Аргументы Недели Общество 13+

13 января отмечается День российской печати

№ 1 (645) от 10.01.19 [ «Аргументы Недели Сахалин», ]

13 января отмечается День российской печати

В этом году во второе воскресенье января в России отмечается профессиональный праздник работников периодической печати, средств массовой информации, журналистов – День российской печати. Он связан с исторической датой – началом издания первой российской печатной газеты.  13 января 1703 года в России по указу Петра I вышел в свет первый номер русскоязычной газеты «Ведомости».

Сегодня гость нашей редакции – доцент, преподаватель журналистики Института филологии, истории и востоковедения СахГУ Наталья Зиновьева, которая рассказывает о том, чему и как обучают студентов на отделении журналистики в СахГУ и чем отличаются печатные СМИ от всех остальных.

С сахалинским образованием на Первом канале

­ Сколько человек в СахГУ сейчас учится на журналистов?

­ Начнем с того, что в Институте филологии, истории и востоковедения раньше была кафедра журналистики, а с прошлого года её объединили с кафедрой русской и зарубежной литературы.

Сейчас есть просто направление «журналистика», на котором обучается всего 17 студентов: на третьем курсе десять человек и на четвёртом семь. Причём все – девушки, хотя ещё в прошлом году мы выпустили курс, где было четыре девочки и четыре мальчика. Раньше группы были по 30 человек, их можно было даже делить, например, половина изучает телевидение, половина рекламу, теперь это невозможно, первого и второго курса нет вообще. Мы пытались объявлять набор, но желающих не набиралось даже на одну минимальную группу.

­ Почему так происходит?

­ Это проблема в масштабах всей страны, мне кажется, федералы не дают нам бюджетных мест. Сейчас из 17 человек на отделении журналистики 16 человек учатся бесплатно, три года назад у них ещё была возможность поступить на бюджетные места. А платно дешевле во Владивостоке учиться, чем в Южно-­Сахалинске. Так что главная причина – материальная.

­ Где работают ваши выпускники?

­ Очень часто слышу такую точку зрения: зачем готовить журналистов, всё равно они пойдут работать куда угодно, только не в журналистику. И наоборот, в этой сфере может работать кто угодно, без системного образования.

Но всё­-таки многие наши студенты трудоустраиваются именно журналистами, причём часто ещё учась в вузе. Работодатели предоставляют им льготные условия работы, на неполный трудовой день, чтобы молодые люди успевали ещё и учиться. Наши выпускники работают или работали практически во всех сахалинских СМИ.

У нас есть особая гордость – Валя Соловьёва, которая трудится на Первом канале, и, что приятно, она нас не забывает. Другие наши студенты уезжали в другие регионы страны и там прекрасно работали. Например, одна девочка работает в Крыму на «Радио Севастополь».

­ Чему учат именно на отделении журналистики?

­ Главное – это прикладные навыки работы журналиста. Я помню было время, когда наши ребята говорили: «У нас так много теории, почему совсем нет практики?»  Теперь они наоборот говорят: «Почему у нас так много практики, мы хотим теорию».

Сегодня образовательные стандарты предполагают, что практические занятия могут проводить и часть лекций читать не университетские профессора, а люди, которые не менее пяти лет проработали в той или иной сфере. В частности, среди наших преподавателей много практикующих журналистов и редакторов, причём они читают лекции не только в стенах университета, но и в своих СМИ, на практических занятиях студенты принимают непосредственное участие в работе компании, будь то ТВ, газета или информационное агентство. Конечно, быть может, на филологии им дадут больше в плане понимания текста, но близко со своей будущей профессией они могут познакомиться только здесь. И наконец, в отличие от других факультетов летнюю практику они проходят каждый год.

Универсальный  солдат

­ Каким должен быть хороший журналист?

­ Он должен быть умным, грамотным человеком, таких сейчас мало, причём это касается не только знания русского языка. Также это грамотность на уровне этических воззрений, понимания, что не всё продаётся и покупается. У нас есть кодекс профессиональной этики журналиста, на который должен опираться любой российский журналист.

Чтобы грамотно и качественно делать новости, человек должен разбираться, что происходит в мире, стране, твоём регионе здесь и сейчас, иначе журналист не сможет адекватно что-­то осветить. Он должен понимать, что важно для аудитории, как это интересно подать, и в то же время не исказить факты. Журналист должен уметь отделять факты от мнений. У тебя есть своё мнение, оно субъективное, ты можешь его высказать, если ты работаешь в жанре, где это возможно, например, ведёшь авторскую колонку на сайте в интернете, в новостях же это неприемлемо – корреспондент должен придерживаться фактов.

А местный, региональный журналист должен быть ещё и универсальным. Крупное федеральное издание может себе позволить держать в штате человека, который специализируется на политической аналитике. Корреспондент же в регионе должен одинаково хорошо писать обо всём, с утра он должен ехать в детский садик, затем в мэрию, после на спортивные соревнования, а к вечеру на выставку в музей.

Газета – это серьёзно

­ Есть разница между журналистикой в печатных и электронных СМИ?

­ Сейчас нужно уметь подготовить свой текст в разных форматах. Мы выпускаем студентов по профилю «Мультимедийная журналистика». Они должны уметь работать и на телевидении, и на радио, и в газетах, а кроме того, заниматься рекламой и пиаром, и всем прочим, что опосредованно связано с журналистикой.

А печать у наших детей спросом не пользуется, они редко идут работать в газеты. Раньше у нас можно было выбрать из трёх профилей – «Телевизионная журналистика», «Реклама и связи с общественностью» и «Печатная журналистика». Так вот, её выбирали от силы один­-два человека, а из них группу не сформируешь.

Молодые люди ориентированы на потребности рынка: сейчас у нас активно развиваются ТВ и интернет, поэтому они идут туда. С точки зрения студентов, газеты – это всё­-таки более серьёзная вещь, возможно, они думают, что до печатных изданий пока недотягивают, полагая, что в интернете или на ТВ писать текст проще, хотя на самом деле это совсем не так. Надо отметить, что наши ребята проходили практику и в газетах, и ими там были довольны.

Если мы возьмём совсем классическую газету и самый современный новостной портал, то там и там, наверное, будет отличаться подача информации. Но больше это зависит от направленности издания, а не от его типа. То есть от того, чего там больше: новостей, тематических статей или аналитики. Печатная пресса всегда больше опиралась на аналитические жанры, потому что по оперативности она не могла обогнать ни радио, ни телевидение, ни тем более сейчас интернет. Сейчас можно говорить о взаимовлиянии: пресса влияет на интернет и наоборот. Интернет – это же не СМИ, это платформа, на которой живут разные средства массовой информации.

В 50­60­х годах в СССР огромное количество газет выходило ежедневно, их выписывали, читали каждый день, сейчас мы всё­-таки отходим от этого формата, и здесь нельзя сказать, хорошо это или плохо, это закономерный процесс.

Читать долго молодой человек сейчас устаёт, ему нужно поделить статью на какие­-то фрагменты, вставить много фотографий. Проводили исследования, как люди разных возрастов воспринимают информацию. И выяснилось, что молодёжь в первую очередь смотрит на картинку, в то время как люди старшего поколения начинают сначала читать тексты, а потом уже изучать иллюстрации.

Пресса пока умирать не собирается, несмотря на то что кончину ей предрекают уже достаточно давно: сначала – когда радио появилось, затем – когда телевидение и интернет. Но газеты всё равно до сих пор существуют, и вполне возможно, что вскоре произойдёт новый всплеск интереса к бумажным изданиям, которые выйдут на новый уровень. Развитие ведь идёт по спирали согласно Гегелю.