Бурятия переехала на Дальний Восток
№ () от 7 ноября 2018 [«Аргументы Недели Иркутск», Марина Денисова ]
На Дальнем Востоке проснулись 5 ноября жители Бурятии и Забайкальского края. Президент России Владимир Путин 3 ноября подписал указ о выходе этих двух регионов из состава Сибирского федерального округа и включении их в состав округа Дальневосточного. Но если в Забайкальском крае этот вопрос более или менее обсуждался, то для жителей Бурятии такой поворот событий стал, мягко говоря, неожиданным.
Правительству России поручено за три месяца привести свои акты в соответствие с новой действительностью и указом президента. Нужно утвердить структуру и штатную численность аппаратов полномочных представителей президента РФ в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах и провести прочие организационные мероприятия.
В Бурятии и Забкрае тоже будет три месяца на пересмотр своей нормативной базы. Но организационных мероприятий, как отметил первый зампред правительства республики Игорь Шутенков, не потребуется. Даже местные вузы уже сообщили, что не собираются переименовывать названия, в составе которых есть слово «Сибирский».
Многие чиновники Бурятии выражают восторг по поводу «переезда» на Дальний Восток. Одним из первых к жителям республики обратился экс-глава региона, ныне сенатор Вячеслав Наговицын. «Поздравляю жителей Бурятии с вхождением республики в состав Дальневосточного федерального округа! С сегодняшнего дня все преференции, ранее разработанные для опережающего развития дальневосточных субъектов России, распространяются и на Бурятию. Республике дан шанс из глубоко дотационного региона стать экономически развитым, самодостаточным субъектом с развитой социальной инфраструктурой с обеспеченностью выше средних показателей по стране и школами, и детскими садами, спортивными, медицинскими учреждениями и учреждениями культуры», — написал Наговицын на своей странице в «Фейсбуке». Он подчеркнул, что «возможна в скором времени и газификация региона», о которой до сих пор в Бурятии шли только разговоры.
Дополнительные возможности?
Спикер Народного хурала Владимир Павлов отметил, что от этого решения выиграют все, ведь здесь одни плюсы: «Наша главная задача — успешно реализовать положения республиканского закона о программе социально-экономического развития Бурятии, повысить качество жизни людей. Для этого нужны инвестиции, дополнительная государственная поддержка. Мы долго не могли войти в программы развития Дальнего Востока. Теперь двери для нас открыты».
Подробнее о переходе в ДФО высказался нынешний глава региона Алексей Цыденов: «То, что мы вошли под юрисдикцию ДФО, дает нам дополнительные преимущества по социально-экономическому развитию республики, потому что в рамках действующего законодательства предусмотрены дополнительные преференции субъектам РФ, входящих в ДФО. С точки зрения экономики на Дальнем Востоке действует ряд институтов развития. Это стимулирование инвестиционных проектов, поддержка Фонда развития Дальнего Востока, выплаты при рождении третьего ребенка, налоговые льготы. Плюс есть преимущества в развитии туризма, так как предусмотрены электронные визы». Впрочем, Цыденов отметил, что Бурятии было «комфортно и в рамках Сибирского федерального округа» и поблагодарил полпреда Сергея Меняйло за совместную работу.
Остальные министерства смотрят на ситуацию не менее радужно. Так, Игорь Шутенков отметил, что изменения коснутся финансирования Бурятии и формирования ее бюджета. В частности, безвозмездных поступлений из федерального бюджета. Самые крупные поступления в бюджет Бурятии — дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности — останутся на прежнем уровне, а вот субсидии увеличатся. «Мы, как и остальные субъекты ДФО, должны получать деньги на опережающее развитие. То есть не в той же динамике, как все остальные, а чуть больше», — отметил Цыденов и подчеркнул, что новое финансирование начнется уже с 2019 года.
Министр экономики Бурятии Александр Бардалеев обратил внимание на то, что в Правительстве Российской Федерации есть должность заместителя председателя правительства — полномочного представителя президента по ДФО, который координирует работу всех федеральных органов исполнительной власти по вопросам развития Дальнего Востока. «Мы будем иметь больше возможностей в части лоббизма, так как статус заместителя председателя полномочного представителя очень высокий и, на наш взгляд, позволит нам гораздо лучше решать наши вопросы на федеральном уровне», — подчеркнул Бардалеев.
Министр социальной защиты населения Бурятии отметила, что все наборы льгот для жителей республики сохранятся, и, более того, появится новый вид поддержки для многодетных семей: выплаты при рождении третьего ребенка. Министр туризма Бурятии Мария Бадмацыренова сообщила, что вхождение в ДФО расширит возможности для туризма в части применения электронных виз. На сегодня оформить такие визы могут граждане 18 стран — это Алжир, Бохрейн, Индия, Иран, Катар, КНР, Корея, Кувейт, Марокко, Мексика, ОАЭ, Аман, Саудовская Аравия, Сингапур, Тунис, Турция и Япония. Возможность получения электронных виз для граждан этих стран распространяется на все воздушные пункты пропуска на территории ДФО. Сейчас будет идти работа по включению в этот перечень пунктов пропуска и Бурятии.
Не сибиряки, и не дальневосточники
Что касается в целом жителей Бурятии, то здесь настроения диаметрально противоположные. Во-первых, оптимизма чиновников простые граждане особо не разделяют, во-вторых, не собираются отказываться от звания «сибиряков», а в-третьих, просто не понимают, почему, прежде чем принять такое решение, не провели референдум и просто не поинтересовались общественным мнением по этому вопросу. «Зачем перечеркивать историю двух регионов таким делением? Почему никто не спросил нас, хотим ли мы в другой округ?» — интересуются люди в соцсетях. В мгновение ока сети заполонило множество мемов на тему «крепостного права», «дня разъединения» и так далее. Не последнее место в череде опасений занимает ситуация с программой «дальневосточный гектар». Министерство земельных и имущественных отношений Бурятии уже заявило, что эта программа распространится на республику и что в регионе готовы приступить к подготовке земель для раздачи гектаров. В том числе не исключили чиновники и возможности выделения земли на Байкале.
В Бурятии есть такие ограничения, как «Байкальская природная территория» и «Центральная экологическая территория» объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. Эти земли не могут быть предоставлены в частную собственность. Границы ЦЭЗ установлены распоряжением РФ, они совпадали до недавнего времени с водоохранной зоной. В этом году были внесены изменения в закон и границы водоохранной зоны были сокращены до 200 метров от береговой линии и совпали с границами прибрежных населенных пунктов. Границы ЦЭЗ не менялись, и при разработке документа ориентироваться в минимущества будут именно на него. Однако, по словам министра земельных и имущественных отношений РБ Маргариты Магомедовой, могут быть «варианты»: «Если возможность такая будет, будем варианты находить для того, чтобы и там (на Байкале, — ред.) возможно было предоставление земли», — отметила она. Жители республики заранее опасаются, не начнется ли массовая раздача земли и леса, и того, как это может сказаться на Байкале.
Но есть и третья сторона — эти люди не испытывают ровно никакого оптимизма, но и излишне драматизировать ситуацию тоже не склонны. Так, представитель партии КПРФ, депутат Народного хурала Бурятии Баир Цыренов не видит в смене округа ничего катастрофического, но и тех сказочных перспектив, которые рисуют власти, не предрекает тоже. По его словам, для населения республики ничего особенно не изменится, кроме названия: раньше были сибиряками, теперь стали дальневосточниками. Вполне можно ожидать, говорит он, что вопрос предоставления дальневосточного гектара добавит путаницы в и без того запутанный земельный вопрос: «В целом ожидания, что дальневосточные программы нам в чем-то помогут, вряд ли оправдаются. У нас действуют те же майские указы, но очереди в садик как были, так и остаются, как школы были переполнены, так и есть. Так что все эти сказки про программы на самом деле ерунда, тем более мы теперь окраина одного из округов. Формально мы входим теперь в ДФО, но там же и без нас уже ряд регионов и никто не готов сказать, что там жизнь замечательная, посмотрите на отток населения».
Тревогу также вызывает и администрирование вопроса по Байкалу, говорит Цыренов. Большая часть ведомств, работающих в этой сфере, та же Байкальская природоохранная прокуратура, теперь находится в Сибирском федеральном округе, и пока не ясно, смогут ли два округа выстроить нормальную работу и как скоро это произойдет. А также сколько для этого понадобится новых чиновников, отделов и межокружных комиссий.