> Подоходный налог и его перспективы в России - Аргументы Недели

//Общество 13+

Подоходный налог и его перспективы в России

№  () от 12 декабря 2018 [«Аргументы Недели », М.А. ВИНОКУРОВ ]

Перед страной остро стоит вопрос о совершенствовании всей экономической политики, ибо действующая модель себя фактически исчерпала. Не показывает перспектив ускоренного развития и, более того, во многом является тормозом. Ярким примером такой устаревшей экономической политики является ситуация с НДФЛ (подоходный налог с физических лиц).

ДФЛ – это один из самых распространённых налогов, второй по значению в России, дающий существенные налоговые поступления в бюджет (21–23%), универсальный для большинства стран. В нашей стране он имеет историю ещё со времён царской России, успешно функционировал во времена СССР. В начальный период становления новой России он был дифференцированным, с прогрессивной шкалой взимания налога, имел довольно сложную систему администрирования, но показывал плохую собираемость. В 2001 году в РФ введена единая плоская шкала подоходного налога. Базой для его начисления является совокупный доход физических лиц. Основная ставка для всех работающих установлена в 13% на этот доход. Кроме того, нерезиденты платят по ставке 30%. Если работающий получает заработную плату от работодателя, то тот и производит выплату налога без заполнения индивидуальных деклараций о доходах. Введение такой системы значительно упростило всю работу по администрированию сборов. При этом 13% – это не такая уж высокая ставка, особенно для людей со средним и высоким уровнем дохода, и при этом проста в начислении. Поэтому уже через год после её введения доходы бюджета от НДФЛ удвоились. Конечно же, в тот период это было достижение, и это всячески приветствовалось. Но ситуация со временем меняется. С 2001 года и по настоящее время средняя заработная плата в стране увеличилась в 6–8 раз, значительно окрепла административная система, сформировалась мощная налоговая служба, а самое главное – в России произошла громадная поляризация в доходах между богатыми и бедными слоями населения. Сегодня в России этот разрыв составляет, по разным оценкам, 17–20 раз, тогда как в развитых европейских странах – 8–10 раз, в развивающихся странах (Китай, Мексика, Бразилия) – 
10–12 раз. В СССР этот разрыв составлял 3–4 раза.

Современная Россия получила себе громадную социальную проблему, которую необходимо решать, ибо это ведёт к напряжённости и общей нестабильности в обществе. Это начинает понимать и власть. Поэтому введение вновь прогрессивной шкалы подоходного налога необходимо в первую очередь для сглаживания социальных противоречий, и, во-вторых, возврат к ней позволит существенно увеличить доходы бюджета. В стране сейчас, по разным направлениям, увеличивают налоги на бизнес, физических лиц, товары, услуги и т.д. С января 2019 года НДС увеличивается на 2%, вводится много косвенных налогов и сборов. К началу 2019 года общая налоговая нагрузка на бизнес будет 48%, тогда как в Германии – 47%, в США – 42–43%, а в развивающихся странах и того меньше. По нашему мнению, из-за сиюминутных выгод государство своими руками душит экономику, делает её неконкурентоспособной. Скажем прямо, бизнес, особенно малый и средний, задыхается. Отсюда нулевые темпы роста ВВП, отток капитала и отрицательная миграция молодых людей, не видящих здесь перспектив.

Введя прогрессивную шкалу НДФЛ, мы изымем значительные доходы у богатой и сверхбогатой части населения для пополнения бюджета. Одновременно с целью стимулирования бизнеса нужно снизить на него налоговую нагрузку. Помочь реально действующим предпринимателям.

Причём, если увеличим сборы от подоходного налога, то в первую очередь их получат региональные и местные бюджеты, поскольку они являются его основными получателями, и это позволит в какой-то степени снизить их катастрофическую зависимость от федерального бюджета. Можно будет меньше выпрашивать в Минфине России, а больше заниматься развитием бизнеса на территории регионов и сборами от этих доходов. Хотя для более полного наполнения местных бюджетов нужны существенные изменения всего налогового законодательства.

Сегодня пропорция распределения НДФЛ между бюджетами разных уровней такова: региональные бюджеты – до 85%; местные бюджеты – до 15%.

Как видим, местным бюджетам почти ничего не остаётся, хотя основная масса людей живёт в конкретных поселениях, там же трудятся, учатся, лечатся и т.д. Бывая за рубежом, обращаем внимание на то, как прекрасно живут люди на периферии (в деревнях, посёлках, городках). Чисто, ухоженно. Прекрасные дороги. Почему? Всё просто. Там основным получателем большинства налогов являются местные бюджеты, а НДФЛ у них распределяется примерно так: региональные бюджеты – до 30%; местные – до 70%.e_SClB

Автоматически и без всяких деклараций

Мы предлагаем, особо ничего не выдумывая, внедрить эту многократно оправданную систему и у нас в России. Тогда местная власть начнёт реально решать вопросы социального развития, благоустройства и т.д.

Так какую же шкалу взимания подоходного налога целесообразно сейчас внедрить в России? На основании изучения опыта различных стран мира и их экономической эффективности мы выработали и предлагаем, на наш взгляд, простую и реально реализуемую сегодня прогрессивную шкалу подоходного налога:

Следует особо подчеркнуть, что в северных и восточных регионах все облагаемые доходы следует откорректировать с учётом региональных коэффициентов доплат.

Предлагаемая прогрессивная шкала, на наш взгляд, сейчас наиболее приемлема и нормально воспримется населением.

По данным Международной организации труда (МОТ), в 2018 году средняя заработная плата в России составила около 34 тыс. руб. в месяц. Исходя из этого, по шкале в 13% и 20% будут облагаться доходы более 90% работающих, то есть абсолютного большинства, а более половины (около 70%) вообще не почувствуют изменения ставок (по основному месту работы).

В большинстве государств НДФЛ взимается по прогрессивной шкале, при этом в наиболее развитых странах, как правило, прогрессия высокая, а изъятие с таких заработков доходит до 45–60% (Швейцария – 56, 4%, Австрия – 50%, Германия – 47, 5%, Великобритания – 45%, Китай – 45%).

Среди противников введения прогрессивной шкалы НДФЛ часто будируется тезис, что её внедрение потребует огромных затрат, а также многократно увеличит трудоёмкость этого процесса, поскольку придётся потребовать, чтобы всё работающее население, имеющее дополнительные источники доходов, вновь заполняло индивидуальные декларации о доходах, собирало справки о заработной плате для бухгалтерии при начислении подоходного налога и т.д.

Да, так было, и это очень мешало. Многие работающие просто ничего не заполняли и ничего не платили.

Мы считаем, что систему начисления подоходного налога, которая сложилась при плоской шкале, менять не надо. Расчёт НДФЛ производить, как и сейчас, а все дополнительные заработки облагать по ставке 20% (совместительство, гонорары, процентные доходы, роялти, консультации и т.д.). Подчеркну, что это распространённая мировая практика. Данные начисления осуществляются автоматически, без всяких деклараций.

 

Предпосылки для ускоренного развития

Что в итоге даст введение прогрессивной шкалы НДФЛ:

– увеличение доходов бюджетов по этой статье примерно в 1, 5 раза, в более богатых регионах, возможно, в 2 раза, суммарно это более триллиона рублей;

– за счёт этих доходов можно в целом откорректировать налоговую систему, отказавшись от увеличения НДС на 2% и, более того, даже снизить его на 1–2%.Общая сумма налогов не изменится, но выиграет бизнес. Значит, увеличатся предпосылки для более ускоренного развития, которого все так хотят;

– экономическая политика будет более социальной за счёт сокращения разрыва в доходах разных групп населения. Сейчас люди, имеющие в годовом исчислении миллиардные доходы, платят столько же (в процентном исчислении), сколько уборщицы и разнорабочие. Это очень удобно для накопления капитала сверхбогатых граждан. Законно, легально, удобно и очень дёшево. Но несправедливо к остальной массе работающего населения страны.

И основными противниками внедрения прогрессивной шкалы НДФЛ являются именно эти сверхбогатые люди, ибо они фактически управляют экономикой, и они же и принимают решения. Они находят самые разные причины отказа и оттягивания реформы, но экономическая реальность и социальная напряжённость всё-таки заставят это сделать. Так лучше раньше, чем позже.

Приведу пример соседней Польши. Там это уже сделали, провели реформу экономики, в том числе внедрили и прогрессивную шкалу НДФЛ с размером максимальной ставки в 32%. По данным МВФ за 2017 год, в Польше весьма неплохие темпы роста экономики – 4, 6%, у нас – 1, 5%, по величине ВВП на душу населения – 13 тыс. долл., они обгоняют нас почти вдвое – 8, 6 тыс. долл., средняя заработная плата, по данным МОТ, – 766 долл., у нас – 527 долл., разрыв между богатыми и бедными в 8 раз, что в два раза меньше, чем у нас. В результате – уверенность в будущем и общая поддержка населением проводимой экономической политики.

Завершая, хочется подчеркнуть, что нынешнее правительство решилось на изменение границ пенсионного возраста, хотя эта мера очень жёсткая и социально напряжённая. Экономическая реальность заставляет, так чего же мы топчемся и не решаемся на реформу НДФЛ, которая, наоборот, направлена на снижение социальной напряжённости в обществе? А далее следует ввести налог на роскошь, опять же по образцу развитых стран.

Справка «АН»

13% взимается с доходов до 40 тыс. руб. в месяц, как в настоящее время
20% взимается с доходов от 40 до 80 тыс. руб. в месяц, при этом доход до 40 тыс. руб. облагается 13%-ным налогом
30% взимается с доходов свыше 80 тыс. руб. в месяц, при этом доход до 40 тыс. руб. облагается 13%-ным налогом,
        доход в 40–80 тыс. руб. – 20%-ным
20% со всех доходов, получаемых за работу на не основном рабочем месте (совместительство)
20% с доходов по ценным бумагам, депозитам, гонорарам, роялти и т.д.
 

М.А. ВИНОКУРОВ, д.э.н., профессор, советник ректора Иркутского государственного университета



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте