Аргументы Недели → Общество № 51 (644) от 27.12.2018 13+

За границей темноты

, 23:08

– ДО ТОГО как нашу деятельность стали освещать в СМИ, мы не пытались показывать, что у нас работают незрячие мастера. Мы стремимся к тому, чтобы мастерская была безбарьерным пространством и здесь никого не выделяли, – рассказывает Мария.

История этого места началась в 2015 году, когда помещения на Пушкинской у проекта ещё не было. Тогда молодая предпринимательница была студенткой 3-го курса РАНХиГС. В институте маяком для активных учащихся стала школа социального проектирования «Пятый элемент». Она отбирала инициативных студентов и помогала ребятам развивать их идеи. Команда Марии выбрала помощь незрячим. Экспертам школы приглянулась идея производства глиняной посуды. Инициатива победила на городском конкурсе молодёжных социальных проектов и получила 25 тысяч рублей. Вот и весь начальный бюджет стартапа.

Трудности возникли сразу: мастера гончарного дела не хотели браться за обучение незрячих работников. Одни говорили, что это невозможно, другие боялись обидеть, нечаянно сказав «посмотри». Но проекту всё-таки удалось найти девушку, которая согласилась обучить трёх будущих работников мастерской. На пяти мастер-классах подопечные Тихоновой освоили основы ручной лепки и покраски изделий. Всё остальное, уверяли опытные мастера, находилось за гранью возможностей. Гончарный круг, где центровку для будущего изделия нужно определять на глаз, казался недоступным инструментом. Приделывать к изделиям ручки ребята тоже боялись – вдруг отпадут. Тогда команда проекта решила адаптировать процесс лепки под нужды учеников. С помощью квадратных форм делались ровные глиняные пласты и скручивались в форме стаканов.

– Тогда мы учили Марину Довбню и Оксану Дубинину. Тимур, наш третий ученик, ушёл сразу после первого занятия, потому что мы не могли ничего гарантировать, а он мужчина, глава семьи, ему нужен стабильный заработок. Сейчас, когда ситуация стабилизировалась, хочу его обратно позвать, – рассказывает Мария.

 

Найти смыслы

Уходило время, а вместе с ним и грант. Когда деньги на обучение закончились, все необходимые инструменты и материалы, закупленные на оставшуюся сумму, привезли ученикам домой. В привычной обстановке они продолжили тренироваться. А вот для команды начался сложный новый этап. После того как ученики создавали готовые изделия, Мария и группа проекта забирали оформленную глину и транспортировали в больших специальных контейнерах. Затем в подвальном помещении института сами всё красили, шкурили, обжигали.

Так удалось сделать первую партию кружек. Казалось, они говорили за своих создателей: снаружи были выкрашены в чёрный, поскольку авторы изделий не видят, а внутри были ярких тёплых цветов, как и внутренний мир незрячих мастеров. Сначала изделия покупали родные и друзья. Постепенно количество клиентов выросло, и мастера стали получать небольшой заработок.

Следующим этапом в развитии проекта стал форум «Территория смыслов» на Клязьме. Тогда команда выиграла грант – 300 тысяч рублей. И вместе с победой у ребят появилась мысль о собственной мастерской. Для удобства клиентов и незрячих учеников помещение искали в центре, где только аренда на месяц стоила всей суммы гранта. Найти помещение по приемлемой цене удалось на Пушкинской. Две комнаты будущей гончарной мастерской скорее напоминали заброшенный подвал: сыпалась штукатурка, со стен лохмотьями свисали обои. За два месяца ребята самостоятельно сделали ремонт, обили стены и потолок гипсокартоном, постелили линолеум. Главным принципом дизайна стала тактильность. Так появились ресепшен с искусственным газоном, деревянные стеллажи, подписанные шрифтом Брайля (тот самый непонятный узор из точек на вывеске). Комнаты заполнили два гончарных круга и отделение для печей.

 

Две судьбы

Первая ученица Оксана Дубинина смело начала осваивать круг. Оказалось, её бабушка была гончаром. Сейчас Оксана создаёт настоящие шедевры, и многие удивляются её умению. Марина Довбня лепит только вручную – делает кружки с ручками и небольшие арт-объекты. Красить мастерицы научились самостоятельно – методом окунания или при помощи компрессора.

Девушек с разными историями объединило общее дело. Оксана Дубинина стала незрячей в 20 лет. А Марина Довбня не видит с рождения: она отучилась на юриста в Южном федеральном университете, но устроиться на работу по профессии не смогла.

– Есть у нас Центр занятости для людей с ограниченными возможностями здоровья. Руководитель сказал мне, что вакансий практически нет, как и организаций, готовых взять на себя такую ответственность. У нас есть завод где-то на окраине. Там ещё со времён СССР собирают пластиковые розетки. То есть одна функция у человека – он всю жизнь собирает розетки. Но сейчас и этот завод закрывается, – с сожалением рассказывает Мария Тихонова.

По словам предпринимательницы, проектов, похожих на «Твоими глазами», где помогают трудоустраиваться, в городе нет. Но есть незрячие люди, которые стараются зарабатывать самостоятельно.

Помимо трудоустройства существует и другая проблема – транспортная. Марина Довбня живёт в паре кварталов от мастерской. В скором времени она оформит документы на собаку-поводыря, и добираться ей будет удобнее. А вот дом Оксаны Дубининой находится в другом районе Ростова. Пока у команды получается решать проблему с помощью такси и знакомых с машинами. Подопечным проекта повезло. Для других людей с похожими историями препятствий всё ещё слишком много.

 

Любые границы можно разрушить

Мария Тихонова и её команда делают всё возможное, чтобы в гончарной мастерской границ для людей с повышенными потребностями было как можно меньше. В том числе и творческих. В планах запустить направление мыловарения, которое вела бы девушка-колясочница. Но сейчас эта идея зависла на стадии пандуса, он стоит немало.

– Я мечтаю, чтобы самые разные люди могли беспрепятственно находиться здесь и общаться. Мне многие говорят: «Я хочу вам помочь, но не хочу сталкиваться с вашими мастерами. Можно, я вам лучше что-то куплю?» А для меня это дикость! С одной стороны, понимаю, что у людей могут быть какие-то внутренние страхи. С другой – хочется, чтоб они видели мир шире, чтоб привыкали к тем, кто от них отличается.

Меню для ресторанов со шрифтом Брайля тоже ожидает своего часа. Ребята ждут, когда откроется нужное им направление в ростовской библиотеке для слепых: там они смогут использовать специальный печатный станок.

Есть результат и от акции «тг_вокруг». Подписчики групп мастерской в социальных сетях присылают фото того, как обустроены города для незрячих людей. Наверняка вам когда-нибудь приходилось слышать особенное пищание светофора и видеть на нём знак с затемнёнными очками. Или вы замечали жёлтую рельефную плитку под ногами. По мнению Марии Тихоновой, её социальная акция помогает людям видеть проблемы вокруг себя и самим же их решать.

Сейчас в мастерской «Твоими глазами» кипит жизнь. На мастер-классы сюда любят приходить и дети, и взрослые:

– В основном люди идут за новым опытом. Им важно даже не готовое изделие, а сам процесс, – говорит обучающий мастер проекта Любовь Журавлёва.

Интересным опытом стало проведение особого мастер-класса «В темноте». Всем его участникам завязали глаза и предложили слепить что-нибудь из глины. Результат был неоднозначным. Вот как комментирует свои впечатления одна из участниц:

– Занимаюсь керамикой уже пару лет. Но вы наделили мою деятельность новым смыслом. Сначала было безумно интересно и необычно – ощутить, как «видят» мастерскую ваши умельцы. Потом в какой-то момент появилась мысль, что я тоже не застрахована от беды и могу лишиться зрения, и у меня началась паника. Ещё чуть позже отпустило, и я смогла спокойно продолжить. Интересно было потом без повязки посмотреть на мастерскую, на свои кружечки. И ещё долго осмысливать, что же произошло.

 

Самое дорогое

– Внутри меня с этим проектом зародилось такое чувство… Я стала его называть «круглым». Вот когда всё происходит как нужно, как правильно, и внутренний голос подсказывает: «Всё так и должно быть. Развивай дальше». Это чувство меня сопровождает, – делится Мария Тихонова.

– Мне проект постоянно доказывает, что нет ничего невозможного. Рушит мои собственные барьеры и стереотипы. Я, к примеру, считала, что коммерческие организации волнуются только о своём благополучии, но это абсолютно не так. Среди них очень много тех, кто оказывает реальную помощь людям. Вообще моя принципиальная позиция – доказать, что бизнес может быть социальным. Поэтому я не хочу регистрироваться как НКО. Если мы приобретём такой статус, это будет уже не социальное предпринимательство. К нам будут по-другому относиться спонсоры, партнёры, инвесторы. Но это всё второстепенное.

Самое главное – это, конечно, девочки, их преображение здесь. И то, как изменились мои убеждения насчёт людей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram