Анатолий БЕЛЫЙ окончил театральное училище им. Щепкина. С 2003 года служит в МХТ им. Чехова. Он играл и короля Лира, и чеховского Тригорина, и булгаковского Мастера. Активно снимается в кино. Зрители знают и любят актёра по таким фильмам и сериалам, как «Умножающий печаль», «Братья Карамазовы», «Господа офицеры», «Фурцева», «Метро», «Стальная бабочка», «Куприн. Яма», «Орлова и Александров», «Дом фарфора», «Оптимисты» и др.
– АНАТОЛИЙ, в нашумевшем спектакле «Обломоff» вы играли Штольца. А кто вы по характеру – деловой и предприимчивый Штольц или любите лениться и созерцать, как Илья Ильич Обломов?
– Для меня сам роман и спектакль, который мы сделали по пьесе Михаила Угарова «Обломоff», открылся посредством этой пьесы по-другому. Для меня Обломов и Штольц – один человек, две ипостаси одного человека. Мне кажется, любой Штольц в душе хочет быть Обломовым. А любой Обломов мечтает хоть чуть-чуть быть Штольцем. Две половинки, две стороны одной монетки.
Во мне всё-таки преобладает Штольц. Потому что мне нужно постоянно что-то делать, я не могу без работы, не могу находиться в каком-то бездействии. С другой стороны, как только у меня есть малейшая возможность, я с удовольствием становлюсь Обломовым. Но не в смысле лени, а как раз в смысле созерцания. Обломов – не лентяй, а человек, который имеет свою абсолютно чёткую позицию по отношению к миру. Илья Ильич – буддист. Человек, созерцающий этот мир. И повторяю, я выдираю из своей жизни моменты, когда могу быть Обломовым, и предаюсь созерцанию с удовольствием.
– В картине «Шагал–Малевич» вы сыграли Казимира Малевича. Можете «как Малевич» объяснить, в чём ценность «Чёрного квадрата»?
– Давайте я со своей точки зрения скажу, а не Малевича. Я не считаю себя человеком, глубоко разбирающимся в живописи. Не хватило у меня на это времени в жизни – изучить живопись досконально. Но базовые знания мировой живописи имеются. И как раз Малевич и его «Чёрный квадрат» – один из основных кирпичиков.
Естественно, к «Чёрному квадрату» я давно выработал своё отношение. Оно состоит в том, что Малевич взял и своим гениальным чутьём, мозгом, сердцем, рукой, душой – не знаю, откуда это к нему пришло, – просто нарисовал нам модель мира. Вот и всё. Учёные дошли до какого-то самого малого наноатома. Так вот «Чёрный квадрат» и есть наноатом! Это такая первопричина. Дальше сам находи в нём всё, что хочешь.
Конечно, картины Малевича – очень от ума. Это некая алгебра, поверенная гармонией. Концептуальное искусство. Оно вызывает у меня не эмоции, а мысли. Восторг мышления. Интеллектуальный восторг. Там есть такая энергия формы и цвета, что ты получаешь эмоции через голову.
– Вы следуете моде в широком смысле этого слова? Покупаете ли то, что рекламируют? Или отторгаете принципиально из-за того, что навязывают?
– Скорее отторгаю. Никогда ещё, скажем, не пользовался пастой «Колгейт». Как только что-то активно рекламируют – у меня это вызывает отторжение, это правда.
– Как же вы находите то, что нужно?
– Доверяю вкусам тех людей, которые в моём окружении имеют вкус. Один знакомый дизайнер делает одежду для женщин, прекрасную – моя жена у неё и одевается. Никогда не пойдёт к другому модельеру. Кто-то ещё чем-то занимается. Скажем, выбирая машину, я точно буду ориентироваться на мнение специалиста, а не на рекламу. Спрошу у человека непредвзятого и уж тем более не у работника автосалона. У таксиста могу спросить, какова машина в использовании, в эксплуатации. И человек всё скажет как есть, без вранья.
– А Интернет вам в поиске помощник? Вы активный пользователь? Что видите там хорошего, что плохого?
– Я не скажу, что я активный пользователь тех же социальных сетей. Использую их в большей части для работы, для своего проекта «Кинопоэзия». У меня нет негативного отношения к Интернету. Для меня он – средство мгновенной добычи любой информации. Мгновенной связи с людьми, поиска нужных мне людей через тот же фейсбук. Это огромный плюс, который перевешивает у меня лично все минусы.
Хотя в плане человеческих эмоций соцсети часто превращаются в помойку. Там действительно выливаются потоки грязи. Я себя от этого ограждаю, стараюсь сохранить свой рассудок, быть в душе светлым и чистым. Не участвую в каких-то перепалках, которые люди начинают устраивать. Правда, если нападают на меня, всегда смогу защититься. Но участвовать в пустой болтовне не хочу.
– А нет опасности для молодёжи, ведь исчезает живое общение? Видел недавно картинку: сидит в кафе компания, и, вместо того чтобы разговаривать, они шлют друг другу послания на смартфоны…
– Ужасно. Но от нас зависит, какими будут вырастать наши дети. Я своих детей ограждаю от подобных вещей. Не запрещаю – это дурное слово. Запретить – значит, будет запретный плод, который, как известно, сладок. Я разговариваю со своими детьми, стараюсь объяснить им, что такое хорошо и что такое плохо.
Все гаджеты дети получают у меня на 40 минут в день. Мы с женой стараемся увлекать их разными другими вещами, чтобы у них не оставалось времени на компьютерные игры. Хотя я понимаю, есть и хорошие, развивающие игры. Повторяю, всё зависит от нас. Только мы, родители, можем указать своим детям правильную дорогу.