Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю контролирует соблюдение антимонопольного законодательства на территории региона. В зоне его внимания и хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение в морских портах и в транспортной сфере.
На пресс-конференции для СМИ заместитель руководителя управления Руфина Дегтярева рассказала об основных нарушениях, установленных Краснодарским УФАС России в указанных сферах деятельности в 2018 году.
— В Краснодарское УФАС России из ФАС России поступили материалы проверки исполнения законодательства, направленного на обеспечение недискриминационного доступа к услугам по перевалке грузов в морских портах Азово-Черноморского бассейна. Это ЗАО «Азовская судоремонтная компания», ОАО «Ейский морской порт», ООО «Ейск-Приазовье-Порт», АО «Ейский портовый элеватор», ООО «Ейск-Порт-Виста», ОАО «Туапсинский морской торговый порт», ОАО «Новорослесэкспорт» и ПАО «Новороссийский торговый порт». Проверка была проведена во исполнение поручения президента России в соответствии с заданием Генеральной прокуратуры Российской Федерации,— сказала Руфина Дегтярева. — По результатам рассмотрения материалов в действиях компаний, осуществляющих деятельность в морских портах Азово-Черноморского бассейна, выразившихся в установлении и взимании платы за оформление и выдачу пропусков на используемую территорию, были установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства. Поэтому Краснодарское УФАС России на основании Федерального закона «О защите конкуренции» выдало восемь предупреждений о необходимости прекращения указанных действий, семь из которых выполнено в установленный срок.
В частности, АО «Туапсинский морской торговый порт» в установленный срок не исполнило предупреждение Краснодарского УФАС, поэтому управлением возбуждено дело по признакам нарушения АО «ТМТП» пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
Согласно приказу АО «Туапсинский морской торговый порт» установлены тарифы и берется плата за изготовление и выдачу пропусков на используемую территорию в зону транспортной безопасности. Изготовление пропусков, оформление или продление пропусков на режимную территорию АО «ТМТП» осуществляет бюро пропусков общества.
Разовые пропуска для любых юридических и физических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории морских терминалов АО «ТМТП», являются безвозмездными и оформляются обществом на основании письменных обращений заинтересованных лиц. Работникам организаций, которые на терминалах порта Туапсе имеют и эксплуатируют собственное недвижимое имущество, также оформляются постоянные пропуска на безвозмездной основе.
Другим категориям физических и юридических лиц порт предлагает заключить договор возмездного оказания услуг по оформлению или продлению постоянных пропусков на электронной основе, так как оформление портом разовых пропусков для въезда на территорию занимает определенное время и может быть неудобным для отдельных клиентов.
Вышеуказанные действия АО «ТМТП», выразившиеся в создании дискриминационных условий при изготовлении и выдаче пропусков сторонним организациям, а также грузовладельцам, экспедиторам и другим лицам на используемую территорию, нарушают пункт 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Комиссия Краснодарского УФАС России своим решением признала в вышеуказанных действиях АО «Туапсинский морской торговый порт» факт нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Но в связи с тем, что на момент принятия решения комиссии нарушение было устранено, предписание не выдавалось.
На пресс-конференции были озвучены и другие факты. Так, управлением рассмотрены обращения АО «Роснефтефлот», ФГУП «Росморпорт», Азово-Черноморский бассейновый филиал, на действия ПАО «Новороссийский морской торговый порт», выразившиеся в навязывании швартовых и экологических услуг, предусмотренных дополнительным соглашением к договору на оказание услуг по перевалке нефти на 2018 год, а также по вопросу принятия (утверждения) Руководства по обработке судов в терминалах ПАО «НМТП» и установления в нем условий, направленных на недопущение, ограничение и устранение конкуренции.
Какие действия предпринимает ПАО «НМТП»? Оно письмом направило в адрес хозяйствующего субъекта дополнительное соглашение к договору на оказание услуг по перевалке нефти на 2018 год с предложением учитывать новые условия организации услуг по перевалке грузов ПАО «НМТП» при взаимодействии с покупателями и судовладельцами и сообщить, что с первого января этого года швартовые операции при обслуживании судов на терминале ПАО «НМТП», а также экологические услуги (кроме балластных вод) предоставляет только ПАО «НМТП» как организация, эксплуатирующая гидротехнические сооружения в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и локальными документами ПАО «НМТП».
Из установленных в дополнительном соглашении условий договора следовало, что оказание для заказчика услуг по швартовым операциям и экологическим услугам исключительно портом является обязательным условием для выполнения работ по перевалке грузов в терминалах ПАО «НМТП».
В указанных действиях ПАО «НМТП» Краснодарское УФАС России установило признаки нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в навязывании швартовых и экологических услуг при обслуживании судов в морском порту Новороссийск. Было выдано предупреждение ПАО «НМТП» с требованием исключить из дополнительного соглашения положения о выполнении всех швартовых операций и экологических услуг в отношении судов, следующих к причалам ПАО «НМТП», исключительно силами ПАО «НМТП» и формулировки о принятии на себя обязательств по выполнению Руководства по обработке судов в терминалах ПАО «НМТП». Оно было выполнено в установленный срок (дополнительное соглашение отозвано).
Вышеназванное руководство ПАО «НМТП» утвердило 18 февраля 2017 года.
Письмо о введении в действие указанного руководства ПАО «НМТП» направило в адрес заинтересованных лиц с указанием на обязанность выполнения его требований, а также на то, что оказание услуг по перевалке грузов в порту Новороссийск будет осуществляться ПАО «НМТП» в строгом соответствии с требованиями руководства.
В отношении ПАО «НМТП» возбуждено дело по признакам нарушения Федерального закона «О защите конкуренции».
Установлено значительное количество не предусмотренных законодательством, обязательных к исполнению правил для хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на осуществление буксировки морских судов, что налагает необоснованные ограничения при буксировке судов и предусматривает завышенные требования не только к оборудованию буксиров, но и к новым условиям оказания услуг по перевалке грузов в 2018 году.
По результатам рассмотрения дела Комиссия Краснодарского УФАС признала в действиях ПАО «НМТП», выразившихся в принятии (утверждении) Руководства по обработке судов в терминалах ПАО «НМТП» и установлении в нем условий, направленных на недопущение, ограничение и устранение конкуренции, факт нарушения п. 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» и выдала предписание об устранении нарушений. В настоящее время решение и предписание Комиссии Краснодарского УФАС обжалуются ответчиком в судебном порядке.
— Необходимо обратить внимание, что в связи с изменениями, внесенными в статью 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в настоящее время антимонопольные органы рассматривают обращения и пресекают при наличии злоупотреблений действия доминирующих хозяйствующих субъектов только в отношении других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. То есть после внесенных изменений установленный указанной нормой запрет не распространяется на действия в отношении физических лиц (граждан) и при поступлении в управление таких обращений они перенаправляются по подведомственности,— подчеркнула заместитель УФАС по Краснодарскому краю Руфина Дегтярева. — В Управление рассмотрели два обращения на действия АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО по вопросу взимания платы за бронирование места, заказ билета (транзит) при оформлении билета на автобус и за заказ билета в другом городе. По результатам рассмотрения обращений Краснодарским УФАС России АФ «КПАС» ОАО выдано два предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции»), выразившегося в навязывании (необоснованном взимании) платы при оказании вышеуказанных услуг. Предупреждения выполнены АФ «КПАС» ОАО в установленный срок, из оказываемых за фиксированную плату услуг исключено и прекращено взимание платы: за бронирование места — в размере тридцати рублей; за заказ одного билета в другом городе — в размере пятидесяти четырех рублей; за заказ билета (на транзит) — в размере шестидесяти рублей.
В 2018 году Краснодарское УФАС России рассмотрело заявление Министерства транспорта Российской Федерации, перенаправленное из ФАС России, по вопросу установления цен на билеты межрегиональных регулярных маршрутов, следующих из Краснодарского края в Республику Крым, до и после начала движения автомобильного транспорта по Крымскому мосту. В данном случае мер антимонопольного реагирования антимонопольному органу принимать не пришлось.
Тарифы на регулярные перевозки по межрегиональным маршрутам в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации относятся к категории нерегулируемых тарифов и устанавливаются перевозчиками самостоятельно.
Стоимость билетов после начала движения автомобильного транспорта по Крымскому мосту снизилась в среднем на 315 рублей за один билет в зависимости от маршрута и перевозчика. При этом протяженность маршрутов, следующих из Краснодарского края в Республику Крым, незначительно увеличилась, а одной из основных статей расходов в стоимости перевозки является топливо.