> Регенерация как спасение - Аргументы Недели Иркутск

//Общество 13+

Регенерация как спасение

№  () от 16 января 2019 [«Аргументы Недели Иркутск», Екатерина Романова ]

Небезызвестный в Иркутской области эксперт в области строительства Денис Воронов — экс-глава регионального стройнадзора, экс-замминистра строительства Приангарья, экс-председатель комитета по градостроительной политике администрации Иркутска — теперь от имени общественности на деловых мероприятиях и в социальных сетях активно развивает тему «чудовищно» опасных пятиэтажек 335-й серии, которые должны уступить место новому сейсмоустойчивому жилью. В настоящий момент Денис Александрович возглавляет общественное движение «Регенерация города». Как мы помним, в числе первых активистов, озабоченных спикеров, лоббировавших эту тему, были представители крупного иркутского застройщика, компании «Новый город». Член совета директоров АО «ФСК «Новый город» Галина Кузняная, будучи еще и председателем интеллектуального дискуссионного клуба «Байкальские стратегии», активно использует его площадку для дискуссий, призванных «раскачать» народ. Все ради людей?

Очевидно, что представители строительной отрасли (в отличие от многих собственников квартир в «хрущевках») с долей зависти поглядывают на Москву, где снос устаревших пятиэтажек высвободил под новые жилые комплексы перспективные земельные участки. В Иркутской области — в столице региона, в Ангарске, Зиме, Шелехове, Усолье-Сибирском и других городах — тоже тысячи домов, отслуживших в полтора-два раза больше своего эксплуатационного срока, настаивают строители. Как бы и в регионах, где, в отличие от главного города страны, нет таких объемов собственных средств на тот же снос и расселение, развернуть (простите, но напрашивается слово «провернуть») подобную программу реновации жилищного фонда?

В общем-то, федерация, по всей видимости, не против распространения реновации на всю страну. В Государственную думу внесен проект федерального закона №550294-7 «О реновации жилищного фонда в Российской Федерации». И в конце прошлого года эта тема обсуждалась на парламентских слушаниях. В ноябрьской дискуссии, сфокусированной на возможных механизмах реновации, приняли участие депутаты Государственной думы РФ, члены Совета Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Общественной палаты Российской Федерации и других общественных объединений, представители научного и экспертного сообщества. В итоге были обнародованы довольно размытые рекомендации по обсуждаемому вопросу.

В свою очередь уже упомянутый глава общественного движения «Регенерация города» Денис Воронов на своей странице в социальной сети Facebook прокомментировал ход парламентских слушаний.

В числе прочего экс-чиновник, а ныне общественник, цитирует тезисы председателя комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галины Хованской: «В отличие от программы ликвидации аварийного жилья и других государственных жилищных программ, которые имеют точечный и срочный характер, программа реновации представляет собой постоянно действующий механизм обновления жилищного фонда, направленный на недопущение появления аварийного жилья. Законопроект «О реновации жилищного фонда в Российской Федерации» отличается от механизма реновации, действующего в Москве. В первую очередь тем, что предусматривает не только снос ветхого, устаревшего жилья, но и его реконструкцию». По словам Воронова, Хованская назвала три основных условия успешной реализации программ реновации в Российской Федерации: желание глав регионов, согласие жителей и создание условий для привлечения внебюджетных средств.

Денис Воронов готов поспорить с парламентариями. Например, в том, что касается «широкого привлечения к реализации программ частных инвестиций». «Почему? — вопрошает эксперт. — В регионах богаче инвесторы, чем в столице? Или заведомо позиционируется «расслоение российского общества», в том числе на уровне субъектов федерации?»

Действительно, как и любой масштабный проект, реновация неизбежно упирается в вопрос: «На какие средства?». Проще говоря, сколько денег — столько песен (в нашем конкретном случае — столько новостроек, сменивших наследие времен СССР).

Неудивительно, что тему финансирования благородной задумки поднимали и на собрании общественного движения «Регенерация города», которое проходило в Иркутске 12 декабря прошлого года. Площадкой для общения, что предсказуемо, стало дружественное клубу «Байкальские стратегии» деловое пространство «Точка кипения».

Как в Москве, но только лучше

Как рассказывают активные приверженцы идеи регенерации городов (чтобы не нести негативный «московский флер взаимоотношений с населением» в Иркутске не используется термин «реновация»), ситуация у нас следующая. В регионе тысячи домов, не соответствующих существующим нормам сейсмики. По этой технологии строились целые кварталы и районы. Но якобы официально признать проблему в настоящее время центральная власть не возьмется, так как на ее решение просто нет средств. Речь о миллиардах рублей. Такие объемы непосильны ни городам, ни области. А это значит надо продавливать федеральный центр.

По словам Дениса Воронова, в России с 2008 года существует федеральная целевая программа строительства сейсмостойкого жилья, и некоторым регионам, вроде Кавказа и Дальнего Востока, удалось подтянуть неплохие деньги в рамках этой ФЦП. А вот Иркутская область стояла в планах на 2016-2018 год. Но когда подошло время получать средства из федерального бюджета, «приоритеты в стране поменялись». «Появился Крым и т.д., — заявил Воронов. — Иркутская область была плавно из этой программы отжата. Изменились требования к ее участникам. Плюс и сам регион в силу частой смены губернаторов также оказался не готов. Область никаких денег от федерации так и не получила».

Но желающие вписаться в масштабные проекты не намерены сдаваться. Они развернули активную переписку с самыми разными «вышними» структурами — от минстроя до совета безопасности. Параллельно в публичном пространстве пытаются создать эффект «драматической развилки».

Люди добрые, что делается-то! Точнее не делается…

На декабрьской встрече в «Точке кипения» Галина Кузняная напомнила, что тема регенерации городской среды плотно обсуждалась при участи региональной власти осенью 2017 года на стратегической сессии «Форсайт Байкальского региона». «Хотя на самом деле о проблемах домов 335-й серии экспертам известно давно, — заявила представитель «Нового города». — Вот только с места пока ничего не двигается. Мы поняли, что просто надеяться на административный ресурс недостаточно. Нужно какое-то общественное участие. И было создано движение без организации юридического лица, которое так и назвали — «Регенерация города».

Если другие субъекты федерации умудрились эксплуатировать тему сейсмоустойчивого жилья, то и нам, кажется, несложно найти аргументы. «Регенераторы» ссылаются на МЧС, оценивающее потери при землетрясении от 7 до 9 баллов в страшных цифрах: от 80 до 174 тыс. жителей Иркутской области. Прогноз финансовых и материальных ресурсов, которые будут нужны для ликвидации последствий разрушительного землетрясения в Иркутской области, есть у участника общественного движения Владимира Ковалева: по его мнению, помимо колоссальных человеческих потерь, в течение года — полутора лет может потребоваться от 184 до 385 миллиардов рублей. Это на проведение аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ, оказание помощи пострадавшим, обеспечение их жильем и другие неотложные нужды.

Для наглядности и пущей жути эксперты периодически вспоминают российский фильм «Дурак», а также картину спитакского землетрясения 1988 года. Посыл: «Жертв можно было избежать. Сегодня мы заставляем российские власти обратить внимание на вопрос несейсмостойкого жилья. На решение проблемы 1,5 миллионов жителей Приангарья нужно 15-20 лет. Успеем?»

Галина Кузняная на своей странице в Facebook: «О некачественных домах в Армении узнали в 1976 г., трясло там постоянно, разрушительное землетрясение случилось 12 лет спустя. О домах в Иркутской области знают больше 20 лет, трясет постоянно. И разговоры: стояли и еще простоят — ведут, как обычно, не те, кто в таких домах живет…»

Поводом к размышлению предлагают сделать и совсем недавнее обрушение дома в Магнитогорске.

Денис Воронов в той же соцсети: «Каждое сообщение вызывает тревожные аналогии. Причиной обрушения стала непроектная (незаконная) перепланировка? Или «взрыв газа»? Но эта конструкция многоквартирного дома — куда более поздняя, чем иркутская серия 1-335с. И «надежнее», чем иркутские. Масштабы обрушения в случае взрыва в иркутских, ангарских газифицированных хрущевках будут иными».

Далее Денис Воронов констатирует: «Существует ли опасность разрушения панельных домов на юге Иркутской области? Да. Вероятные причины, многократно указанные иркутскими учеными: отсутствие надлежащего осмотра — контроля несущих конструкций, в нарушение правил эксплуатации крупнопанельных домов, непроектные перепланировки, фактически реконструкции, последствия которых не были рассчитаны, избыточный износ конструкций, деструкция ответственных элементов зданий. Соответствуют ли несущие конструкции хрущевок серии 1-335 современным требованиям безопасности в районах повышенной сейсмичности? Нет. По крайней мере значительное число из домов, возведенных в период индустриального освоения Сибири. Имеются ли на юге области газифицированные дома с дефицитом сейсмостойкости? Да, и это может вызвать «эффект домино». Любое разрушение несущих конструкций или подвижка стеновых панелей может повлечь взрыв бытового газа. Что в свою очередь вызовет разрушение других конструкций жилого дома и его обрушение».

У Воронова и его группы, разумеется, есть ответ на вопрос, что делать: «Избежать жертв или уменьшить их число можно простыми, банальными способами: обследовать дома средствами и силами Фонда капитального ремонта, не дожидаясь 2029 года. В эти годы намечены капитальные ремонты большинства хрущевок. По результатам обследований ранжировать дома по состоянию конструкций. Для каждой группы свои мероприятия, и начать их реализовывать».

Справедливости ради, упомянем, что на декабрьском совещании общественников, хотя и сгущались краски, однако был момент «просвета». Ему предшествовала пара показательных реплик. «Но говорим же о хорошем? — А что у нас есть хорошее?» — усомнились присутствующие. Но, по мнению Дениса Воронова, оптимизм внушает тот факт, что при правительстве Иркутской области поручено сформировать рабочую группу, а также запланирована инвентаризация домов 1-335 серии.

В свою очередь общественное движение вовсю публикует списки «хрущевок» с проблемами несущих конструкций — такими как неполный несущий каркас здания, или наружная несущая стена изготовлена из газозолобетона. Суть угрозы объясняют, цитируя, например, кандидата технических наук, профессора кафедры строительного производства ИрНИТУ Александра Петрова: «Основной дефект наружных стеновых панелей из газозолобетона — расслоение и обрушение по границе залегания наружной арматурной сетки на фасадах северо-западной ориентации… Наиболее активному воздействию атмосферных осадков подвергаются фасады зданий северо-западной ориентации. Стены домов в Иркутске с северо-западной стороны находятся в постоянной угрозе обрушения, при этом жильцы порой не обращают внимания на трещины в своих домах… Только для нашего региона… характерна проблема расслоения наружных панелей. Глубокие трещины, отколы по углам зданий, щели между блоками и, как следствие, грибок в квартирах, постоянная сырость — вот лишь небольшой перечень проблем иркутских «хрущевок».

Не станем спорить. Состояние домов, которые простояли десятки лет, явно далеко от идеального. Другой вопрос: что с новостройками? Якобы сегодня жилье строится с учетом новых требований, более сейсмоустойчивое. Но кто и насколько тщательно контролирует соблюдение стандартов? Вопрос открытый… Есть мнение, что все эти экспертизы, одобрения и допуски — еще один вопрос бюджета? На сей раз вопроса бюджета застройщиков, которым в условиях непростого и постоянно реформируемого строительного рынка нужно как-то где-то и что-то возводить.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте