил «школьнице» Тарасовой, что было воспринято студийками едва ли не враждебно: «Что, у нас хорошеньких барышень нет?»

По воспоминаниям Вадима Шверубовича, сына Василия Качалова, его мать Нина Литовцева,актриса МХТ, сочла молодую Тарасову очень некрасивой и, главное, лишённой женского обаяния.

«Она была очень худа, с большими нескладными руками и ногами, с плохой нездоровой кожей лица… ей тогда (да и не только тогда) были чужды всякая богемность, всякое амикошонство… С людьми Тарасова сходилась трудно – в её внешности было что-то суровое. У неё была репутация гордячки и зазнайки».

Публика от дебютантки была в восторге, буквально засыпав её цветами. А Константин Станиславский,проводивший последние репетиции спектакля,признался Владимиру Немировичу-Данченко, что театр никогда ещё не имел такой разносторонне талантливой труппы. При этом отдельно выделив Тарасову. Но в основную труппу МХТ не пригласил: «Пусть ещё поучится».

 

Скитания

Весной 1918 годаТарасова вместе с мужем Александром Кузьминым приняла решение вернуться из голодной Москвы в Киев, где её супруг, офицер флота, тотчас добровольцем вступил в армию Деникина.Через два года после рождения сына Алёши семья перебралась к Врангелю в Севастополь.

А затем начались странствия по Европе. Тарасова играла везде, где могла. Муж перебивался случайными заработками.

В Берлине она встретилась с гастролировавшей по Европе труппой МХТ во главе со Станиславским. Часть труппы ожидала получения советских паспортов, чтобы вернуться домой. Часть артистов решила не возвращаться, в том числе и младший брат Антона Чехова – Михаил Чехов. Тарасова же предложение вернуться приняла. Пока артистам, в том числе и ей с мужем и сыном, оформлялось гражданство, театр успел дать несколько спектаклей в Нью-Йорке.

 

Триумф

Примой Тарасова стала в 1926 году. Всё случилось как в сказке. Театр принял к постановке пьесу Михаила Булгакова «Дни Турбиных». Елену Тальберг-Турбину играла Вера Смирнова. Но однажды она заболела. И в спектакль, без репетиций, была срочно введена «Аллочка-выручалочка» – Тарасова,как никто другой, могла быстро вживаться в образы персонажей.

Для того чтобы наутро проснуться знаменитой, ей понадобилось пять часов. И не просто знаменитой, а человеком, которому благоволил сам Сталин. Согласно театральным протоколам МХАТ, вождь народов смотрел «Дни Турбиных» 15 раз!

 

Страх

Обласканная властью, Тарасова тем не менее эту власть тихо ненавидела.

Ей было чего от неё ждать в случае несчастья: дворянка, первый муж доброволец в белой армии, брат Евгений – начальник деникинской контрразведки, любимая сестра Лена, жена командира Чеченского полка Дикой дивизии князя Александра Святополка-Мирского, живёт в Париже. В анкетах она об этом умалчивала.

В 1937 году, будучи на гастролях в Париже, она отыскала телефон сестры. Они договорились пройти по разным сторонам одной улицы. Позднее, вспоминая то время, Алла Константиновна скажет: «Это было больно и ужасно. Так мы прошли три раза. Я шла, глотая слёзы. Сердце разрывалось на части. Я боялась слежки. А ещё, что кто-нибудь узнает, что муж Леночки в Гражданскую войну воевал на стороне белых»… И ещё она скрывала, что верит в Бога. Вступив в партию, она каждый день замаливала этот грех.

 

Работы в кино

Кинематограф её особенно не жаловал. Она снялась всего в 10 фильмах. Если не считать роли Сони Мармеладовой в немецком фильме «Раскольников». Но свой след в советском кино она оставила. Это были довоенные роли Екатерины I в «Петре Первом», Екатерины Кабановой в «Грозе» и Елены Ивановны Кручининой в «Без вины виноватые».

После войны были экранизированы два спектакля с её участием: «На дне» и «Анна Каренина». И всё. И это несмотря на утверждение критиков, что она как актриса, умеющая быть выразительной без слов, очень кинематографична.

 

«Я всегда любила и всегда была любимой»

Что же касается личной жизни, первый брак у неё был с упомянутым уже Александром Кузьминым. По возвращении в Москву после европейских скитаний Кузьмин был принят в МХТ на техническую должность. От этого брака остался сын Алексей Тарасов-Кузьмин. В начале 1930-х они расстались. Виной тому стал актёр уже академического МХТ Иван Михайлович Москвин, который был старше Аллы Константиновны на 24 года.

В годы Великой Отечественной войны Тарасова вместе с театром выступала на фронтах. Там её и настигла новая любовь. Москвину пришлось вернуться в первую семью – к актрисе того же театра Любови Гельцер.

Человек, который отбил Тарасову у народного артиста, был контрразведчик, генерал-майор авиации Александр Семёнович Пронин.

Любовь буквально захлестнула Тарасову: «Я к нему летала, но теперь война кончилась, и я жду его домой, пишем мы друг другу каждый день, а раза два в неделю я с ним говорю лично по прямому проводу… Получаю от него букеты роз каждую неделю самолётом».

Но влюблённые столкнулись с непреодолимой преградой. Семейному генералу жёстко запретили развод. Выручил Сталин. На одном из кремлёвских приёмов Тарасова обратилась к вождю с просьбой разрешить брак. Тот не смог отказать любимице, но поставил два условия. Генерал должен уйти в отставку и не прекращать содержать двух своих сыновей. Пронину пришлось перейти на преподавательскую работу. Они прожили счастливо 30 лет.

 

Скорбный лист

До конца своей жизни Тарасова была занята в репертуаре – играла классику и современные пьесы. Одно время была директором МХАТа. Преподавала.

Последняя её роль случилась в 1973 году. Она играла мать Валентины в пьесе Михаила Рощина «Валентин и Валентина» в постановке Олега Ефремова. И репетировала Турусинув пьесе Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты». На одной из репетиций у неё закружилась голова, и она сошла со сцены. Как оказалось, навсегда.

Через два года её не стало. На её похоронах оркестр играл марш из «Гамлета» в постановке английского режиссёра Гордона Крэга -пьесы, в которой она первый раз вышла на подмостки в роли Офелии.

Её похоронили на Введенском кладбище, рядом с матерью.

Через год рядом с их могилами нашёл своё место и Александр Пронин.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram