На прошлой неделе научную общественность облетела благая весть: патриарху Кириллу присвоено звание почётного профессора РАН. Первыми об этом узнали журналисты, аккредитованные при академии. В пятницу, 18 января, они получили стандартную рассылку от пресс-службы РАН. Мол, так и так, приглашаем вас на торжественную церемонию присвоения звания. Эта новость сразу попала на ленты информагентств и в соцсети. Через несколько часов, после тысяч неприличных комментариев, было объявлено, что церемония пройдёт в другой раз, а 22 января только объявят о присвоении званий.
Дела духовные
Но уже в понедельник, 21 января, стало известно, что и присвоение почётного звания откладывается. Решено вначале обсудить само положение о присвоении этого звания, которое принято более 20 лет назад. По данным «АН», в РАН явно не ожидали такого скандала.
«Понятно, что хотели как лучше, а получилось как всегда. В принципе, если бы эту новость не анонсировали, то всё прошло бы тихо-мирно. Но скандал поднялся, да и сама пресс-секретарь академии подлила керосину в огонь. И теперь вся академия в идиотском положении: то дают звание, то не дают. Как говорил Жванецкий, «тщательнее надо, ребята», – рассказал «АН» сотрудник аппарата Президиума РАН.
Напомним, что пресс-секретарь РАН Светлана Попова, обосновывая решение присвоить звание почётного профессора высшему духовному лицу, заявила, что он, мол, большой популяризатор науки, не единожды участвовал в съёмках популярной телепередачи «Очевидное – невероятное». Был знаком и с академиком Сергеем Капицей, и с его отцом, знаменитым советским физиком Петром Капицей -лауреатом Нобелевской премии по физике 1978 года. Как всё, оказывается, просто: знал Капицу, пришёл на съёмки – получи профессора.
В неформальном, но чрезвычайно влиятельном академическом «Клубе 1 июля» «АН» заявили, что «странно выглядят эти выступления, если учесть отсутствие в действующем уставе РАН упоминаний о «почётном профессоре РАН». Нам также ничего не известно об утверждении такого звания другими нормативными документами РАН (хотя в прошлом оно существовало и присваивалось)».
На состоявшемся 22 января (закрытом от прессы) заседании Президиума РАН было принято решение «найти такой выход из ситуации, чтобы уйти из проблемы, сохранив лицо», как образно выразился один из присутствующих. Видимо, всё-таки скоро почётный профессор и по совместительству патриарх всея Руси Кирилл осенит своим крестом зал заседания Президиума РАН. А какой-нибудь выдающийся российский астрофизик, в свою очередь, изречёт там же: «Истинно вам говорю, Земля налетит на небесную ось».
Дела земные
Смешная новость насчёт новоиспечённого профессора Кирилла, как это обычно и бывает, затмила гораздо более тревожные тенденции, которые продвигает наше науколюбивое правительство. А оно решило на порядок (!) расширить требования к учёным по количеству публикаций в научных журналах.
Как рассказали «АН» в «Клубе 1 июля», после пасхальных каникул директора институтов РАН получили подарок под ёлочку от Минобрнауки – госзадания с резко увеличенным количеством статей в научных журналах. Причём в некоторых институтах требования не изменились, в некоторых «инфляция» была 30, а в некоторых и все 50%. При этом большинство статей были опубликованы в журналах системы Web of Science.
«Ответа на вопросы, а почему не в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ), зачем тогда он нужен, директора институтов не получили, – говорят в «Клубе». – Науку нельзя оценивать только по количественным показателям. Задача науки не в том, чтобы плодить максимальное число публикаций, а в том, чтобы исследовать мироздание и извлекать из полученного знания пользу для человечества».
Ведомство Михаила Котюкова даже не удосужилось разъяснить, что будет с финансированием того или иного института, если он вдруг не выполнит вал по плану или план по валу. То есть, получив деньги и нереальные задания по публикациям, не обеспечит «публикационную активность». Должен возвращать? Если эта «котюковская» глупость не будет отменена, то, вероятно, учёные просто начнут «гнать» статьи, не считаясь с качеством. Как говорили в советские времена: «Даёшь стране угля! Маленького, но… много».
Заместитель директора Института океанологии РАН, член-корреспондент РАН Михаил Флинт назвал ситуацию абсурдной.
– От российских учёных, которые, выполняя исследования за деньги российского же госбюджета, получают прекрасные результаты, система оценки требует публикаций «там», а не на родине. Мы собственными руками и мозгами повышаем рейтинги и капитализацию чужих журналов, причём, подчёркиваю, за деньги нашего налогоплательщика. Часто учёный ещё должен заплатить из того же бюджета или из своего кармана одну-две тысячи долларов (в зависимости от рейтинга журнала) за возможность опубликоваться за рубежом, – говорит Флинт.
Есть ещё один аспект, о котором не принято говорить вслух. Например, учёный подготовил статью о каком-то уникальном явлении, в экспедиции собрал данные, которые по необходимости приложил к рукописи будущей статьи. Отправил всё «за кордон». А статью взяли и отклонили, не объясняя причин. Но саму идею, расчёты могут подхватить западные «коллеги», сделать на её основе заявку на грант, собственную публикацию и несколько лет жить припеваючи. Это, конечно, не чистое воровство, но где-то близко.
– И не надо делать из современных западных коллег святых, святостью там не пахнет. В США да и в других западных странах – наука это тот же бизнес со всеми своими волчьими законами и забвением этики. И надо понимать, что сейчас это не плохо, это просто «нормально», – добавляет Михаил Флинт.
Вот интересно, когда эти простые истины дойдут до отечественных лоббистов иностранных научных журналов, сидящих в министерских креслах?