Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 46 (639) от 22.11.18 13+

Монинская резня назначена на следующий год

, 20:21 , Обозреватель отдела Промышленность

Последние дни буквально оборвали редакционный телефон офицеры-отставники из подмосковного Монино. Оскорблённые упразднением (ликвидацией!) приказом министра обороны А. Сердюкова в 2011 году легендарной Военно-воздушной академии им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, они бьются за существование последней авиационной основы города – Центрального музея Военно-воздушных сил России. Говорят, что не позволят разорить музей, выйдут на улицы, будут перекрывать автотрассы.

60 лет в строю

Министр обороны Сергей Шойгу 15 октября подписал план мероприятий по переводу экспозиции Центрального музея ВВС из Монино в парк «Патриот». Копия этого документа в распоряжении редакции «АН» имеется. Из документа следует, что Минобороны до конца года проведёт экспертизу экспонатов музея. А в следующем году музей официально станет частью парка «Патриот». К весне 2020 г. туда перевезут, предварительно застраховав, все самолёты, вертолёты, крылатые и не крылатые ракеты, космические аппараты и макеты атомных бомб. Землю под музеем передадут в муниципальную собственность «под жилую застройку». То есть славная история Центрального музея ВВС в Монино на этом и закончится. Казалось бы, ну и что?

А то, что самым зримым свидетелем лётного прошлого Монино остался лишь Центральный музей ВВС. Да, ещё есть областная общеобразовательная школа-интернат с первоначальной лётной подготовкой имени трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина, памятники и названия улиц, а также мемориальное кладбище, где по надгробиям можно изучать историю авиации страны. И конечно, собственно жители городка, ветераны ВВС, которые сегодня сражаются за музей. Он для них не просто память, он стал смыслом жизни, зримой нитью, связывающей с боевой историей поселения.

В 1926 г. здесь начали строить аэродром, он стал местом базирования первой тяжелобомбардировочной бригады. Вся последующая жизнь посёлка неразрывно связана с авиацией. Первые туполевские бомбардировщики ТБ-3 сели на аэродром в 1932 году. Во время Великой Отечественной из Монино на боевые задания вылетали самолёты 1-й гвардейской авиационной дивизии дальнего действия. В приказах техника дивизии называлась не самолётами, а кораблями – огромные даже по сегодняшним меркам ТБ-7 (Пе‑8), Ер-2 и ДБ-3Ф (Ил-4). В 1956-м дивизию расформировали, но академия осталась. Аэродром фактически прекратил свою работу тогда же, для тяжёлых самолётов реактивной авиации взлётно-посадочная полоса оказалась коротковата. Но до недавнего времени это был закрытый от внешнего мира гарнизон с КПП и охраной. Только после расформирования академии и передачи её функций в Воронеж Военному авиационному инженерному университету пропускной режим отменили. Но и сегодня все воинские приметы сохранились, в том числе и гарнизонная баня.

При поддержке маршала авиации Сергея Руденко в 1960 г. начальник академии Степан Красовский передал часть территории аэродрома под Музей военной авиационной техники. 28 ноября Центральному музею ВВС исполняется 60 лет. В 2004 г., в День Военно-воздушных сил, на аэродроме впервые прошло авиашоу «Летающие легенды». Тогда в российском небе над аэродромом Монино впервые в российской, постсоветской, истории появились летающие легенды – самолёты времён Второй мировой войны.

 

Монинская резня бензопилой

Ветераны-лётчики – люди технически подкованные, они сразу поняли, что экспонаты музея под угрозой – для транспортировки в парк «Патриот» уникальные самолёты и вертолёты неминуемо придётся резать. Размеры у техники, которая прибывала в музей своим ходом, перелетая на монинский аэродром, мягко говоря, никак не вписываются в рамки автотрасс. Например, вот габариты только одного экспоната, самого большого в мире вертолёта-рекордсмена В‑12 (Ми‑12) – высота 12, 5 метра, длина – 37 метров, диаметр двух разнесённых по сторонам несущих винтов – по 35 метров. Масса пустого – больше 69 тонн! Как его везти? Невозможно поверить, что ради перевода музея в Кубинку будут сносить вдоль дорог столбы, снимать провода электропередачи, строить транспортные переходы и переезды. Или Минобороны некуда девать деньги?! Вроде бы есть – идёт перевооружение армии, есть масса проблем с импортозамещением комплектующих изделий. Например, не решены вопросы с силовыми установками для кораблей ВМФ – новенькие изделия стоят у стенки, немецкие дизели MTU под санкциями, а отечественный производитель высокооборотных дизельных двигателей «Звезда» разорён владельцами и сорвал поставки по гособоронзаказу. И таких примеров не счесть, статья не о том. В итоге из перевода в парк «Патриот» получится дорогостоящий ужас под названием «монинская резня бензопилой». По-другому уникальные экспонаты технически невозможно разобрать и собрать на новом месте: болты, гайки за десятилетия хранения под открытым небом закисли, чертежи и технология разборки-сборки часто отсутствует. Это подтверждают и эксперты ведущих авиационных КБ. А теперь представьте, что кому-то пришло в голову перенести на новое место за 100 вёрст Эрмитаж? Или монумент «Родина-мать» вместе с Мамаевым курганом? Кремль? Просто «Интернационал» какой-то получится: «…весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим…» Вопрос, как на варварство посмотрят страховые компании? И Министерство культуры? Или все согласны с тем, что из реально оригинальных, уникальных и некогда летавших раритетов слепят «чучела» типа тех, что установлены на постаментах – без двигателей, гидравлики, электропроводки, авионики? Внешний вид, похожесть, конечно, обеспечат. И даже покрасят. Но это уже не будут те самые знаменитые самолёты, а только их внешний образ. Так можно, не напрягаясь, растиражировать «Чёрный квадрат» Малевича. Ничего сложного – чёрная краска и холст. В Минобороны могут, конечно, возразить: «Сделаем всё по правилам». Но в это поверить невозможно, для разборки-сборки крупных самолётов и вертолётов потребуются годы и сотни высококвалифицированных специалистов-авиастроителей.

К слову, этот музей – один из самых насыщенных и обласканных народным участием. Он жив во многом благодаря волонтёрам, которые поддерживают жизнь техники, красят, восстанавливают раритеты.

Вот и гудит Монино. Готовится к бою за музей. Офицеры – люди организованные. Напрашивается мысль – возможно, вывод из столичного региона, планомерная ликвидация промышленных производств (пролетариата!) и воинских частей, в том числе академий и училищ, связаны ещё и с тем, что власти боятся именно организованных выступлений против заведомо непопулярных решений? Офисный планктон на протесты не пойдёт, у «креативного» класса и персонала торговых точек кишка тонка.

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram