Кроме официальной в центральном аппарате российского МИДа говорят и о неофициальной версии, или подоплёке событий в Керченском проливе 25 ноября. В тот день нашими пограничниками были задержаны украинские военные катера. В частности, о той выгоде от инцидента для президентов В. Путина и П. Порошенко.
ЭТИМ инцидентом Порошенко вернул Крым в международную повестку дня. И сделать для него это было необходимо, поскольку на уровне разного рода аналитиков на Украине усиливались разговоры о том, что российская сторона вела неафишируемые переговоры с Евросоюзом о некоей сделке.
В двух словах она заключалась в следующем. Россия уходит с Донбасса, а ЕС «закрывает глаза» на Крым. То есть признаёт его «де-факто» российским и снимает либо ослабляет санкции. Особенно угрожающе для Порошенко звучало то, что со стороны некоторых руководителей ЕС и входящих в него стран якобы шли сигналы о согласии на такую сделку.
Теперь о российском президенте. Минус – это то, что инцидент «отрубил» ему внешнеполитические перспективы на прошедшем в Аргентине саммите «Большой двадцатки». Имеются в виду прежде всего отношения с США. Но, что не менее важно, есть плюсы – инцидент отвлёк внимание населения России от внутриполитической повестки.
А теперь о самом керченском инциденте. По сути, между Киевом и Москвой произошёл обмен ударами. И если цель Киева была напомнить Западу, что Крым украинский, то Москва продемонстрировала, что по праву сильного она контролирует не только Крым, но и Керченский пролив. А стало быть – и всё и Азовское море. Нетрудно сделать вывод о том, что, исходя из целеполагания Кремля во внешней политике, контроль над Керченским проливом и Азовским морем – это успех. Если и не геополитический, то близкий к таковому.
Как результат – Киев недоволен реакцией не только ЕС, но и США на своё напоминание, что «Крым – это Украина». Поскольку Запад (в большей части своих официальных и неофициальных полит- и бизнес-кругов) воспринял Керченский инцидент не как агрессию со стороны Москвы, а как двусторонний конфликт между Москвой и Киевом. С их стороны даже не последовало заявлений о возможном введении новых санкций против Москвы. Там лишь подтвердили, что в этой ситуации не будут отменены действующие санкции за Крым-2014. При этом выразили очередную озабоченность и призвали проявлять спокойствие и не допускать эскалации.