Ровно три десятилетия назад, 15 ноября 1988 года, совершил успешные полёт и посадку в автоматическом режиме принципиально новый космический летательный аппарат – орбитальный многоразовый корабль «Буран». Это была большая победа коллективов многих предприятий советской космической промышленности и смежных отраслей. По оценкам специалистов, на этот полёт «Энергии-Бурана» работали свыше трёх миллионов человек. Поэтому совсем не удивительно, что география торжеств всероссийская. Не удивлюсь, что и на Украине – в Киеве, Днепропетровске и Харькове ветераны той программы поднимут за триумф «Бурана» по стаканчику горилки.
Ждём новых достижений
Сначала о памяти и достижениях. Советская космонавтика по показателю «впервые» поначалу шла на шаг впереди американцев. Первый спутник, Юрий Гагарин, Алексей Леонов, облёты Луны. США бросились догонять и высадились на спутник Земли. Но первая в мире обитаемая орбитальная станция «Салют-1» снова за нами! А дальше Америка продемонстрировала миру многоразовую систему «Спейс шаттл». Первый полёт 12 апреля 1981 года – прозрачный намёк на Гагарина. Наша страна ответила спустя семь лет «Бураном».
Что эпохального было потом у извечных соперников? У нас – ничего. «Энергия-Буран» больше не полетела, а Горбачёв уже начал «сливать» державу, её достижения. Говорят, программа «Энергия-Буран» тоже стала разменной монетой в «договорняках» с американцами. Последовавший развал Союза и приход к власти Б. Ельцина вообще поставили на программе жирный крест в 1993 году – американские советники указали: «Вам это не надо». Сами США сейчас осваивают космическое пространство тоже без особо заметных успехов. Да, они куда более оперативно развернули к началу 1990-х систему глобального позиционирования GPS, над которой работали с начала космической эры. Наша Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС), скажем так, слегка подзадержалась и упустила мировой рынок услуг. Скажете, есть же ещё Международная космическая станция (МКС). Да, есть, работает. Но для космонавтики это давно пройденный этап.
Сейчас все космические державы – Россия, США, Китай – пришли к выводу: для любой продуктивной деятельности выше околоземной орбиты нужно создавать ракету-носитель сверхтяжёлого класса.
Плевок в космос
В позапрошлом году объявляют – в «Роскосмосе» по поручению президента В. Путина приступили к проектированию новой ракеты сверхтяжёлого класса, создать которую планируется, используя задел программы «Энергия-Буран», в ходе которой были разработаны двигатели РД-171, до сих пор считающиеся непревзойдённым достижением в сфере жидкостного двигателестроения. От строительства сверхтяжёлой «Ангары А5В» с водородной ступенью «Роскосмос» намерен отказаться. Конец 2018-го – опять песни про «Ангару», которую, толком не летавшую, по словам главы «Роскосмоса» Дм. Рогозина, уже надо модернизировать.
«Спейс шаттл» и «Энергия-Буран»
Эти программы не братья-близнецы. Несмотря на то что создателям «Энергии-Бурана» политбюро приказало не умничать и «делать всё, как у американцев», наши конструкторы пошли своим путём. Космопланы «Шаттл» и «Буран» только внешне похожи. Габариты определялись грузоподъёмностью, а формы – законами аэродинамики. Но у американцев это был обязательно пилотируемый корабль с экипажем на борту. В автоматическом режиме, как «Буран», он не приземлялся. На «Буране» изначально была заложена система спасения экипажа, катапультные кресла для пилотов, на больших высотах – экстренное отделение от ракеты-носителя – на шаттлах такого нет. К тому же на более поздних модификациях конструкторы предусмотрели установку двух турбореактивных (авиационных) двигателей, которые позволяли совершать горизонтальный полёт и маневры в атмосфере. Мало того, и в космосе «Буран» имел намного больше возможностей менять орбиты и направления – его двигатели маневрирования имели суммарную тягу 16 тонн.
Принципиальным и самым важным на сегодняшний день стала другая особенность системы «Энергия-Буран». В отличие от американской «Спейс шаттл», где челнок-космолёт до выхода на орбиту является неотъемлемой частью ракеты-носителя, «Энергия» была абсолютно самостоятельной единицей, универсальной транспортной системой. Ракета-носитель «Энергия» способна выводить любые грузы массой до 100 т на околоземную орбиту. Для сравнения: «Спейс шаттл» – максимум 29, 5 тонны. На первом, «добурановском», пуске «Энергией» был выведен на орбиту массогабаритный макет орбитальной лазерной платформы «Скиф-ДМ» или же, как было объявлено, искусственный спутник Земли (ИСЗ) «Полюс». То есть, если бы не предательство элит, Россия сегодня была бы монополистом и хозяином как на околоземной орбите, так и в дальнем космосе. Но многие эксперты, в том числе из специалистов космической отрасли, убедили руководство страны, что сверхтяжёлая ракета-носитель никому не нужна, для неё нет достойной загрузки. Всё, что необходимо, поднимем грузовыми «Протонами» и перспективной «Ангарой». Сегодня полноценную сверхтяжёлую ракету нам обещают к 2035 году.
«Байкал» в космос не вышел
Полёт пилотируемой версии «Бурана», так называемого изделия 2.01 «Байкал», был намечен на 1994 год. Он должен был стать первым пилотируемым в программе «Энергия-Буран». Полёт планировали как испытательный, потому экипаж должен был состоять лишь из двух космонавтов – командир Игорь Волк и бортинженер Александр Иванченков. Продолжительность полёта третьего лётного экземпляра должна была составить всего сутки. Корабль должен был быть оборудован системой жизнеобеспечения и двумя катапультируемыми креслами производства НПО «Звезда» К-36РБ.
Герой России Магомед Толбоев, космонавт-испытатель многоразового космического корабля, это его МиГ-25 на всех кадрах кинохроники проносится параллельно «Бурану» над бетонкой взлётно-посадочной полосы аэродрома Юбилейный, краток:
– Сегодня ищем сверхтяжёлую ракету-носитель на Луну. Так вот она стоит – «Энергия». 21 миллион литров заправка водород-кислород-керосин. Экологически чистая ракета! Гигантская! А они всё планируют и планируют создать носитель к 2028 году, 2035-му. Так до трёхтысячного года допланируются. Слабаки они.
Двигатели РД-170 создавать не надо, они есть и производятся в виде экспортируемых в США РД-181 (это «четвертинка» от РД-170). На складах прячутся кислородно-водородные РД-0120. Что ещё надо? Неужели все чертежи и технологические карты «Энергии» уничтожены? Трудно поверить.
Некоторые пессимисты считают, что у России брать уже нечего, остались только светлые головы молодых талантливых ребят, которых в открытую переманивают к себе сытые западные концерны, работающие в сферах высоких технологий. Это авиастроение, космос, физика, химия, математика. Но на самом деле кое-что осталось. Нельзя распылять школу, опыт 40 лет ещё тех, советских, наработок.
Знаете, что страшно на самом деле? Когда звучат суммы, выделяемые на программы «Роскосмоса», авиастроения и двигателестроения, комментаторы новостей, рядовые граждане и «диванные эксперты» начинают дружно констатировать: «Половину денег украдут сразу, остальные распилят в процессе освоения». То есть в обществе сформировано полное прочное неверие в умственные и профессиональные способности современных организаторов промышленности. Кто бы изменил тенденцию? Трагично не то, что из-за кризиса и санкций денег стало меньше, их в умелых руках на дело бы хватило. Трагично другое – господа топ-менеджеры, ни черта не понимая в технике и технологиях, принимают судьбоносные решения, основываясь на данных, переданных им наверх по цепочке угодливыми лизоблюдами. Незнайки расставляют на ключевые должности Знаек? Не смешите…
«Буран» – наследник «Спирали»
РАЗРАБОТКА двухступенчатой воздушно-космической системы «Спираль» и её орбитального самолёта начались в конструкторском бюро ОКБ-155 А.И. Микояна летом 1966 года. Много позже министр обороны А.А. Гречко не дал разрешения на орбитальные испытания практически готового многоразового лёгкого космического самолёта ЭПОС (экспериментальный пилотируемый орбитальный самолёт), начертав резолюцию: «Фантазиями мы заниматься не будем». А под программу был даже сформирован отряд боевых лётчиков!Д.Ф. Устинов в 1976 году, после ухода из жизни маршала А.А. Гречко, занял пост министра обороны, но его мнение о перспективных космических программах тоже отвергало «фантастику». А после того как американский челнок нырнул с орбиты до высоты 80 км над Москвой, все силы были брошены на «Энергию-Буран». В данной ситуации разрабатываемая главным конструктором Г.Е. Лозино-Лозинским и его соратниками «Спираль» ушла на задний план, её прикрыли. Испытательные полёты космолётов, которые готовили по теме «Спираль», полуподпольно проводились в интересах программы «Энергия-Буран». На них отрабатывали термозащиту и конструктивные элементы.
А Глеб Лозино-Лозинский возглавил НПО «Молния» и все силы отдал созданию «Бурана». Задачу поставили амбициозную – догнать и снова обогнать американцев в космической гонке. Получилась своего рода сталинская «шарашка». Только в те шарашки силой загоняли инженерно-конструкторскую мысль авиастроения страны (зато и обеспечение тех зэков было, говорят, получше, чем на воле), а в 1970-е годы на «Молнии» собрали специалистов со всей страны, мечтающих о новом этапе космонавтики, о прорыве в дальний космос. Тогда их завалили деньгами и дали возможность творить. Неспроста создавали это спецпредприятие – задел на «Молнии» собран колоссальный. Да, в 1990-е угробили Тушинский машиностроительный завод (ТМЗ), при котором «Молния» фактически исполняла роль головного КБ, но в архивах столько интересного. Бери и твори!