В столице Бурятии 4 декабря прошла акция протеста против присоединения к Дальневосточному федеральному округу. В день очередной парламентской сессии у здания Народного хурала и правительства республики собралось около 20 человек. Все они хотели поговорить с главой республики Алексеем Цыденовым, который к ним, впрочем, не вышел.
Информация о том, что на главной площади Улан-Удэ состоится митинг, появилась за несколько дней до него. В сети Интернет, мессенджерах жителей республики призывали прийти и высказать свое мнение. Причем организаторы сразу предупреждали, что акция протеста не санкционирована властями, и оговаривались, что «для защиты родины санкции не нужны». В итоге на призывы откликнулись около 20 человек, которые выступали против присоединения Бурятии к Дальневосточному федеральному округу и против массовых рубок леса в Бурятии, в связи с планируемой выдачей так называемых дальневосточных гектаров. И особенно в Байкальской природной территории.
Начинался митинг вполне мирно: люди собрались на крыльце здания, в котором находятся и резиденция главы Бурятии Алексея Цыденова, и Народный хурал. Обсуждали тему митинга и рассказывали о ней всем желающим, особенно журналистам. Можно сказать, что митинг прошел с применением новых технологий: известный бурятский общественник Эрдем Гомбоев вел прямую трансляцию, так что это видео все еще доступно на его странице в сети «Фэйсбук». Как выяснилось, на митинг пришли не только жители Улан-Удэ, но и отдаленного Баргузинского района республики. Так, уроженка Усть-Баргузина Нина Константиновна рассказала, что в районе идет массовая и сплошная рубка леса. В одном только Усть-Баргузине, по ее словам, расположено более 100 пилорам, работают на которых как местные жители, так и представители КНР: «Раньше был Леспромхоз и столько леса не рубили, а сейчас кто ухватил лицензию, тот и вырубает. Увозят потом все в Китай, рабочим платят копейки, а сами обогащаются. Раньше за собой убирали в лесу, новый лес сажали, сейчас нет. Это ненормально. Я не причастна ни к какой политической организации, я за свою Родину».
Общественник, представитель ОНФ в Бурятии Сергей Конев из села Баргузин борется с незаконным уничтожением леса с 2015 года. За это время, говорит, удалось добиться приостановления рубок леса на некоторых территориях и получить ряд угроз в свой адрес. «Возле села Нестериха такая красивая была природа, потом начали рубить леса. На место выезжала природоохранная прокуратура, на эти деляны, на одной из них на 32 миллиона ущерба было выявлено, есть официальные документы, — заявил активист. — Мы здесь сегодня не делаем ничего коррупционного, мы хотим рубки леса приостановить. К нам приезжают со всего мира люди, туристы, давайте наведем порядок. Нас сажать не за что, мы для народа все это делаем, для детей и внуков».
Житель Улан-Удэ Алексей Карнаухов тоже озабочен ситуацией: «Сдетонировало присоединение к Дальневосточному федеральному округу. Когда никого не спросили, не провели слушаний, как холопов раньше дарили, продавали и проигрывали в карты, так нас так же решением переместили в Дальний Восток. Мы выражаем озабоченность этой ситуацией. На это наваливается проблема защиты озера Байкал, проблема с ЖКХ, медициной и так далее, везде проблемы».
Изначально организаторы митинга (а заявку на его проведение в мэрию Улан-Удэ подал общественник Баир Цыбиков) сообщали, что цель акции — «мирный характер диалога с главой и депутатами Народного хурала, без транспарантов и лозунгов».
«Митинг несанкционированный, — отметила еще одна участница акции протеста, Екатерина Владимировна, — мы все без плакатов, стоим спокойно и говорим о своих требованиях. Во-первых, почему народ, живущий здесь, в последнюю очередь узнает, что нас присоединили к ДФО? Для этого существуют референдумы, где это объясняется. Советоваться надо с людьми, мы же не манекены здесь в Бурятии. И то, что землю дают в аренду с разрешением вырубать леса, тоже неправильно».
Транспарантов и лозунгов действительно не было, но вот подписи собирали. Правда, не все подписанты понимали, за что именно. Одна из женщин, уже начав расписываться, спросила, под чем именно она ставит подпись. «Ну, это против вхождения в ДФО, потому что там есть определенные законы, которые позволяют иностранцам участвовать, тот же дальневосточный гектар. Говорят, сейчас сначала нам будут давать землю, а потом и им могут. И узаконивают, что могут вырубать лес», — путанно объяснил ей молодой человек, собиравший подписи. Подпись женщина все же поставила, попутно обронив, что у ее внука сегодня день рождения. Молодой человек передал поздравления «от нас всех».
«Мы уснули в Сибири, проснулись на Дальнем Востоке. Мне кажется, все эти законы, которые есть в ДФО, делаются в интересах не нас, народа, а олигархов, которым дальневосточный гектар позволит взять землю и вырубать там лес. Я патриот и сейчас нахожусь здесь, — рассказал молодой человек, сообщивший, что состоит в общественной организации «Комсомол Бурятии». — Я читал, что делается это для народа, но прошел уже месяц, я никаких плюсов пока не вижу».
Полиция на митинге присутствовала, но никого не вязала и не увозила, вообще, казалось со стороны, не проявляла к происходящему интереса. До тех пор, впрочем, как люди, замерзнув, решили зайти в здание хурала, чтобы погреться и добиться-таки встречи с главой Бурятии Алексеем Цыденовым. Глава в это время находился на очередной сессии Народного хурала на втором этаже здания. На заседании в этот день утверждали два основных финансовых документа республики — бюджет на 2019 и три последующих года и Стратегию социально-экономического развития до 2035 года. «Организаторы акции не могли не знать об этом, ведь дата проведения сессии назначается за месяц. Не могли они не знать и о том, что глава Бурятии обычно присутствует на парламентском заседании, тем более здесь такие важные рассматривали вопросы. Если бы они хотели быть услышанными, вряд ли нужно было так напролом переть», — рассказал позднее один из депутатов парламента, просивший не упоминать его фамилию.
К протестующим вышел пресс-секретарь главы Алексей Фишев. Он сообщил, что в такой (несанкционированной) форме митинги не делаются, и предложил общественникам организовать нормальную встречу. «Я неоднократно организовывал встречи с главой, мы садились спокойно за стол переговоров. Я вам слово даю. Сейчас это эмоции, в такой форме не надо это делать», — пытался он достучаться до собравшихся.
Как писали позднее многочисленные комментаторы, среди протестующих явно находились заинтересованные в дальнейшем «раскочегаривании» ситуации лица. Потому что даже когда часть людей склонялась согласиться с предложением, послышались выкрики в стиле: «Да вы же пригласите карманных общественников» или «Да никто не выйдет, им сказать нечего», «Сейчас хотим встречу с главой, что мы, зря пришли, что ли», «Лапша на уши» и подобное, так что диалога не получилось. Закончилось в итоге все тем, что стражи порядка попросили граждан выйти на улицу, сообщив им, что они участвуют в несанкционированном публичном мероприятии и все могут быть привлечены к ответственности. В ответ послышались новые выкрики «Всех не пересадите!», и полиция начала забирать и усаживать людей в припаркованный рядом автобус. Усадить туда успели всего пару человек, как поступила новая вводная: решили провести встречу с пресс-секретарем главы в здании Национальной библиотеки, куда участникам акции и предложили пройти. Там встреча как таковая состоялась, однако именно там и полиция приступила к вручению присутствовавшим повесток. «Как мне пояснили, я присутствовал на несанкционированном митинге, мне хотят вручить повестку. И всем присутствующим. А я не согласен, это мое личное мнение. Это выражение воли народа, буду бороться за свою Родину как бы», — рассказал молодой человек.
Судя по всему, история эта еще получит продолжение. И не только в виде возможных протоколов об административном правонарушении для ее непосредственных участников (к слову сказать, информации о задержаниях митингующих пока не было). Новость о митинге против вступления в ДФО уже вышла на федеральный уровень, так что, вполне возможно, серьезный разговор может состояться у главы Бурятии с вышестоящим начальством. Между тем на парламентской сессии в этот день утвердили не только стратегию и бюджет, но и еще один интересный закон, внесенный главой республики. Суть его в том, что в Улан-Удэ должен быть упразднен институт сити-менеджера и город вновь получит единого хозяина-управленца в лице мэра, избирать которого горожане будут на всенародных выборах. Действующий сейчас мэр города Александр Голков через процедуру выборов не проходил: он был избран из числа депутатов Горсовета Улан-Удэ. При этом непосредственной хозяйственной деятельностью занимался назначенный по конкурсу сити-менеджер, имя которого не каждый горожанин и вспомнит. Между тем выборы мэра должны состояться уже в 2019 году, и в кулуарах давно уже бродит информация, что действующего мэра на этой должности в дальнейшем видеть хотят далеко не все. Ни для кого уже не секрет и то, что отношения с главой региона Алексеем Цыденовым у мэра складываются непросто. Так что в этой ситуации очень интересно, кто же на самом деле может стоять за акцией протеста и зачем она была нужна.