Республика в конце года оказалась на грани мусорного коллапса: неожиданно для всех региональный оператор по обращению с отходами — компания «Эко Альянс» — собрался покинуть регион. О планируемом расторжении договора компания сообщила в письме в адрес правительства республики. Учитывая, что до начала «мусорной реформы» осталось около двух недель, власти региона попали в непонятную ситуацию.
Получить звание главного по мусору в Бурятии «Эко Альянс» было непросто: компанию признали победителем конкурса только после длительных разбирательств в УФАС и в суде. В связи с изменением федерального законодательства региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами должен начать работать с 1 января 2019 года. Региональный оператор — это компания, ответственная за весь цикл обращения с отходами (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение). В связи с этим изменится механизм оплаты услуг по вывозу ТКО. Оплата будет рассчитываться от числа людей, проживающих на жилой площади, а не от ее размера, как это происходит сегодня. На территории республики образованы три зоны для работы с отходами. Южные районы: Джидинский, Кяхтинский, Закаменский и Селенгинский включены в третью зону, во вторую зону входят Баргузинский, Кабанский, Курумканский и Прибайкальский районы. Все остальные территории, включая Улан-Удэ, входят в самую большую первую зону.
«Все возможно»
Начали иркутяне в Бурятии бодро: обследовали подведомственное хозяйство, изучили ситуацию во всех трех созданных в республике зонах территориальной схемы по обращению с отходами. Привезли и торжественно представили общественности мобильную мусоросортировочную станцию, объявили экологический конкурс, подали в РСТ заявление на установление тарифов на вывоз мусора. И когда до начала работы осталось менее двух недель, компания направила правительству республики «письмо счастья» о расторжении договора. В правительстве Бурятии информацию подтвердили. «Правительство республики изучает ситуацию с юридической и практической точки зрения, — подчеркнули в пресс-службе главы и правительства республики. — Главная задача — не допустить ситуации, когда в новом году некому будет вывозить мусор. Кроме того, для нас важно, чтобы эта ситуация и предложение о расторжении не были использованы как инструмент давления для повышения тарифа сверх минимально обоснованного уровня».
А планируемый тариф на вывоз мусора и так уже заранее шокировал население дотационного региона. Предварительно, отмечают представители «Эко Альянса», планируется установить тариф в размере 110 рублей с человека, включая детей, в том числе младенцев. По сравнению с текущими ценами платить людям придется в 2-3 раза больше.
Вслед за правительством республики министр природных ресурсов Бурятии Вадим Кантор пусть и нехотя, но подтвердил вполне себе возможную вероятность ухода «Эко Альянса» из Бурятии. Правда, он был более точен. «На данный момент он не уходит, мы от него получили просто заявление о том, что такой вариант возможен, и мы его рассматриваем», — сказал Кантор.
Он также добавил, что это письмо не является способом давления со стороны компании. Но существуют объективные причины, кроются которые, в том числе, и в несовершенстве законодательства. «На сегодняшний день есть много неопределенных моментов, которые не позволяют с уверенностью ответить, как будет работать схема (по обращению с отходами, — ред.). И регоператоры, и минприроды этим озабочены, работаем», — подчеркнул Вадим Кантор. К слову, сам министр ранее заявлял, что невыполнение регоператором по обращению с твердыми коммунальными отходами своих обязанностей будет служить поводом для расторжения с ним соглашения. Но, похоже, никто не испугался.
Что не так?
Следующий ход был сделан автором всей шумихи, компанией «Эко Альянс». Ее директор Игорь Алексеев в распространенном в соцсетях видеокомментарии попробовал объяснить, что же все-таки не так в Бурятии и с чем иркутянам пришлось столкнуться в регионе. Он рассказал о взаимодействии с администрацией Улан-Удэ, муниципалитетами республики, проведением аукционов на выбор подрядчиков по вывозу мусора внутри зон и саботаже. Ни о письме, ни о том, зачем оно было написано, ничего не было сказано. Однако директор сообщил, что с 1 января 2019 года компания планирует приступить к работе. «Считаю, что готовность полная, остаются небольшие штрихи», — отметил Алексеев. По его словам, компания закончила изучение трех территориальных зон в части образования потоков отходов, мест их временного хранения и сортировки с последующим вывозом оставшихся «хвостов» для захоронения на полигонах.
Алексеев упомянул и о том, как проходили конкурсы по определению субподрядчиков. Компания понимала, подчеркнул директор «Эко Альянса», что ряд территорий придется выводить на аукцион — слишком уж большие. Например, Улан-Удэ, где образуется более 50% отходов первой зоны, разделили на 3 лота. «При этом администрация Улан-Удэ, владея муниципальным бюджетным учреждением «Комбинат по благоустройству», мягко говоря, плохо подготовилась к конкурсу, — считает Игорь Алексеев. — Когда объявление о нем опубликовали, мы вышли на площадку в качестве контроля, чтобы узнать, кто интересовался. И были удивлены, что за 10 из 17 дней муниципальные власти не вышли на площадку. Возник вопрос, если комбинат не выйдет, то как убирать Улан-Удэ? Стали разговаривать с перевозчиками — теми, кто возит мусор по Улан-Удэ, и услышали там слово «саботаж». Комбинат, видимо, хотел изъявить инициативу и взять весь город в конкурсах под свое крыло, но не взвесил собственные силы, ведь там основные условия — банковские гарантии и никаких других ограничений. А после того, как победит, передать все своим перевозчикам мусора в Улан-Удэ, на что перевозчики откликнулись с нежеланием. Так как цена в конкурсе была 240 рублей, комбинат работает с НДС, перевозчики без НДС, поскольку они мелкие. Потери для перевозчиков были значительные — им предлагалось 170 рублей, за них они не стали возить. Тогда мы предложили им самим выходить на конкурс, но времени было уже мало, перевозчики были не готовы. Тогда мы стали в ручном режиме обзванивать по всей стране, спрашивать, как дела, предлагать поучаствовать в нашем конкурсе. Откликнулись две фирмы — федеральная и иркутская, так что по двум районам из трех конкурсы прошли, в самом большом, Октябрьском, никто не вышел, в том числе и комбинат».
Алексеев подчеркнул, что все 8 электронных площадок для проведения торгов регламентированы, подтверждены, правительство в августе за подписью Дмитрия Медведева разрешило проводить аукционы только на них. Все предприятия, которые участвуют в конкурсах, проходят регистрацию сразу на всех 8 площадках, регистрация бесплатная. Однако 1 декабря на совещании у главы Бурятии Алексея Цыденова было озвучено, что комбинат не смог зайти на конкурс, так как его не допустила электронная площадка. «Глава Бурятии удивленно отреагировал, мы запросили расшифровку информации (как и кто действовал на площадке, — ред.), доставили ее главе и администрации города, — рассказал Алексеев. — Так вышло, что комбинат спустя 10 дней после объявления регистрации попробовал выйти на площадку, но безграмотно заполнил документ, не заполнил ИНН, адрес и прочее, что вызывает опасения в квалификации специалистов-конкурсников, которые там работают».
Руководитель «Эко Альянса» также сообщил, что позднее компания получила письмо от Комбината по благоустройству. Там было указано, что, согласно предварительным расчетам, на сегодня в МБУ «КБУ» имеется в наличии 26 мусоровозов, практически все они с износом 100%, так что надо обновить парк на 12 единиц, а в связи с дефицитом бюджета это нереально. «КБУ неправильно оценил условия конкурса, свои силы и не переговорил с перевозчиками на своей территории, это глобальная ошибка. Ведь, когда мы только входили в Бурятию, глава региона выразил два пожелания в устной форме. Первое — чтобы вы договорились с теми людьми, которые работают на территории, чтобы они остались в работе. Денег и так немного, нужно было привлечь местных перевозчиков, особенно в отдаленных деревнях, где до сих пор возят мусор на тракторах и ЗИЛах. Второе пожелание — глава сказал, что они бы хотели, чтобы мы перерегистрировались в Бурятии и платили налоги здесь, что мы и сделали в сентябре», — пояснил Алексеев.
«Закон, — отметил гендиректор «Эко Альянса», — запрещает захоранивать мусор без сортировки отходов. Мы написали заявление в КУИ города и просили передать нам по преференции два мусоросортировочных завода, к которым в комплексе идут два транспортных мусоровоза. Когда мы взяли их в руки, стало ясно, что состояние у них жуткое, 7 лет не использовались ни тот ни другой. Но благодаря огромным усилиям мы выстроили диалог с администрацией города и большое спасибо Александру Аюшееву (руководителю администрации — ред.), что он участвует в диалоге. Но полдела — дать своим исполнителям задание, хотелось бы, чтобы спрашивали через какой-то интервал. Но задания дать — дали, а не спросили».
Однако 1 января еще не наступило, система как таковая официально не заработала, и сейчас многим в регионе не ясно, как она, собственно, будет работать. Так что в прошлом году, когда Улан-Удэ заваливало снегом, наступил самый снежный коллапс, а теперь со дня на день может наступить и мусорный. А история с письмом не только привлекла внимание к проблеме, но еще и показала, кто, собственно, во всей этой ситуации главный. Оказаться у разбитого корыта с невыполненными требованиями федерального закона никому не хочется.