Аргументы Недели → Общество № 50 (643) от 20.12.2018 13+

От «торпеды Сахарова» к «торпеде Путина»

, 20:42

17 декабря исполнилось 60 лет отечественному боевому атомному подводному флоту. В этот день в 1958 г. была принята в состав ВМФ первая в СССР и третья в мире (после американских «Наутилуса» и «Сивулфа») атомная торпедная подводная лодка проекта 627 «Кит». Она называлась К-3 «Ленинский комсомол». С этого момента для нашего флота началась атомная подводная эпопея, которая продолжается и сегодня.

Первая атомная

СССР опередил США с первой боевой термоядерной бомбой и первой межконтинентальной баллистической ракетой (МБР), но боевую атомную подводную лодку (АПЛ) создал позже американцев. Начало проектированию положил ещё И. Сталин в 1952 г., дав указание начать разработку «объекта №627». Поскольку тогда не было известно, какой тип реактора лучше подходит для лодок, разрабатывали сразу три варианта – водо-водяной (ВВР), ставший потом классикой, графито-водный, который не прижился на флоте, и реактор с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ). К слову, американцы шли тем же путём.

Но указание Сталина при его жизни выполнить не удалось. К‑3 реально вошла в строй только в 1958 году. Именно эта лодка впервые прошла подо льдом Северный полюс, а в 1962 г. тоже впервые совершила всплытие около полюса.

 

Цена за освоение царства Посейдона

Первое поколение АПЛ что у нас, что у американцев вышло проблемным. Большая часть аварий и катастроф на атомных лодках пришлась именно на него. И К-3 была в «лидерах» – сказывалось и то, что она первая, и переделок в процессе её постройки хватало. На этой лодке постоянно происходили утечки радиоактивной воды и пара, а при одной из аварий в ходе пожара в 1967 г. погибли 39 моряков. Часты были случаи и острой лучевой болезни.

Такова цена освоения атомных лодок, позволивших совершать походы на полюс и обратно и кругосветные одиночные и групповые плавания без всплытия. Построенные до этого дизель-электрические субмарины не обладают неограниченной автономностью. Недаром походы первых АПЛ приравнивались к полётам в космос. Только вот первых космонавтов знал весь мир, а первых подводников-атомщиков немногие.

 

Музей, который ждёт

Все «Киты» давно уже списаны и утилизированы. Кроме погибшей в 1970 г. в ходе учений лодки «Океан» К-8 и К-159.Она затонула уже в наше время, когда её, давно списанную, тащили на утилизацию. Исключением является лишь сама К-3 «Ленинский комсомол» – её не раз порывались разрезать и не раз пытались сделать музеем. Первое решение о создании музея относится аж к 1991 г., а последнее – об утилизации было отменено в 2013 г. С. Шойгу.

Так она и стоит, законсервированная с уже удалённым реакторным отсеком, в акватории судоремонтного завода «Нерпа» в Снежногорске. Решение о создании музея в очередной раз есть, проект есть, но денег нет. Американцы свой «Наутилус» сохранили, и он теперь музей, а вот «Сивулф» давно порезали на иголки.

«АН» обращаются к правительству – К-3 заслужила в свой юбилей, чтобы о ней вспомнили на самом верху российской власти.

 

Возвращение к суперторпедам

Любопытно, что постановление Сталина о создании «объекта №627» указывало на основную цель этого корабля – доставку ядерной суперторпеды Т-15 к берегам противника. Это чудище длиной 24 м калибром 1, 55 м и весом 40 т должно было нести, как виделось А. Сахарову, 100-Мт термоядерную боеголовку. Подобную взорвали в 1961 г. на Новой Земле. Но мощность её была лишь 58 Мт.

Та бомба весила 28 т, с трудом помещалась в Ту-95 и точно не влезла бы в такую торпеду. Размеры и мощность специальной БЧ начали урезать. В итоге выяснилось, что вместить можно заряд на 3–5 мегатонн, а это посчитали недостаточным для создания волны цунами. Да и при низкой точности эффект от взрыва такой торпеды мог быть меньше ожидаемого.

К тому же в процессе разработки выяснилось, что предлагаемый Сахаровым водо-паровой атомный реактивный двигатель пока нереализуем. А на обычных двигателях её дальность не получалась более 20 км. В общем, торпеду было опасно применять – из-за малого водоизмещения первых лодок выстрел такой торпедой мог привести к всплытию АПЛ. В итоге конструкторы переделали «Китов» под 8 обычных 533-мм торпедных аппаратов и 20 торпед в арсенале, из них до 6 – с ядерной БЧ мощностью 15 кт.

К «суперторпеде» возвращались в 80-е, когда разрабатывался проект «КС» – надводного носителя гигантских суперторпед с атомными реакторами. А затем – уже в наше время, когда создали и испытывают самоходный подводный аппарат «Посейдон» многоцелевой океанской системы «Статус-6». То есть торпеду примерно таких же габаритов, что и сахаровская Т-15, но уже с компактным ядерным реактором. Он может доставить к цели термоядерную БЧ особой мощности (десятки мегатонн) на дальность до 10 тыс. км на глубине более 1000 м со скоростью до 100 узлов.

Носителями «Посейдонов» будут специальные АПЛ «Белгород» и «Хабаровск» – первую из них скоро должны достроить. Так что оружие, способное вызвать гигантские волны цунами или сверхмощные взрывы на берегу, у нас есть. Годится оно и для ответного удара – сильно запоздалого, но это будет уже неважно. При желании такие торпеды можно использовать и для удара в назначенное время. Только к цели их придётся доставлять заранее и втихую.

 

Эволюция лодок

Уже на втором поколении АПЛ проблемы с надёжностью в целом решить удалось. Стала ниже и шумность – первые наши проекты американцы презрительно звали ревущими коровами. Хотя и их первые АПЛ были немногим лучше. Просто у США лодки однокорпусные, а у СССР и теперь России – обычно двухкорпусные или полуторакорпусные.

То есть у наших лодок прочный корпус находится внутри лёгкого, а у американцев лёгкие только оконечности. Наш вариант лучше вместимостью агрегатов и оружия, вертикальной маневренностью и живучестью. А американский – тем, что его проще сделать бесшумным. Но к 80-м годам у нас появились лодки третьего поколения, которые стали тихими. Да настолько, что американцы сильно удивились результату.

В настоящее время у России в строю находятся АПЛ третьего и четвёртого поколений.На стапелях только АПЛ четвёртого поколения – это стратегические ракетоносцы типа «Борей-А», многоцелевые ракетоносцы типа «Ясень-М», а также специальные субмарины. «Борей-А» способен «попасть в Америку» 16 БРПЛ «Булава» М-30, несущими на дальность более 9500 км до 6 боевых блоков и новейший комплекс средств преодоления ПРО.

Так что, если такая подводная лодка получит приказ, то в США точно 100 городов не проснутся, как пелось в песне о лётчиках-противолодочниках. Правда, о наших. Сейчас флот России имеет три «Борея» в строю, один «Борей-А» на испытаниях («Князь Владимир»), четыре ещё строятся. Скорее всего, будут заказаны ещё от 2 до 6 таких кораблей – зависит от ситуации с Договором СНВ-3.

«Ясень-М» несёт до 48 стратегических крылатых ракет типа «Калибр» с обычными и ядерными БЧ с дальностями до 
2600–3300 км. Имеются у него и сверхзвуковые противокорабельные ракеты оперативного назначения (ПКР) типа «Оникс», вскоре появятся и гиперзвуковые типа «Циркон».

В настоящее время ведутся работы и по глубокой модернизации АПЛ третьего поколения, таких как проект 949А «Антей» («убийцы авианосцев») с ПКР «Гранит». Вместо 24 «Гранитов» на них появятся 72 «Оникса» или ещё больше «Калибров», а также «Цирконы». Но работы по модернизации ведутся просто преступно медленно – судоремонту по-прежнему не хватает то кадров, то денег, то хорошего пинка сверху.

 

Пятое поколение

За 60 лет в СССР и затем в России было построено более 260 АПЛ различных классов – американцы построили намного меньше. Сейчас в постройке находятся минимум 12 различных атомарин нескольких проектов. Недалёк тот день, когда вместо «Ясеней-М» четвёртого поколения начнут строить многоцелевые ракетоносцы типа «Хаски» уже пятого поколения. А значит, Россия была, есть и будет ведущей подводной атомной державой – атомная подводная эпопея продолжается.

Ярослав ВЯТКИН, военный обозреватель «АН»

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram