Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Кубань → Общество № 1 (645) от 10.01.19 13+

Традиция, трансформировавшаяся в преступление

, 12:21

«Бывает жарко только от веселья…» Это лишь строчка из стихотворения известного адыгского поэта Исхака Машбаша «Адыги». Приведем еще несколько строк.

 

…Когда в ауле человек родится,

То дерево сажают в честь него.

И выстрелами миру возвестят,

Что человека нового растят…

Давно не пахнут порохом ущелья

И песен мести пули не поют.

Бывает жарко только от веселья,

Когда невесту замуж выдают.

 

К чему это, спросит пытливый читатель. Не будем торопиться и сначала вернемся в день 9 ноября 2018 года, когда дознаватель ОМВД России по Тахтамукайскому району Республики Адыгея лейтенант полиции Н. А. Пшипий возбудил уголовное дело в отношении Руслана Беретаря. Поводом послужило сообщение Пантелея Григорьевича Дистова по факту выстрелов из предмета, конструктивно схожего с автоматом. Основанием — материалы доследственной проверки, которые содержали якобы достаточные данные, указывающие на наличие признаков уголовного преступления со стороны Беретаря.

Как указывает в своем постановлении дознаватель, 13 октября, около 17:30, Руслан Беретарь, находясь возле дома №63/10 по улице Шоссейной в поселке Яблоновский, осознавая противоправный характер своих действий, умышленно выстрелил из охолощенного (стреляющего только холостыми боеприпасами) автомата ИЖ, чем нарушил общественный порядок.

Но всё дело в том, что дознаватель не указал, что стрелял-то Беретарь из автомобиля свадебного кортежа исключительно в воздух и что не помнит, сколько раз это сделал. Более того, эта версия произошедшего полностью совпадает с той информацией, которая была представлена телевизионными СМИ и в сети Интернет. Сам Руслан Беретарь в своих письменных объяснениях показал, что приобрел охолощенный автомат для стрельбы только на свадьбах у своих знакомых.

Так в чем же конкретно выражалось грубое нарушение общественного порядка, какие обстоятельства свидетельствуют о явном неуважении к обществу? Из оспариваемого постановления о возбуждении уголовного дела непонятно, в чем же действия Беретаря можно назвать хулиганскими и чем он грубо нарушил общественный порядок, выразившийся именно в неуважении к обществу.

Опущу некоторые подробности, по причинам которых возбуждаются уголовные дела. Но на один момент особо хочется обратить внимание: если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом в постановлении о возбуждении уголовного дела обязательно делается соответствующая отметка. Обязательно!

Было ли это сделано? И вот тут выясняется весьма интересный нюанс. Из постановления о возбуждении уголовного дела в отношении Руслана Беретаря непонятно, когда же именно оно направлено прокурору. Именно поэтому адвокат Беретаря настаивает на обжаловании постановления, на признании существенного и фундаментального нарушения уголовно-процессуального законодательства в связи с тем, что нет точного и четкого указания о направлении прокурору копии постановления. А влечет это не что иное, как нарушение прав подзащитного на адекватную и оперативную процессуальную проверку надзорного органа на предмет законности вынесенного дознавателем процессуального решения, а также признание постановления незаконным.

Кстати, а почему именно возбуждение уголовного дела, а не применение к Беретарю административного закона, который специально предусмотрен для регулирования соответствующих отношений? Обращаясь в Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея, адвокат настаивает на том, что был нарушен порядок возбуждения уголовного дела, и просит признать незаконным и необоснованным постановление о его возбуждении в отношении Руслана Беретаря. Кроме этого просит обязать прокурора Тахтамукайского района устранить нарушения закона и вынести частное определение (постановление) в адрес дознавателя ОМВД России по Тахтамукайскому району Республики Адыгея лейтенанта полиции Н. Пшипия, указав на факты нарушения закона, требующие принятия необходимых мер.

Вот такая ситуация, которая еще не разрешена. Свадьба позади, от которой посторонним людям, как говорится, ни холодно ни жарко. Но только не Руслану Беретарю, который хотел разделить с другими радость веселья, помня, что от праздника бывает только жарко, когда невесту замуж выдают. И жалко, что не все это понимают. Надеемся, что это пока и справедливость всё же восторжествует.

И вот очередное заседание Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея по жалобе адвоката Краснодарской краевой коллегии адвокатов Заура Татлока в интересах жителя Республики Адыгея Руслана Беретаря в порядке ст. 124 УПК РФ на постановление о возбуждении уголовного в отношении Беретаря по признакам преступления, предусмотренного п. «а» ч. 1 ст. 213 УК РФ. На нем побывали и корреспонденты нашей редакции. Поводом к возбуждению уголовного дела послужило сообщение Пантелея Григорьевича Дистова по факту выстрелов из предмета, конструктивно схожего с автоматом.

Адвокат делает ставку на обычаи… Руслан произвел выстрелы из охолощенного оружия, следуя именно традициям, а следовательно, умысла на совершение преступления нет!

Кто из коренных жителей Кубани и братской Республики Адыгея не знает первые строчки из знаменитой песни «Адыги на земле моей живут, их издавна черкесами зовут…»?

Адвокат Заур Татлок процитировал данное стихотворение полностью на этом судебном заседании при обжаловании постановления о возбуждении уголовного дела в отношении Руслана Беретаря, подозреваемого в хулиганстве из-за стрельбы в воздух из охолощенного автомата в составе свадебного кортежа.

В своей речи адвокат напомнил далекую историю адыгов. Без сомнения, стрельба на свадьбе — это традиция, которую в том числе описывает и Хан-Гирей в своих «Записках о Черкесии». К слову сказать, Хан-Гирею высокую оценку давал сам император Николай Первый, называя его адыгским Карамзиным. Заур Татлок процитировал из главы «Женитьба и свадебные обряды»: «Перед самым отъездом один из числа приехавших за невестой должен, войдя в тот дом, где она находится окруженная многочисленными женщинами, коснуться ее платья, до чего тут находящаяся толпа женщин старается не допускать, в чем нередко и успевают, и в таком случае делают подарки пожилым женщинам, которые при этом случае, так сказать, располагают церемонию, и после того свободно получают невесту. Это обыкновение называется вывод невесты. Ежели дом, назначенный для первоначального пребывания невесты, находится не в том же ауле, то она едет обыкновенно на арбе, запряженной тройкой коней или волов. Тут конные толпы едут впереди и сзади невесты, напевая протяжные веселые песни… и беспрестанно стреляя из ружей и пистолетов, и если кто встретится со свадебным поездом, то обыкновенно к нему пристает; в противном случае молодежь забавляется над неучтивыми путниками: простреливает у них шапки, сбрасывает с седла, срывает одежду и прочее. Во всё время поезда продолжается пение и стрельба».

 

И выстрелами миру возвестят,

Что человека нового растят…

Давно не пахнут порохом ущелья

И песен мести пули не поют.

Бывает жарко только от веселья,

Когда невесту замуж выдают.

 

Приведя цитату из стихотворения Исхака Машбаша, адвокат Заур Татлок тем самым четко обозначил свою позицию.

Наш корреспондент задал несколько вопросов адвокату, чтобы нашим читателям стало ясно и понятно, в чем, по его мнению, состоит неординарность рассматриваемого дела.

— Ранее вам когда-нибудь приходилось вести схожее уголовное дело?

— Нет. В адвокатуре я с 2004 года, и мне никогда не представлялась такая возможность защитить человека по схожему делу. Помню себя и других сверстников, когда еще в коммунистические времена мы ждали эти выстрелы, чтобы собрать с земли разноцветные гильзы от охотничьих патронов, которые еще пахли порохом. И это было самым большим трофеем, доставшимся нам на свадьбе, и предметом гордости на последующие несколько недель. Но тогда не было охолощенного оружия. Руслан имитировал выстрел и никому не мог причинить вред. Поэтому возбуждение уголовного дела в отношении него для адыгов — это прецедент!

— Вы можете обрисовать хоть какие-то перспективы по этому делу?

— Если преодолеем правовой нигилизм, то перспективы самые положительные…

— В чем вы видите предпосылки к такому нигилизму?

— Во-первых, сам факт возбуждения уголовного дела в этой ситуации настораживает… Я считаю, что в этом вопросе между государством и адыгами имел место некий паритет, и он, можно сказать, формировался уже столетиями. Понятно, что образ черкеса — это прежде всего образ воина, защитника Отечества и исторически черкесы на славу послужили Российскому государству! Стрельба на свадьбе вносит неповторимый колорит в свадебную процессию и в то же время служит оповещением и привлечением внимания окружающих, приглашением на свадьбу. Любой может прийти к адыгу на свадьбу — и его пригласят к праздничному столу согласно традициям.

Цитируем дознавателя: «Это страх, который нашел свой выход только спустя три часа после увиденных выстрелов. Вообще, тут у нас двое мужчин. Один — потенциальный защитник Отечества, палит в угоду традициям из игрушечного автомата, а другой, четко понимая, что мужчина стреляет в воздух, будучи в составе свадебного кортежа, сообщает о своем испуге в полицию… Тут не совсем понятно… Надо выяснять в правовом поле».

Вообще, я за то, чтобы заявитель побывал на адыгской свадьбе и осознал всю прелесть и красоту традиций народа, на исторической земле которого он проживает.

Корреспонденты газеты изучили представленный адвокатом в судебное заседание материал, в том числе и исторические очерки. Ну а всё же, как быть с законом? Хулиганство в уголовном смысле — это твердое, явное неуважение к обществу, нецензурная брань, вызывающее поведение.

Представитель прокуратуры явно заинтересовался, потому что он изучил приобщенный мною к делу в судебном заседании томик Хан-Гирея… Но в поведении Руслана вызывающая составляющая отсутствовала — это подтвердил дознаватель в судебном заседании.

Поскольку адыги в большинстве своем мусульмане, я процитирую Священный Коран, сура 49, аят 13: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий».

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram