> Мораторий для Градкодекса - Аргументы Недели

//Общество 13+

Мораторий для Градкодекса

Против непрерывных изменений градостроительного законодательства выступает и новый министр

№  () от 19 декабря 2018 [«Аргументы Недели », Аркадий АПУМЧИК ]

Строительный комплекс в последнее время находится под пристальным вниманием государства. Выражается это внимание, прежде всего, в непрерывном его реформировании и преобразовании. Только за последние несколько лет был принят большой пакет законов, призванных решить проблемы российского строителя и заполнить страну недорогим и качественным жильём. Насколько же удалось решить эту задачу? Декабрь – подходящий месяц, чтобы подвести итоги уходящего года.

     ОДНОЙ из главных особенностей строительной отрасли является долгий жизненный цикл процесса. От появления дома на бумаге в виде проекта до заселения счастливых жильцов проходит 2 – 3 года. Если же инвестиционный проект реализуется в рамках договоров комплексного освоения территории или комплексного развития территории, то временные затраты на освобождение земельных участков от прав третьих лиц, проектирование и согласование, создание инженерной, транспортной и социальной  инфраструктур, то необходимый срок планирования можно уверенно увеличивать до десяти лет. Иными словами, застройщики и подрядчики должны быть уверены, что за это время правила игры не поменяются. Что они смогут стабильно работать, построят дом в соответствии со всеми требованиями, сдадут объект в эксплуатацию и получат прибыль, которая будет вложена уже в следующие проекты.

     Однако в реальности именно строительство оказывается самой активно реформируемой отраслью. Давайте вспомним некоторые основные федеральные законы, которые были приняты в последние пару лет и серьёзно поменяли требования к участникам рынка.

Парад законов

     Это и Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс…». Согласно ему, серьёзной трансформации подверглась вся система строительного саморегулирования. Членство в СРО отныне осуществляется по региональному принципу, то есть, состоять нужно в партнёрстве того же региона, где зарегистрирована и сама строительная организация. Необходимо отметить, что этот принцип не распространяется на изыскателей и проектировщиков.

     Федеральный закон от 18 июня 2017 года № 126-ФЗ «О внесении изменений в статью 55.2 Градостроительного кодекса…» дополнил вышеназванный 372-ФЗ, добавив свою порцию в реформу строительного саморегулирования. 

     Федеральный закон от 1 июля 2018 года № 175-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве…». Согласно нормам этого документа, были ужесточены требования к застройщикам, создан дополнительный компенсационный фонд, все деньги, вносимые дольщиками, стали аккумулироваться на банковских эскроу-счетах.     

     Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс…» определил в системе строительного саморегулирования место организаций, занимающиеся сносом объектов капитального строительства. 

     Мы перечислили лишь несколько федеральных законов, оказавших наибольшее влияние на российский строительный комплекс. В действительности их куда больше, и едва ли не на каждом заседании российского парламента звучат новые предложения о том, как бы нам в очередной раз отредактировать Градостроительный кодекс, который из-за бесчисленных поправок и так превратился в лоскутное одеяло. А ведь региональные и муниципальные представительные органы тоже не спят, радуя строителей своими законами субъектов и нормативными актами органов местного самоуправления.

     Параллельно проходит реформа ценообразования, пишутся новые сметные нормативы и разрабатываются технические стандарты. Полным ходом идёт цифровизация, создаются различные электронные реестры – национальный реестр специалистов, единый реестр членов СРО, реестр проектной документации… 

     Свои надежды строительные компании и их саморегулируемые организации связывают с назначением в мае этого года на пост главы Минстроя России Владимира Якушева. А он в ходе декабрьского 100+ Forum Russia вновь напомнил о необходимости ввести мораторий на введение изменений в Градостроительный кодекс РФ. По мнению Владимира Владимировича, поправки в Градкодекс нужно вводить, как в Конституцию, – при крайней необходимости.

Майские указы

     Мотивы, которые заставляют российских чиновников реформировать отрасль, понять можно. Жилищный фонд, уходящий своими корнями ещё в эпоху брежневской массовой застройки, стремительно ветшает, при том, что качество новостроек оставляет желать лучшего. Ситуация с крупными государственными стройками тоже не радует. Что уж говорить, если стратегические проекты, такие, как космодром Восточный, питерская «Зенит-Арена» или арктические базы становятся символами коррупции и ложатся на бюджет неподъёмным бременем. 

     Вместе с тем задачи поставлены серьёзные. 7 мая сего года Владимир Путин подписал известный Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» – те самые «майские указы» Президента. Особое место в документе уделено вопросам строительного комплекса. Правительству дано поручение совместно с органами государственной власти субъектов разработать национальные проекты по одиннадцати направлениям, включая «жильё и городскую среду». Поставлены цели и сформулированы задачи, которые должны войти в национальные проекты. В частности – обеспечить ипотеку в 8% и нарастить строительство жилья до 120 миллионов квадратных метров в год. Для сравнения, в рекордном 2016 году построили 80,6 миллиона «квадратов».

     При этом не будем забывать, что на дворе продолжает свирепствовать экономический кризис, а покупательная способность населения с 2014 года планомерно снижается. Вот и ломают головы чиновники, как бы заставить строителей перепрыгнуть через высоко поднятую планку, пишут новые законы и вводят очередные реестры. Не всегда введение закона позволяет достичь прогнозируемых результатов.

     Это хорошо понимает и новый министр строительства, который признал, что на сегодняшний день результат активных правок Градкодекса трудно назвать позитивным. «Очень много, чего туда внесли. Теперь же мы видим, что те нормы, которые в нём содержатся, очень часто противоречат друг другу. Наша задача – любой пробел, существующий в тех или иных процедурах строительства, ликвидировать», – подчёркивает Владимир Якушев.

Мнение строителей

     А что думают по поводу продолжающегося реформаторского зуда сами строители? Не далее, как 1 ноября в городе на Неве состоялась практическая конференция «Развитие строительного комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области». Участники её вынесли резолюцию, в которой перечислили основные замечания строительного сообщества в адрес реформаторов. Список получился длинным, однако основные пункты стоит назвать. 

     Так, отмечается, что при принятии нормативных правовых актов в строительной сфере игнорируется мнение профессионального сообщества, высказанного в ходе общественного обсуждения. В частности, касается это законопроекта 374843-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс…», предусматривающего введение саморегулирования для организаций, осуществляющих негосударственную экспертизу проектной документации и «амнистию» компенсационных фондов СРО (которую, похоже, строители и саморегуляторы не дождутся).

     Регламент ведения Национального реестра специалистов в строительной сфере предъявляет формальные и избыточные требования к специалистам для внесения в реестр. Предложения окружных конференций строительных СРО Санкт-Петербурга и СЗФО об уточнении требований к стажу специалистов и базовому образованию не приняты. Вместе с тем, необходимо при подготовке таких предложений найти баланс между безопасностью строительства и предупреждением причинения вреда жизни и здоровью людей, их имуществу, которые могут быть обеспечены только высококвалифицированными специалистами. 

     Не снят запрет для строительных компаний, добровольно покинувшим СРО, в течение года вступать в другую саморегулируемую организацию. Необходимо разделить тех, кто вышли из СРО, например, в связи со сменой места своего нахождения и являются добросовестными порядчиками, и тех, по вине которых был причинен вред и им грозило исключение из СРО. 

     Вступивший в силу Федеральный закон № 342-ФЗ установил новое определение зон с особыми условиями использования территорий и новые правила проведения экспертизы проектной документации, что ограничило сферу деятельности негосударственной экспертизы.

     Система стандартизации Национального объединения строителей требует пересмотра в части соответствия системе стандартизации Российской Федерации.

     Принятый Госдумой России Федеральный закон № 218-ФЗ существенно изменил устоявшиеся правила работы застройщиков в части осуществления жилищного строительства. В связи с этим увеличиваются риски ухода с рынка жилищного строительства компаний, в основном среднего и малого бизнеса.

     Нестабильность законодательства в строительной сфере осложняет соблюдение участниками строительного рынка правовых норм. 

     В связи с этим строители направили обращение в Министерство строительства и ЖКХ РФ, Национальные объединения и другие профильные организации, в которых обобщили свои предложения и рекомендовали произвести работу «над ошибками».

    И есть надежда, что голос строителей и саморегуляторов будет услышан. Вот ещё одна цитата Владимира Якушева: «Министерство видит одну из главных задач именно в том, чтобы собрать все необходимые компетенции, максимально подключить экспертное сообщество и решить наиболее важные проблемы, которые касаются именно технических моментов, а не записывать изменения в Градостроительный кодекс».

 

 

 



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//Общество

Лоббировать интересы мигрантских диаспор или заботиться о благе россиян — что должен выбрать настоящий депутат?

Несмотря на попытку пролоббировать интересы мигрантов и их детей, Государственная Дума одобрила законопроект, который запрещает принимать в школу детей мигрантов, не владеющих русским языком. На Пленарном заседании (трансляция на официальном сайте ГД) законопроект поддержан большинством депутатов. «Дети мигрантов должны знать русский язык до поступления в школы. Невозможно ребенка без знания языка научить любому другому предмету», — заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин в ходе пленарного заседания. Как отметил Вячеслав Володин, дети мигрантов должны изучать русский язык самостоятельно на родине. Его поддержала заместитель Председателя ГД, руководитель парламентской комиссии по вопросам миграционной политики Ирина Яровая. Но кто тот, кто не хотел принятия такого вот законопроекта? Кстати, и против обязательной геномной регистрации иностранных специалистов, против ограничения на завоз семей мигрантов и против ограничений на образование в РФ.