Активность турпотока на новогодние каникулы давно стала неформальным индикатором состояния народных финансов. Ведь если денег у человека и вправду нет, вряд ли он полетит на пляж в Таиланд или на распродажи в Милан. А если на праздничные даты из России за рубеж отправились 3 тыс. одних только чартеров – значит, всё не так и плохо пока. Тем более что внутрироссийский турпоток растёт быстрее. Правда, есть подозрение, что Ростуризм несколько надувает цифры.
В поисках впечатлений
Абсолютным лидером среди внутрироссийских направлений на каникулах стала Москва. Правда, общая цифра турпотока в 2018-м, названная представителем Общественной палаты РФ Еленой Суторминой, выглядит фантастической – 5, 6 млн человек, что на 12% больше по сравнению с предыдущим годом. Петербург в этот же период посетили лишь 500 тыс. туристов, за год направление выросло аж на 23%. А в Сочи приехали и вовсе 630 тыс. человек. Регионы с мягким климатом, такие как Симферополь, Краснодар и Минеральные Воды, тоже пользовались спросом. Крым с 28 декабря 2018 г. по 3 января 2019-го посетило почти 700 тыс. туристов, хотя там сейчас не покупаешься.
Поток отдыхающих в Калининградскую область в новогодние праздники за год вырос на 14, 2%. Хотя 2 января на российский анклав обрушился шторм, пришедший из Скандинавии. Скорость ветра достигала 25 м/с, что привело к задержке 10 авиарейсов из Москвы и Питера, а также разрушению части променада в приморском Светлогорске. Тем не менее в первые восемь дней нового года в области побывали 40 тыс. туристов. Доля иностранцев составила около 10%, а четырёхдневный тур с экскурсиями и проживанием в трёшке стоил вполне гуманно – 17–18 тыс. рублей.
Даже в Великом Новгороде на каникулах побывало почти 30 тыс. туристов, хотя кому-то покажется, что практически полностью разрушенный в войну город не обладает потенциалом, способным обслужить такую армию отдыхающих: ни номеров не хватит, ни интересных объектов. Тем не менее счёт на табло.
Слухи о резком повышении цен в 2019 г. при ослаблении рубля до Нового года не отпугнули россиян от зарубежных поездок. Рост продаж путёвок по сравнению с прошлым годом составил 10%. Лидерами полётных программ стали традиционные зимние пляжные направления – Таиланд, Вьетнам, Китай и ОАЭ. По 5% от общего числа зарубежных туров собрали Италия и Индия, причём в Европу предсказуемо стремятся москвичи, а в Азию – сибиряки, главным образом из Новосибирска. Из 300 обращений, которые поступили на горячую линию Общественной палаты от туристов за время каникул, половина касалась некачественного сервиса, около 20% недовольных поселили не в тех гостиницах, которые они выбирали. Ничего сильно страшного не произошло.
Обращает на себя внимание, что только треть улетевших отдыхать россиян планировали выйти на работу 9 января. Люди либо добавляли к каникулам отгулы до 14 января, либо вовсе никого не спрашивали – значительная часть отдыхающих имеет собственный бизнес.
Бумажные туристы
Тем не менее с оптимистическими цифрами турпотока не всё так просто. Тем более их источником является Федеральное агентство по туризму (Ростуризм), которое координирует распределение значительных средств на развитие туризма. Получилось, что сегодня внутри России путешествует 56, 5 млн россиян. Якобы по сравнению с докризисным 2014 г. туристов стало больше на треть.
Верный признак: когда на уровне правительства начинают говорить о небывалом росте, патриотизме и необходимости поддержать отрасль, следует ждать дележа огромных бюджетов и надувания цифр. Ведь загадочная статистика по туризму редко сопровождается методическими пояснениями. Например, в 2008 г. Ростуризм оценивал внутренний турпоток в 30 млн человек, а во всех гостиницах, хостелах и пансионатах зарегистрированы 31, 5 млн человек. Понятно, что в гостиницах живёт большая доля командировочных, зато отдыхающие часто ездят с палатками и снимают койки у частников, оставаясь невидимками для Ростуризма. Как их считали, опять же непонятно, но в 2009 г. зафиксированы паранормальные статистические явления: в пик кризиса постояльцев в гостиницах стало меньше сразу на 21%, ещё большие темпы падения показала статистика туроператоров. А у Ростуризма количество внутренних туристов выросло до 32 млн человек.
Несколько лет назад глава Крыма Сергей Аксёнов потребовал скорректировать методику подсчёта, поскольку существующие цифры не дают объективную картину: «Я в этом году сто раз слетал в Москву, поэтому я мог бы быть сто раз турист. А весь Совмин мог бы процентов тридцать такой статистики обеспечить». Сегодня больше прозрачности требует бизнес, поскольку надутые цифры не позволяют достоверно рассчитать доходность тех или иных инвестиционных проектов.
По словам вице-президента «Опоры России» Алексея Кожевникова, Ростуризм одновременно учитывает и тех, кто остаётся на ночь в средствах размещения, и приезжающих на краткосрочные экскурсии. Так 10-тысячный Суздаль в 2017 г. посетили 1, 7 млн туристов. Но почему-то главную местную достопримечательность – Музей деревянного зодчества – посмотрели лишь 300 тыс. гостей. Как получилось, что самый интересный музей крошечного городка заинтересовал только каждого шестого приезжего? В Краснодарском крае турпоток официально вырос на 16% за год. Но когда «Опора России» провела опрос среди участников рынка, они говорят о 20‑кратном сокращении числа отдыхающих. Да ещё у каждого гостя средний чек сократился почти вполовину. И это более логичная картина при сокращении реальных доходов населения и росте цен: люди реже развлекаются и меньше тратят.
Ещё один тренд последних двух лет: вернулся спрос на зарубежные поездки, а количество гостей того же Крыма снижается, несмотря на постройку Керченского моста. В 2018 г. привычные направления мог спутать чемпионат мира по футболу, но туроператоры утверждают, что он никак не отразился на продажах зарубежных туров в июне-июле: народ и не думал отказываться от отпуска в Италии или Испании ради футбольного праздника.
Возможно, и в 2018 г. статистика немного искажена. На эту мысль наводит превосходство Москвы над Петербургом по количеству туристов в 10 с лишним раз! Хотя питерские отели и рестораны значительно дешевле. Но по Москве удобнее надувать цифры: сюда стекаются миллионы командировочных, здесь больше трудовых мигрантов и иногородних студентов, улетающих на каникулы к родителям. В Москве же находятся главные аэропорты, а многие пассажиры выезжают побродить по столице в ожидании пересадки.
Мимо кассы
Но, несмотря на манипуляции со статистикой, невооружённым глазом видно, что россияне активнее путешествуют по стране, чем 15 лет назад. Значительно увеличились номерной фонд гостиниц и качество дорог. Но под всем этим заметны опасные рифы, на которые организаторы туризма предпочитают внимания не обращать.
Во-первых, старшее поколение россиян часто путешествует по России только из-за страха перед заграничными поездками. Большинство граждан 40–60 лет по-английски не говорят вовсе. И это главная причина, по которой Анапу предпочитают турецкой Анталье, хотя отдых на чужбине часто оказывается втрое комфортнее и вдвое дешевле. Но молодёжь у нас совсем другая и явно изменит тенденции в туризме со временем.
Второй важный момент: охота за цифрами может «убить» многие популярные в России курорты. Ростуризм настроен повышать статистику каждый год, и это может подтолкнуть его к идее создать условия для новых инвестиций в успешные бренды: Плёс, Мышкин, Суздаль.
Но они не предназначены для массового туризма и интересны до тех пор, пока в них живо очарование прошлого – их основной капитал. Это не Сочи, но некоторые концепции развития требуют увеличения турпотока в разы! Губернаторам не оставили реального шанса инвестировать в производство, им ничего не остаётся, кроме как пришпоривать туристическую клячу. Проблема ещё и в том, что крупные города, за исключением Москвы и Питера, всё менее интересны. За 5–7 лет не стало деревянного купеческого Нижнего Новгорода, вместо него бессистемное нагромождение зданий различных эпох. Многим не нравится, как изменился после 1000-летия Ярославль, как обновляется Краснодар. А с новыми направлениями – проблема.
Конечно, есть Геленджик, Анапа и Крым, есть горнолыжные курорты, способные переварить миллионы отдыхающих. Работа на массу – это их кредо. Но под развитием внутреннего туризма подразумевается нечто большее, чем обустройство десятка развлекательных резерваций. Целью заявлялось мотивировать граждан на поездки в радиусе 300–500 км от дома. В идеале несколько семей садятся в машины и две недели путешествуют по просторам России, словно это Франция или Италия. А с этим пока провал.
Туристам не нравится, что в России немного интересных достопримечательностей, а турфирмы пытаются выдавать за «жемчужины архитектуры» типовые церкви XIX – начала ХХ века. Не блещут качеством и экскурсии по местам боевой славы. Вместе с тем нет разумных планов восстановления дворянских усадеб или исторической застройки в небольших городах. В Пушкинские Горы многие приезжают просто погулять среди сосен толщиной в два обхвата, потому что вблизи городов почти не осталось лесов с вековыми деревьями. Среди лозунгов «нарастить турпоток» совсем не слышно призывов просто обустроить страну так, чтобы в ней было интересно жить. Тогда и желание путешествовать возникало бы само собой.