Больше полумиллиона подписей собрала в интернете петиция, авторы которой призывают «прекратить строительство завода по розливу воды Байкала для Китая», называя его «беспределом по отношению к священному озеру». Зарегистрированное пару лет назад, это обращение сегодня переживает новую волну интереса и поддержки. Между тем власти Иркутской области официально настаивают: «Предприятием получены необходимые разрешительные документы».
Региональный минэконом пояснил, что в поселке Култук Слюдянского района российской компанией ООО «АкваСиб» реализуется инвестиционный проект с объемом вложений порядка 1,5 млрд руб. — строится завод по производству питьевой бутилированной воды. В официальной справке фигурируют аргументы в пользу «современного предприятия»: производство, соответствующее мировым стандартам качества, пополнение бюджетов всех уровней за счет налоговых выплат и, конечно, создание новых рабочих мест.
«Завод обеспечит жителям Слюдянского района порядка 150 новых рабочих мест, — сообщили в министерстве экономического развития Иркутской области. — На сегодняшний день на этапе строительства завода в компании ООО «АкваСиб» трудоустроено всего 21, в том числе 11 человек, проживающих в поселке Култук и г. Слюдянка. Также подрядными организациями, задействованными на строительстве завода, привлечены рабочие строительных специальностей, проживающие в п. Култук и г. Слюдянка».
Предполагается, что продукция завода будет поставляться «в различные регионы России и Китая». Годовой объем выпуска при полном развитии производства составит 528 000 литров байкальской воды в сутки. Планируемые сроки реализации проекта — до 2021 года. Первую линию производства планируется ввести в эксплуатацию уже в нынешнем году.
Чиновники напоминают, что строительство завода ООО «АкваСиб» одобрено местными жителями на общественных слушаниях и предприятием получены необходимые разрешительные документы: положительные заключения экологической и государственной экспертиз, разрешение на строительство завода. Приказом Управления Росприроднадзора по Иркутской области утверждено положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации по объекту. Проведено комплексное экологическое обследование территории строительства, по результатам выполненных обследований подтверждена экологическая безопасность проекта.
Вот только не все в эту безопасность верят. Новая российская история знает уж слишком много примеров, когда влиятельным структурам удавалось на бумаге подтвердить, что «черное это белое» и наоборот. Потому неудивительно, что активных местных жителей не на шутку беспокоят земляные работы, которые ведутся ударными темпами, по всей видимости, круглосуточно, без поправки на выходные и праздничные дни. Труба приближается к Байкалу.
Возмущенные народные протестанты призвали на помощь телевизионщиков и поделились своими опасениями с корреспондентами программы «Вести-Иркутск». «Если фирма заплатила за прохождение экологической экспертизы, то ей разрешается делать всё, что угодно. Копать, перекапывать, загрязнять Байкал», — говорит местный житель Станислав Филиппов. Не нравится ему, что байкальскую воду будут экспортировать в Китай в промышленных объёмах. К тому же люди удивлены: завод, значит, строить можно и не опасно, а жители прибайкальских территории сталкиваются с массой ограничений, местным не дают землю в собственность, запрещают возводить жильё и через суд пытаются снести уже построенные дома.
Оказывается, что возмущенные представители общественности про пресловутые общественные слушания 2015 года ничего не слышали и для них активный этап возведения завода стал неприятным сюрпризом. «Мы узнали в том году. Что строиться будет завод. Когда приехали сюда трактора, — негодует в телесюжете Станислав Филиппов. — Начали рыть нашу территорию. Это наша территория, поймите — всех людей. Это не частная собственность. Поймите».
Но что-то нам подсказывает, что обычно понимание сильно осложняется, когда на горизонте маячат большие деньги и внушительные экспортные контракты.
В настоящий момент редакция «АН» не берет на себя роль третейского судьи в вопросе с култукским заводом. Но журналисты открыты для общения с экспертами, учеными, представителями бизнеса и правозащитниками.